Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.
методическая разработка по географии по теме

Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса. • Формирование познавательного интереса к предмету. Что касается содержания школьной географии как фактора формирования творческого мышления к предмету, то учитель по – прежнему разными примерами и фактами иллюстрирует одни и те же закономерности, разными способами формирует понятия, с помощью разных заданий и упражнений формирует отрабатывает специальные географические умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема:

Развитие творческого мышления,

через проектную деятельность на уроке.

Среди школьных предметов  нельзя выделить  главные и второстепенные. Учащиеся по –  разному   с интересом и без него, с уважением и пренебрежением – отзываются об одних и тех же предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании о географии:  от равнодушия  до живого интереса и сознательной  убежденности в необходимости глубокого изучения.                                                                                                                                        

    Трудно представить другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким , как география, диапазоном         

межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, может реализовать школьный учитель.

    Обучая своему предмету, учитель сознательно или нет, стихийно или целенаправленно формирует у учащихся отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом.

    В развитии творческого мышления  к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.

      Цель работы над данной темой:  

     Показать возможные пути реализации творческого подхода         в обучении географии.

  1. Задачи:

  1. Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника  этого процесса.
  2.  Формирование познавательного интереса к предмету.

Что касается содержания школьной географии как фактора формирования творческого мышления к предмету, то учитель по – прежнему разными примерами и фактами иллюстрирует одни и те же закономерности, разными способами формирует понятия, с помощью разных заданий и упражнений формирует  отрабатывает специальные географические умения.

  1.         Технология обучения:
  2. Практические
  3. Наглядные
  4. Словесные

       В технологии обучения географии целесообразно говорить не только об отдельных методах , сколько об их необходимом сочетании, ибо на уроке географии редко можно видеть использование какого – либо метода в чистом виде, без дополнения  другим. Есть технологии активные и не активные, способствующие формированию творческого мышления , или на оборот , тормозящие его развитие.

     В технологии обучения, как и в педагогике, нельзя подходить однозначно: это средство лучше того средства и, следовательно, чаще используется первое.

   Лишь применение системы методов, заранее продуманное разнообразие приемов и форм обучения внутри темы и курса в целом, а затем и при планировании  последующих курсов оказывают  влияние на развитие творческого мышления к предмету географии.

             Деятельность учащихся:

  1. Предметно – практическая
  2.  художественная
  3.  речевая
  4. Индивидуальная или коллективная
  5.  частично – поисковая
  6.  исследовательская

   В развитии творческого мышления  решающее значение именно разумное сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня творческой самостоятельности.

 Названые факторы могут влиять на процесс развития творческого мышления лишь при наличии определенных условий обучения:

  1.  Режим

Его соблюдение проявляется не только в четком начале урока  по звонку или в  отсутствии опоздавших,  в вопросах режима нет мелочей. Налаживание разумного режима работы заключается в четкой организации урока, в единстве требований учителя к ученикам, в объективности и гласности оценок, в выполнении санитарно – гигиенических норм и т. д .

  2. Взаимоотношения учителя и учащихся:

      Необходимый элемент в них – взаимный интерес друг к другу, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом  своем ученике.

                        Проект на уроке

Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его  в активного участника этого процесса в настоящее время общепризнанна всеми – учеными , методистами , учителями. Однако путь этот достаточно труден, и одного декларирования превратим ученика из пассивного  в активного участника учебного процесса явно недостаточно. Возрождающийся в последнее время интерес к проектному методу обучения не случаен. Вот только вряд ли стоит надеяться на него как на единственный и универсальный. У учебного проектирования масса  достоинств, одно из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижения подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В процессе создания учебного проекта учащиеся приобретают новое знание, но нельзя забывать о том , что оно может быть получено , опираясь на базовые знания и умения. Существенное  значение имеет тема учебного проекта, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.

 Творческие работы учащихся

  1. 6 класс  -Составление плана местности действия сказки.
  2. 7 класс – Проект гипотетическго материка, острова.

6класс

Задание:                                                                                             Составить план местности, на котором  происходит                 действие сказки Гуси – лебеди.

Напомним краткое содержание сказки:

Жили- были дед да баба. У них была дочка  да сынок маленький.. Отец с матерью ушли, а дочка посадила  братца на травку под окошко, сама побежала  на улицу , заигралась, загулялась. Налетели гуси – лебеди, под хватили мальчика, унесли на крыльях .Вернулась девочка, глядь мальчика нет. Выбежала она   в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси –лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка  догонять их. Бежала –бежала, видит – стоит печь.. Побежала дальше –стоит яблонька.. Побежала дальше. Течет речка в кисельных берегах… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит стоит избушка на курьих ножках… Вошла девица в избушку Здравствуй  бабушка. Здравствуй девица .Зачем на глаза явилась? – Я по мхам по болотам бежала, пришла погреться…Взяла девочка братца и убежала…

Первые варианты карт готовы через несколько минут, и как правило не отличаются ни разнообразием , ни сложностью ответа .

Вопрос: Разве девочка переходила через речку?

Постепенно , по мере размышления, представления об изображаемой местности меняется, становятся не столь примитивными и упрощенными.

7 класс

Поэтапный план проекта:    
1–й  этап

  1. определение темы проекта.
  2. Постановка учебной проблемы для обсуждения
  3.  определение ролей участников проекта

2-й этап

  1. Совместная подготовка всех учащихся.
  2. Индивидуальная или групповая подготовка участников.
  3.  окончательная обработка материала проекта.

Подведение итогов 3 –й этап

  1. Проведение защиты и обсуждение проектов.
  2. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.

Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

Развитие творческой личности через проектную деятельность.

Организация  исследовательской деятельности обучающихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Учебная исследовательская работа позволяет организовать такую познават...

Развитие творческого мышления через летнее домашнее задание по английскому языку.

В статье рассматриваются примеры летних домашних заданий по английскому языку, котрые способствуют развитию творческого и критического мышления учащихся....