Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.
материал по теме

     Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметная технология РКМЧЧП ("Развитие критического мышления через чтение и письмо"), которую я применяю в своей практике. В частности, раскрыты признаки, особенности, преимущества, разноообразие стратегий используемой технологии. А так же представлена разработка урока географии в 6 классе по теме "Это удивительное вещество - вода"  в стратегии "Зигзаг" названной выше технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_rkmchchp.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  - современная надпредметная технология. «РКМЧЧП» - личностно ориентированна. Признаками личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития; акцент на мотивацию достижений успеха; акцент на само проектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников процесса; диалог как средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями ; эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Учитель, применяя данную технологию в обучении школьников, должен ориентироваться на формирование умений, необходимых  для непрерывного образования на протяжении всей жизни, а именно: умение отвергать ненужную информацию и умение рассматривать новое знание в контесте имеющегося. Из них первое связано с пониманием, осмыслением, сомнением, независимостью, оценкой, интерпретацией, новой информацией, второе предполагает активность, понимание, осмысление, сомнение, независимость, пытливость субъекта познания.

Данная технология включает в себя большое количество стратегий – рафт, зигзаг, параллельные тексты и т.д. Данный урок разработан в стратегии «Зигзаг ». Суть данной стратегии заключается в следующем:

- учащиеся формируют корпоративные группы, работающие по поставленной на уроке проблеме, в которой учащимся предлагается  чтение разных текстов по одной проблеме

- затем  формируются экспертные группы учащихся, которых объединяет один текст

- учащиеся читают текст, задают по тексту вопросы, структурируют полученную информацию

- возвращаются в свою группу и объясняют другим учащимся свой материал, представляя при этом схемы, составленные в ходе работы в экспертной групп е

- итогом работы корпоративной группы является составление и презентация кластера (структурно-логической схемы) по поставленной в начале урока проблеме.

ТЕМА. Это удивительное вещество – вода.

Цели урока

Образовательные: изучить физические свойства воды, нахождение ее в природе ,способы опреснения и  обеззараживания природной воды, способы очистки сточных вод, применение воды в быту и деятельности , показать взаимную связь географии с другими науками.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и потреблению воды в быту.

Развивающие: развивать навыки работы с текстом, работать в группе, умения выделять главное, обобщать материал, создавать кластеры, грамотно излагать свои мысли.

Ход урока.

Учащиеся сидят за столами в группах. Тема урока скрыта на доске и не объявлена.

  1. Стадия вызова.

Учитель зачитывает цитату:  «У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не возможно описать…»

Вопрос к учащимся: «Как вы думаете о чем идет речь?»

Учащиеся высказывают свое мнение, которое фиксируется на доске.

Учитель читает дальше: «Это самое главное вещество для жизни на Земле»

Ожидаемый ответ учащихся – ВОДА

«Какие ассоциации вызывает у вас слово «ВОДА»?

Учащиеся высказывают свои ассоциации, которые фиксируются на доске.

  1. Стадия реализации смысла.

Учащимся предлагается самостоятельно прочитать 3 письменных текста по теме урока.

Текст №1. Учащиеся должны найти основные природные источники воды, отметить расходование воды.

Текст №2. Учащиеся выписывают из текста основные физические свойства воды, отмечают, что вода – единственное вещество на Земле, которое находится в 3-х агрегатных состояниях.

Текст №3. Учащиеся находят сведения о значении воды для жизни на Земле и др.интересные сведения.

  В течение некоторого времени с предложенным материалом. Затем пересаживаются за другие столы, создавая экспертные группы в зависимости от номера прочитанного текста. Обсуждают прочитанное и структурируют изученный материал.

Примерные схемы, составленные учащимися:

По тексту №1:.

Вода в природе. Физические свойства воды. Пресная, соленая. Три агрегатных состояния. Плохой проводник.

По тексту №2

 Реки. Озера. Моря. Океаны. Большая теплоемкость.главный природный ресурс.

По тексту №3:

Необходима для жизни. Промышленность. Экология.

         Затем учащиеся возвращаются в свои группы, представляя другим учащимся, незнакомым с текстом, обработанный и структурированный материал. Учащиеся обсуждают все тесты, составляя кластеры по теме урока, оперируя самостоятельно изученными понятиями.

        Кластеры вывешиваются на доску, учащиеся презентуют кластеры и свое видение поставленной проблемы.

Примерная общая схема:

Экология.

Жизнь.

Физические свойства.

Применение.

Вода в природе.

  1. Рефлексия.

     Можно предложить учащимся задания в различной форме. Например, мини-сочинение «Я – вода»

  1. Я – вода. Я везде. Я – река, озеро, море. Океан. Без меня не может быть жизни на Земле. Я обитаю в каждом человеке, во всех живых организмах. У меня нет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Я – второй по величине ресурс, используемый человеком.
  2. Привет! Меня зовут Вода. Я существую на Земле и помогаю всем живым существам. В человеке . Я имею самую большую теплопроводность. Я очень плохой проводник электричества, если я не содержу растворимые во мне соли.

Заключение.

             Проведенный урок с использованием данной технологии позволил  свести до минимума доминирование учителя. Повысить активность учащихся в процессе обучения. С помощью составленных на основе полученных знаний  кластеров учащиеся смогли систематизировать полученную информацию, приобрели навыки работы в группах и другие коммуникативные умения: умение работать с текстами и систематизировать их, умение творчески интерпретировать и имеющуюся информацию; развивается речь и мышление учащихся.

              Эти уроки позволяют проявить себя каждому ученику в меру своих способностей и знаний, отсутствует негатив при получении знаний, неудовлетворительные оценки, которые зачастую отбивают желание в дальнейшем обучении. Учащиеся как правило активны и не опасаются высказывать свои суждения, даже если они немного ошибочны. Результатом такой работы являются формирование у каждого ученика своего собственного мнения по изучаемой на уроке теме.