Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
план-конспект занятия (5 класс)

Салохина Елена Николаевна

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Цель: создание условий для развития профессиональной компетентности педагога через повышение мотивации к использованию формы квест-технологии в работе с обучающимися.

Задачи:

1.Познакомить педагогов с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».

2.Показать на практике возможность использования квест-технологии в образовательном процессе.

3.Сформировать навыки составления заданий на развитие функциональной грамотности на уроках в соответствии с требованиями PISA.

4. Мотивировать педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности.

Результат обучения:

участники получат новую информацию по вопросам системного подхода к формированию функциональной грамотности, применят на практике виды работы с разными типами рефлексии

Ключевые идеи:

- функциональная грамотность

- индикаторы функциональной грамотности

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с учащимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательную деятельность. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации.

Структура образовательного квеста:

 

  1. Введение (в котором прописывается сюжет).
  2. Задания (этапы, вопросы, задания).
  3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
  4. Оценка (итоги, призы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квест155.03 КБ
Файл kvest_funktsionalnaya_gramotnost.docx155.03 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Разработала: Салохина Е.Н. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 385

Цель: создание условий для развития профессиональной компетентности педагога через повышение мотивации к использованию формы квест-технологии в работе с обучающимися.

Задачи:

1.Познакомить педагогов с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».

2.Показать на практике возможность использования квест-технологии в образовательном процессе.

3.Сформировать навыки составления заданий на развитие функциональной грамотности на уроках в соответствии с требованиями PISA.

4. Мотивировать педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности.

Результат обучения:

участники получат новую информацию по вопросам системного подхода к формированию функциональной грамотности, применят на практике виды работы с разными типами рефлексии

Ключевые идеи:

- функциональная грамотность

- индикаторы функциональной грамотности

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с учащимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательную деятельность. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации.

Структура образовательного квеста:

  1. Введение (в котором прописывается сюжет).
  2. Задания (этапы, вопросы, задания).
  3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
  4. Оценка (итоги, призы).

Ход квеста

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци

ОЗВУЧИВАНИЕ ТЕМЫ

Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеюсь, что наша встреча будет для всех полезна и интересна.

А начнем мы, пожалуй, с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

 «Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник», –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

самостоятельная работа по приобретению знаний,

«обучение в сотрудничестве»,

значимость практических знаний.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

 

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем участниками образовательного квеста «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКА», в ходе которого мы должны решить следующие задачи:

-познакомиться с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».

-проявить профессиональную компетентность при выполнении заданий разного уровня на формирование функциональной грамотности обучающихся;

-вооружиться методикой проведения образовательного квеста.

 

Принцип нашей работы заключён в словах «Мыслить можно по-разному»

 

Рефлексивное взаимодействие.

Приём Облако слов

Напишите свои ожидания по теме квеста, для оформления можете выбрать цвет фона, цвет текста и форму облака. При желании облако можно сохранить и распечатать.

Например: Повысится интерес к чтению у детей

С помощью данных приёмов повысится техника чтения

Хорошей работы

Узнаем новые методы и приёмы работы

Знакомство с новыми, интересными людьми

ИЛИ

Прием «Песочные часы»

Напишите на листочках свои ожидания по теме квеста или что хотели бы услышать.

Зачитайте свои пожелания и закрепите их на верхней части песочных часов.

Время на выполнение задания: до 2 минут.

 

 

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе?

Самый очевидный ответ — знаниям.

Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.

Итак, квест-игра начинается.

 На протяжении всего квеста мы будем подниматься по лестнице успеха к вершине педагогического мастерства и в итоге узнаем, в чем заключается ключ к успеху педагога.

Готовы? Тогда в путь….

Работа по теме Квеста

ЭТАП 1

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

А что же такое функциональная грамотность? Выполним следующее задание

ЗАДАНИЕ: Составьте из слов и словосочетаний определение следующих понятий

Грамотность – это …………..

Функциональность – Это………………………..

Функциональная грамотность - это…………………………….

Время выполнения: 3 минуты

Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957г.

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. 

