Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Арапова Елена Викторовна

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту проблему следующими методами и технологиями обучения:

разнообразный вид деятельности на уроке;

индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;

     использование метода проектов;

обобщение и систематизация информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса через проектную деятельность.

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.

        За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания,  умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. Поэтому в основе свой работы я использую проектный метод обучения,  в основе которого лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности.

  Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

.

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту проблему следующими методами и технологиями обучения:

разнообразный вид деятельности на уроке;

индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;

     использование метода проектов;

обобщение и систематизация информации.

В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и  поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование). Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, необходимо знать уровень развития каждого ученика, его потенциал. Для этого необходимо изучать, знать и учитывать характер и темперамент обучающегося, его темп работы, его образовательные потребности. Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.

Из опыта работы в 5 классе.

  1. На уроках в 5 классе пытаюсь развить познавательный интерес учащихся к предмету.

Учебник Виленкина НЯ и др «Математика 5 класс» содержит задания культурологического характера. В течение года учащиеся выполняли творческие задания : писали сочинения о математике в профессии родителей, придумывали задачи со старинными мерами измерения, искали исторические сведения о числах и по всем темам сочиняли сказки.

Примеры заданий :

  1. Прочитайте исторические справки на станицах 34-35 и 68-69 учебника  и напишите сочинения на одну из тем: «Как люди научились считать», «Числа и народный фольклор», «Магия чисел», «Интересные факты о числах».
  2. Прочитайте историческую справку на с 44 и выполните №241. Составьте задачу с использованием старых русских мер веса.
  3. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе и в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики.

В чем полезность таких маленьких проектов?

  1. В разработку проекта включены все учащиеся класса.
  2. Работая над проектами, учащиеся понимали значимость такой науки как математика, для других наук и повседневной жизни.
  1. Развитие самоконтроля учащихся.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок. С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе и в игре, учебе , труде. Знакомить и формировать этот вид деятельности надо в 5-6 классе.

При обучении математики использую различные приемы самоконтроля:

  1. Сверка с готовым образцом
  2. Проверка на частном случае
  3. Проверка полученных результатов по условию задачи

Примеры заданий:

  1. Три коробки красок стоят 36 рублей, а два альбома 14 рублей. Составьте задачу по выражению 36:3-14;2. Решением поставленной задачи выполнить проверку.
  2. Может ли значение буквенного выражения 76*к+24 при натуральных значениях к быть двузначным числом? Почему?(нет).
  1. Занимательные задания

Знакомство школьника с наукой должно начинаться с интересных и простых моментов.

Я использую занимательные задания  следующих типов:

  1. Структура такова: фабула - интересная история, заканчивающаяся вопросом, и математическое упражнение, последовательно решая которое ученик получает набор чисел; каждому такому числу соответствует определенная буква; из полученного набора нужно сложить слово, что и является ответом на вопрос.
  2. Поиск закономерностей. Им также предшествует интересная история.
  3. Поисковые задания. Выполнив математическое упражнение, ученику удается получить лишь часть информации. Используя дополнительную литературу, он ищет недостающие данные и отвечает на вопрос. Для их выполнения дается несколько дней.
  4. Задания отсканированы и будут включены в презентацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первые профессиональные достижения и находки Арапова Е. В.

Слайд 2

Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Слайд 3

Успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания.

Слайд 4

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением

Слайд 5

Из опыта работы в 5 классе.

Слайд 6

Развитие познавательного интереса через проектную деятельность. Пример заданий . 1 Прочитайте историческую справку на стр. 44 и выполните №241. составьте задачу с использованием русских мер веса. 2 поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе и в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики

Слайд 7

Развитие самоконтроля учащихся . П риемы самоконтроля : 1 Сверка с готовым образцом 2 Проверка на частном случае 3 Проверка полученных результатов по условию задачи

Слайд 8

Примеры заданий : 1 Три коробки красок стоят 36 рублей, а два альбома 14 рублей. Составьте задачу по выражению 36:3-14:2 . Решением поставленной задачи выполнить проверку. 2 Может ли значение буквенного выражения 76*к+24 при натуральных значениях к быть двузначным числом? Почему?(нет).

Слайд 9

Занимательные задания Знакомство школьника с наукой должно начинаться с интересных и простых моментов . Я использую занимательные задания следующих типов : 1 тип

Слайд 10

2 тип

Слайд 11

3 тип


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.

Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Развитие познавательной активности через проектную деятельность при использовании экологических блоков в курсе физики

В этой работе обобщен опыт по использованию в преподавании курса физики экологического материала, что способствует внедрению метопредметного подхода в обучении....

презентация "Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии"

Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии...

Статья «Развитие познавательной активности в проектной деятельности на уроках технологии».

Цель:   повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии....

Проектная деятельность на уроках математики как основа развития учебно-познавательной компетенции

Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех учебных дисциплинах, в том числе и на матема...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Посредством метода проектов мне удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся их практической преобразовательной деятельностью. Работа над проектом помогает учащимся проявить...