Преемственность между начальным и средним звеном
методическая разработка по географии (6 класс)

Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования  способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Преемственность –это двусторонний процесс: 1.С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. 2.С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал.

задача – помочь школьникам в обеспечении плавного, постепенного и безболезненного перехода обучающихся из начальной в основную школу. Начало пятого класса – интересный и сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Поэтому  создание условий для успешной адаптации пятиклассников возможно лишь при целенаправленной, совместной деятельности всех участников образовательного процесса. И это возможно только при  тесном сотрудничестве учителей начального и среднего звена.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Преемственность между начальным и средним звеном»

Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования  способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Преемственность –это двусторонний процесс: 1.С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. 2.С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал. 

задача – помочь школьникам в обеспечении плавного, постепенного и безболезненного перехода обучающихся из начальной в основную школу. Начало пятого класса – интересный и сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Поэтому  создание условий для успешной адаптации пятиклассников возможно лишь при целенаправленной, совместной деятельности всех участников образовательного процесса. И это возможно только при  тесном сотрудничестве учителей начального и среднего звена.

    Целью моего выступления является анализ методических условий, реализующих преемственность между образовательными ступенями.

Задачи:

  1. Представить краткий теоретический материал по проблеме преемственности в обучении.
  2. Сформировать основные проблемы преемственности начальной и основной школы.
  3. Рассмотреть методическое обеспечение модели преемственности.

Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой, но на разных этапах решалась по-разному.

Впервые проблема преемственности остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся. Осуществлялся переход от обязательного начального образования к обязательному семилетнему. Несогласованность между четвертым и пятыми классами выражалась в различии методов обучения.   Были расхождения в преподнесении теоретических вопросов. В учебниках начальной школы почти не было обоснований правил, дети учились в основном на задачах, а в 5 и 6 классах удельный вес теоретических знаний резко увеличивался. Сильно отличались и формы записей в тетрадях, требования к степени подробности в изложении решений текстовых задач.

Во второй раз проблему преемственности пришлось  решать вначале 70-х гг.,  введена трехлетняя начальная школа. В учебниках и методических руководствах была достигнута согласованность, начальная школа перестала быть обособленным звеном. Но требования к знаниям, умениям и навыкам были разные. В процессе реформы общеобразовательной и профессиональной школы проблема преемственности встаёт третий раз 80-е гг. Всеобщей становится одиннадцатилетняя средняя школа, обучение начинается с 6 лет, а начальная школа снова оказывается четырехлетней.

    На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю,  учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера - основная задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный.

Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением валеологических требований.

Основные задачи на подготовительном этапе:

  1. Выработка согласованных действий педагогов
  2. Эмоциональная подготовка педагогов
  3. Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе
  4. Психологическое сопровождение.

Подготовительный этап включает:

  1. Создание информационных карт.
  2. Проведение подготовительных организационных мероприятий.

      Прежде чем взять класс мы знакомимся  с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа, изучаем методику обучения. Для этого посещаем уроки в  начальной школы, проводим сами пробные уроки,.

Адаптационный период

 Обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе. В 5 классе  мы стараемся не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что было заложено в начальной школе.

 Самым трудным для обучающихся, попадающих из начальной школы в среднюю, является переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам. Вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, появляются много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становится ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система.

В течение адаптационного периода провожу мониторинг уровня тревожности школьников.

Сопоставление практических наблюдений учителей, психологов, классных руководителей  позволяет выйти на объективные результаты. Информация об индивидуальных особенностях каждого учащегося  систематизируется.

 Основная трудность – взаимодействие с новыми учителями, нарушение обычного эмоционального контакта.

Анализ результативности позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся, проходить адаптацию  безболезненно сохраняя при этом ранее полученные результаты.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям,  учителю важно начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это ...

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.

Материал педсовета по проблеме преемственности между начальным и средним звеном школы.    Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфлик...

Памятка для педагогов начальных классов по преемственности между начальным и средним звеном

Рекомендации педагога-психолога для педагогов начальных классов школы 8 вида по подготовке учащихся к переходу из начального в среднее звено...

Проектная деятельность на уроках математики как основа преемственности между начальным и средним звеном.

Материалы Всероссийского конкурса педагогов развивающего обучения, посвященный 115-летию со дня рождения Л.В.Занкова "Фестиваль педагогических идей: стремление, познание, творчество".Один из примеров ...

Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения

Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований...

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...