Функциональность - набор возможностей (функций), которые предоставляет данная система или устройство.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Человек, который видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, и не умеет выделить главное в прочитанном, кратко изложить содержание текста, составить схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.

Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями.

Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности.

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью:

1. Способность выбирать и использовать различные технологии.

2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Способность учиться всю жизнь.

Функциональная грамотность:

1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2. направлена на решение бытовых проблем;

3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

ЭТАП 2

«ИНДИКАТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности:

1. Общая.

2. Информационная

3. Коммуникативная.

4. Компьютерная.

5. Правовая и общественно-политическая.

6. Бытовая.

7. Грамотность поведения в ЧС.

8. Грамотность при овладении иностранными языками.

Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности, подберите умения, которые, на ваш взгляд, соответствуют определенному индикатору.

Индикаторы ФГ

Умения, соответствующие данному индикатору

Общая грамотность

написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная

искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности

Информационная

находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию

Коммуникативная

работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы

Владение иностранными языками

перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы

Грамотность при решении бытовых проблем

выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой

Правовая и общественно-политическая грамотность

отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий

Время выполнения: до 5 мин

 

https://files.1urok.ru/images/4fe8245813b5f6367131ab9259c80dfe92995901.jpg

Таким образом, мы можем охарактеризовать те индикаторы, по которым мы можем судить об уровне развития того или иного вида грамотности.

https://files.1urok.ru/images/5080da054ffe6345434eaa8451a80baa7891bb59.jpg

ЭТАП 3

«Читательская грамотность – ключ к успеху в жизни»

                  Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Для формирования и совершенствования читательской грамотности   необходимы определённые читательские действия.

  1. вычитать        детали        (единицы        информации),        впрямую        упомянутые        в тексте;
  2. делать прямые умозаключения из этой информации;
  3. интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
  4. оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской грамотности наиболее значимые для школьников – это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время.

Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания.

ФГОС: системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности.

Практическая работа

Итак, перед вами текст, над которым мы будем работать.

Прочитайте его, пожалуйста, попытайтесь параллельно выделять ключевые слова.

«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.

ЗАДАНИЕ: Составьте кластер «Читательская грамотность школьников». Работаем с текстом с помощью стратегии критического мышления.

Время выполнения: 5 минут

Надеемся, что знания, полученные в ходе работы над квестом, вам помогут в работе.



Предварительный просмотр:

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Разработала: Салохина Е.Н. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 385

Цель: создание условий для развития профессиональной компетентности педагога через повышение мотивации к использованию формы квест-технологии в работе с обучающимися.

Задачи:

1.Познакомить педагогов с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».

2.Показать на практике возможность использования квест-технологии в образовательном процессе.

3.Сформировать навыки составления заданий на развитие функциональной грамотности на уроках в соответствии с требованиями PISA.

4. Мотивировать педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности.

Результат обучения:

участники получат новую информацию по вопросам системного подхода к формированию функциональной грамотности, применят на практике виды работы с разными типами рефлексии

Ключевые идеи:

- функциональная грамотность

- индикаторы функциональной грамотности

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с учащимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательную деятельность. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации.

Структура образовательного квеста:

  1. Введение (в котором прописывается сюжет).
  2. Задания (этапы, вопросы, задания).
  3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
  4. Оценка (итоги, призы).

Ход квеста

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци

ОЗВУЧИВАНИЕ ТЕМЫ

Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеюсь, что наша встреча будет для всех полезна и интересна.

А начнем мы, пожалуй, с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

 «Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник», –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

самостоятельная работа по приобретению знаний,

«обучение в сотрудничестве»,

значимость практических знаний.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

 

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем участниками образовательного квеста «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКА», в ходе которого мы должны решить следующие задачи:

-познакомиться с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».

-проявить профессиональную компетентность при выполнении заданий разного уровня на формирование функциональной грамотности обучающихся;

-вооружиться методикой проведения образовательного квеста.

 

Принцип нашей работы заключён в словах «Мыслить можно по-разному»

 

Рефлексивное взаимодействие.

