Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.
методическая разработка по географии по теме

Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса. • Формирование познавательного интереса к предмету. Что касается содержания школьной географии как фактора формирования творческого мышления к предмету, то учитель по – прежнему разными примерами и фактами иллюстрирует одни и те же закономерности, разными способами формирует понятия, с помощью разных заданий и упражнений формирует отрабатывает специальные географические умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема:

Развитие творческого мышления,

через проектную деятельность на уроке.

Среди школьных предметов  нельзя выделить  главные и второстепенные. Учащиеся по –  разному   с интересом и без него, с уважением и пренебрежением – отзываются об одних и тех же предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании о географии:  от равнодушия  до живого интереса и сознательной  убежденности в необходимости глубокого изучения.                                                                                                                                        

    Трудно представить другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким , как география, диапазоном         

межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, может реализовать школьный учитель.

    Обучая своему предмету, учитель сознательно или нет, стихийно или целенаправленно формирует у учащихся отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом.

    В развитии творческого мышления  к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.

      Цель работы над данной темой:  

     Показать возможные пути реализации творческого подхода         в обучении географии.

  1. Задачи:

  1. Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника  этого процесса.
  2.  Формирование познавательного интереса к предмету.

Что касается содержания школьной географии как фактора формирования творческого мышления к предмету, то учитель по – прежнему разными примерами и фактами иллюстрирует одни и те же закономерности, разными способами формирует понятия, с помощью разных заданий и упражнений формирует  отрабатывает специальные географические умения.

  1.         Технология обучения:
  2. Практические
  3. Наглядные
  4. Словесные

       В технологии обучения географии целесообразно говорить не только об отдельных методах , сколько об их необходимом сочетании, ибо на уроке географии редко можно видеть использование какого – либо метода в чистом виде, без дополнения  другим. Есть технологии активные и не активные, способствующие формированию творческого мышления , или на оборот , тормозящие его развитие.

     В технологии обучения, как и в педагогике, нельзя подходить однозначно: это средство лучше того средства и, следовательно, чаще используется первое.

   Лишь применение системы методов, заранее продуманное разнообразие приемов и форм обучения внутри темы и курса в целом, а затем и при планировании  последующих курсов оказывают  влияние на развитие творческого мышления к предмету географии.

             Деятельность учащихся:

  1. Предметно – практическая
  2.  художественная
  3.  речевая
  4. Индивидуальная или коллективная
  5.  частично – поисковая
  6.  исследовательская

   В развитии творческого мышления  решающее значение именно разумное сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня творческой самостоятельности.

 Названые факторы могут влиять на процесс развития творческого мышления лишь при наличии определенных условий обучения:

  1.  Режим

Его соблюдение проявляется не только в четком начале урока  по звонку или в  отсутствии опоздавших,  в вопросах режима нет мелочей. Налаживание разумного режима работы заключается в четкой организации урока, в единстве требований учителя к ученикам, в объективности и гласности оценок, в выполнении санитарно – гигиенических норм и т. д .

  2. Взаимоотношения учителя и учащихся:

      Необходимый элемент в них – взаимный интерес друг к другу, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом  своем ученике.

                        Проект на уроке

Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его  в активного участника этого процесса в настоящее время общепризнанна всеми – учеными , методистами , учителями. Однако путь этот достаточно труден, и одного декларирования превратим ученика из пассивного  в активного участника учебного процесса явно недостаточно. Возрождающийся в последнее время интерес к проектному методу обучения не случаен. Вот только вряд ли стоит надеяться на него как на единственный и универсальный. У учебного проектирования масса  достоинств, одно из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижения подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В процессе создания учебного проекта учащиеся приобретают новое знание, но нельзя забывать о том , что оно может быть получено , опираясь на базовые знания и умения. Существенное  значение имеет тема учебного проекта, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.

 Творческие работы учащихся

  1. 6 класс  -Составление плана местности действия сказки.
  2. 7 класс – Проект гипотетическго материка, острова.

6класс

Задание:                                                                                             Составить план местности, на котором  происходит                 действие сказки Гуси – лебеди.

Напомним краткое содержание сказки:

Жили- были дед да баба. У них была дочка  да сынок маленький.. Отец с матерью ушли, а дочка посадила  братца на травку под окошко, сама побежала  на улицу , заигралась, загулялась. Налетели гуси – лебеди, под хватили мальчика, унесли на крыльях .Вернулась девочка, глядь мальчика нет. Выбежала она   в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси –лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка  догонять их. Бежала –бежала, видит – стоит печь.. Побежала дальше –стоит яблонька.. Побежала дальше. Течет речка в кисельных берегах… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит стоит избушка на курьих ножках… Вошла девица в избушку Здравствуй  бабушка. Здравствуй девица .Зачем на глаза явилась? – Я по мхам по болотам бежала, пришла погреться…Взяла девочка братца и убежала…

Первые варианты карт готовы через несколько минут, и как правило не отличаются ни разнообразием , ни сложностью ответа .

Вопрос: Разве девочка переходила через речку?

Постепенно , по мере размышления, представления об изображаемой местности меняется, становятся не столь примитивными и упрощенными.

7 класс

Поэтапный план проекта:    
1–й  этап

  1. определение темы проекта.
  2. Постановка учебной проблемы для обсуждения
  3.  определение ролей участников проекта

2-й этап

  1. Совместная подготовка всех учащихся.
  2. Индивидуальная или групповая подготовка участников.
  3.  окончательная обработка материала проекта.

Подведение итогов 3 –й этап

  1. Проведение защиты и обсуждение проектов.
  2. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.

Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии

Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием    современной  открытой  образовательной  технологии –    технологии...

Развитие творческого мышления через летнее домашнее задание по английскому языку.

В статье рассматриваются примеры летних домашних заданий по английскому языку, котрые способствуют развитию творческого и критического мышления учащихся....