Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения
статья на тему

Соколовская Оксана Евгеньевна

Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований государства в сфере образования.

Воспитательно-образовательный процесс в соответствии со стандартами нового поколения признан:

   - учить личность постоянно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность;

  -  формировать готовность осваивать требования основного и полного образования;

    - совершить в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути;

    - формировать навыки самообразования и самовоспитания.

Современное состояние России отличается интенсивным развитием  научно-технического прогресса, и соответственно, постоянным обновлением информации.  Эта особенность образования на многих сферах жизнедеятельности общества, в том числе и на образовании на всех его уровнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_mezhdu_nachalnym_i_srednim_zvenom.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения.

учитель русского языка и литературы

Соколовская Оксана Евгеньевна

Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований государства в сфере образования.

Воспитательно-образовательный процесс в соответствии со стандартами нового поколения признан:

   - учить личность постоянно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность;

  -  формировать готовность осваивать требования основного и полного образования;

    - совершить в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути;

    - формировать навыки самообразования и самовоспитания.

Современное состояние России отличается интенсивным развитием  научно-технического прогресса, и соответственно, постоянным обновлением информации.  Эта особенность образования на многих сферах жизнедеятельности общества, в том числе и на образовании на всех его уровнях.

Новые требования к образованию подрастающего поколения  затронули пока только  начальную школу. Для учителей начальных классов приоритетным направлением является познавательная и творческая деятельность младших школьников.

Как показывает педагогический опыт, важно не количество проведенных мероприятий, а их качество и результативность работы. Активность школьников высока лишь в том случае, если учитель настроил их на учебный процесс, на изучение материала, который вызывает интерес и потребность в получении новых знаний. И не только у учителя начальных классов.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями-предметниками. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителя-предметника. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке?

Пока решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников, и его отмеченный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями. Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Вот здесь и могут выручить нестандартные уроки.

Нестандартный урок – одна из необычных форм обучения. Содержание урока, его яркость, эмоциональность, разные виды работ (работа в группах, в парах, творческие задания, игровые ситуации и т.д.), вызывают самостоятельный поиск и работоспособность школьников для активного усвоения учебного материала.

Выделяют рекомендации при проведении нестандартных уроков:

    - не следует часто проводить нестандартные уроки, так как у обучающихся  потеряется интерес к учебному процессу;

     - при проведении нестандартных уроков необходимо тщательно подготовиться учителю к разработке системы знаний;

    - при организации нестандартных уроков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности класса, уровень обучающихся и темп работы;

    - на уроке должна присутствовать атмосфера добра, творчества и радости.

Кроме того, если учитель начальных классов практиковал такую учебную деятельность, а в пятиклассники   очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, созданные их первым учителем. Не следует забывать, что они очень эмоциональны, и жизнь видят через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к предмету, а не наоборот. Если нравится учитель, то и нравится и предмет.

Итак, переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психологию ребенка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественные усложнения требований, предъявляемые на «самого маленького» в средней, - все это является серьезным испытанием для психики школьника. В связи с этим возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности. Работа должна вестись по трем направлениям:

       - совместная методическая работа  учителя начальной школы и учителя-предметника в среднем звене;

       - работа с учащимися;

       - работа с воспитателями (родителями).

Преемственность между начальной школы и пятым классом предлагает следующие направления:

      - образовательные программы;

      - организация учебного процесса;

      -  единые требования к обучающимся;

      - структура урока (уроки-путешествия, КВН, викторины по сказкам, «По страницам словаря» и т.д.).

Учебный процесс, содержащий   нестандартные формы проведения уроков, способствует формированию познавательного интереса, активности, плодотворной работы школьника.

Важно, чтобы каждый педагог чувствовал атмосферу творчества, простор для находок и идей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это ...

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Материал педсовета по проблеме преемственности между начальным и средним звеном школы.    Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфлик...

Памятка для педагогов начальных классов по преемственности между начальным и средним звеном

Рекомендации педагога-психолога для педагогов начальных классов школы 8 вида по подготовке учащихся к переходу из начального в среднее звено...

Проектная деятельность на уроках математики как основа преемственности между начальным и средним звеном.

Материалы Всероссийского конкурса педагогов развивающего обучения, посвященный 115-летию со дня рождения Л.В.Занкова "Фестиваль педагогических идей: стремление, познание, творчество".Один из примеров ...

Преемственность между начальным и средним звеном

Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования  способствует обеспечению преемственности...

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...