Приём Облако слов

Напишите свои ожидания по теме квеста, для оформления можете выбрать цвет фона, цвет текста и форму облака. При желании облако можно сохранить и распечатать.

Например: Повысится интерес к чтению у детей

С помощью данных приёмов повысится техника чтения

Хорошей работы

Узнаем новые методы и приёмы работы

Знакомство с новыми, интересными людьми

ИЛИ

Прием «Песочные часы»

Напишите на листочках свои ожидания по теме квеста или что хотели бы услышать.

Зачитайте свои пожелания и закрепите их на верхней части песочных часов.

Время на выполнение задания: до 2 минут.

 

 

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе?

Самый очевидный ответ — знаниям.

Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.

Итак, квест-игра начинается.

 На протяжении всего квеста мы будем подниматься по лестнице успеха к вершине педагогического мастерства и в итоге узнаем, в чем заключается ключ к успеху педагога.

Готовы? Тогда в путь….

Работа по теме Квеста

ЭТАП 1

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

А что же такое функциональная грамотность? Выполним следующее задание

ЗАДАНИЕ: Составьте из слов и словосочетаний определение следующих понятий

Грамотность – это …………..

Функциональность – Это………………………..

Функциональная грамотность - это…………………………….

Время выполнения: 3 минуты

Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957г.

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. 

Функциональность - набор возможностей (функций), которые предоставляет данная система или устройство.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Человек, который видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, и не умеет выделить главное в прочитанном, кратко изложить содержание текста, составить схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.

Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями.

Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности.

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью:

1. Способность выбирать и использовать различные технологии.

2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Способность учиться всю жизнь.

Функциональная грамотность:

1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2. направлена на решение бытовых проблем;

3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

ЭТАП 2

«ИНДИКАТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности:

1. Общая.

2. Информационная

3. Коммуникативная.

4. Компьютерная.

5. Правовая и общественно-политическая.

6. Бытовая.

7. Грамотность поведения в ЧС.

8. Грамотность при овладении иностранными языками.

Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности, подберите умения, которые, на ваш взгляд, соответствуют определенному индикатору.

Индикаторы ФГ

Умения, соответствующие данному индикатору

Общая грамотность

написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная

искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности

Информационная

находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию

Коммуникативная

работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы

Владение иностранными языками

перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы

Грамотность при решении бытовых проблем

выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой

Правовая и общественно-политическая грамотность

отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий

Время выполнения: до 5 мин

 

https://files.1urok.ru/images/4fe8245813b5f6367131ab9259c80dfe92995901.jpg

Таким образом, мы можем охарактеризовать те индикаторы, по которым мы можем судить об уровне развития того или иного вида грамотности.

https://files.1urok.ru/images/5080da054ffe6345434eaa8451a80baa7891bb59.jpg

ЭТАП 3

«Читательская грамотность – ключ к успеху в жизни»

                  Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Для формирования и совершенствования читательской грамотности   необходимы определённые читательские действия.

  1. вычитать        детали        (единицы        информации),        впрямую        упомянутые        в тексте;
  2. делать прямые умозаключения из этой информации;
  3. интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
  4. оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской грамотности наиболее значимые для школьников – это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время.

Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания.

ФГОС: системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности.

Практическая работа

Итак, перед вами текст, над которым мы будем работать.

Прочитайте его, пожалуйста, попытайтесь параллельно выделять ключевые слова.

«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.

ЗАДАНИЕ: Составьте кластер «Читательская грамотность школьников». Работаем с текстом с помощью стратегии критического мышления.

Время выполнения: 5 минут

Надеемся, что знания, полученные в ходе работы над квестом, вам помогут в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный квест как новое направление в развитии внеурочной деятельности обучающихся

Образовательный квест – это игра, состоящая в последовательном решении поисковых и образовательных задач. Квест, как правило, начинается с некоторой проблемы, решение которой разворачивается в в...

Работа с текстами разных видов как основа развития функциональной грамотности

В презентации размещены приемы для работы с текстами разных видов...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...