Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.
статья по английскому языку по теме

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это начало кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей ,смены ведущих ценностей. У детей  с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с  новыми  ожиданиями. Они чаще отвлекаются , неадекватно  реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти  объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны  педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между ним и учениками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_srostki_19.10.2012.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы  говорим с вами о проблеме преемственности, о трудностях, которые испытывают дети, при переходе из начальной школы в старшую, и как их к этому подготовить.

        Для начала разберемся: что такое преемственность?

        Преемственность трактуют по-разному, понимая ее как

внутреннюю связь между отдельными частями единого курса,

либо просто как использование полученных в начальных классах знаний при дальнейшем изучении предмета,

либо как постоянство и единство требований, предъявляемых к учащимся.

        Рассматривая преемственность на “практическом” уровне, хочу обратить ваше внимание на три аспекта:

преемственность в содержании курса;

преемственность в формах и методах работы;

преемственность в требованиях к учащимся.

Преемственность в содержании курса. 

В начальной школе используется УМК “MILLIE”, логическим продолжением которого, по сути, является  УМК “NME”, по которому мы начинаем заниматься с 5 класса.

Умк «Millie»

Концепция курса строится на принципах личностно-ориентированного подхода, учитывающего индивидуальные, психологические и возрастные особенности детей;

hеализуются принципы коммуникативного подхода, нацеленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся;

большое количество коммуникативно-направленных заданий: различных игр, коммуникативных ситуаций, связанных с песнями, рифмовками и историями, элементов ручной работы и др.

Концепция учебника основывается на принципе овладения языком вследствие погружения учащихся в языковую среду.

Умк «New Millennium English»

Переходный УМК “New Millennium English” для 5 класса (4 год обучения) обеспечивает методически грамотный переход от учебников “Millie” к учебникам “New Millennium English” и преемственность в методах и подходах к обучению.

Разнообразные развивающие упражнения, игры, стихи и песни повышают мотивацию изучения английского языка, облегчают контроль и самоконтроль учащихся.

Коммуникативно-когнитивный подход

ориентированный на личность учащегося,

 формирующий у учащихся основы кросс-культурной компетенции,

основывающийся на межпредметных связях,

 обеспечивающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию и письму), их различным стратегиям,

 использующий только аутентичные языковые материалы, отражающие современное, «живое» использование АЯ носителями,

 следующий принципу введения лексико-грамматических явлений через широкий функциональный контекст,

 формирующий навыки самостоятельной и независимой работы учащихся, навыков самоконтроля,

 носящий проблемно-проектный характер и сочетающий различные формы учебного сотрудничества.

Какими же формами и методами обучения можно этого добиться.

        В современной дидактике организационные формы обучения, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

в 4 классе

в 5 классе

 индивидуальная

индивидуальная

- фронтальная          

фронтальная

- групповая;

групповая

- парная

парная

         При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

  При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся.

  Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной.

Методы обучения и их классификация

        Под методом подразумевается набор практических приемов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности. Метод обучения, за огромное время своего существования, приобрел самое разное толкование ведущими учеными в области педагогики, но исходя из толкования самого метода, можно метод обучения охарактеризовать, как набор практических и теоретических сведений, необходимых для обучения учащегося какому-либо учебному предмету.

         Методы обучения классифицируются по 3 основным признакам:

1) По источникам и типу подачи информации:
- разговорный метод с помощью речи: пересказ произведения, содержательная лекция о предмете или авторе, собеседование с учащимся;
- наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок изображения, демонстрация пособий;
- практический метод: проведение лабораторных работ, написание изложений, сочинений.
2
) По взаимодействию учителя и обучаемого:
- метод совместного поиска истины;
- метод исследования и познания.
3)
По основным методам, употребляемым учителем в своей работе:
- организационные методы;
- методы стимуляции и мотивирования учебного процесса;
- контролирующие методы.

Преемственность в требованиях к учащимся.

        В концепции УМК «Школа России» ценностные ориентиры определяются также и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

     Это человек:

любознательный,  интересующийся, активно познающий мир;

владеющий основами умения учиться;

любящий родной край и свою страну;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

        В основной школе учащиеся больше работают самостоятельно. Поэтому в 4 классе все больше времени уделяется самостоятельной работе.

        Для проверки уровня знаний учащихся я использую типовые тестовые задания для второго, третьего и четвертого классов под редакцией Крыловой О.Н. Тесты подобраны таким образом, что помогают выяснить насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность, что очень важно в начальных классах. Учащиеся учатся работать самостоятельно.  

В основной школе большое внимание уделяется проектной деятельности. Поэтому я стараюсь заинтересовать учащихся проектной и исследовательской работой на самой ранней ступени обучения.  Мои ученики  принимают активное участие в коллективных проектных и исследовательских работах, проводят индивидуальные исследования. В 2010 году я демонстрировала мастер-класс на районном семинаре по учебно-методической работе «Обеспечение конкурентоспособности обучающихся на рынке труда посредством сетевого взаимодействия и профильного обучения, а также развития творческих и исследовательских способностей учащихся». Учащиеся проводили исследования, делали обобщения, выводы, создавали математические модели реальных ситуаций.

Так же большое внимание уделяю групповой работе, работе в парах.

Кабинет начальной школы оснащен всем необходимым для организации коллективной и групповой работы.

Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Преемственность в содержании курса – традиционная программа в начальной и основной  школе.

Преемственность в формах и методах работы – единые формы и методы работы присутствуют в начальной и основной школе.

Преемственность в требованиях к учащимся – основное требование это - умение учиться.



 

Комментарии

Преемственность между начальной и средним звеньями школьного обучения.