Работа с текстами разных видов как основа развития функциональной грамотности
презентация к уроку

Коженова Светлана Владимировна

В презентации размещены приемы для работы с текстами разных видов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстами разных видов как основной способ развития функционального чтения Коженова С.В, Иванова С.Л., учителя русского языка и литературы МОУ-СОШ № 3 2021г.

Слайд 2

«Петрушке нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит». Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

Слайд 3

ЧИТАЮТ МАЛО

Слайд 4

Стереотип Франция – 7 тыс. Тайланд – 9 тыс.

Слайд 5

ИЗМЕНИЛОСЬ Количество разнородной информации Качество информации Осознанность восприятия Ухудшились анализ и обработка информации Появилась опция комментария

Слайд 6

Несовпадение парадигм

Слайд 10

Но умение работать с текстом - это важно! Это умение : 1) правильно его оценить, 2) быстро разобраться в структуре, 3) зафиксировать в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным.

Слайд 11

Виды чтения Рациональное и эмоциональное (по участию психических процессов — мышления, памяти, воображения, воли, чувств); функциональное и эстетическое (по целям); репродуктивное и творческое (по степени осмысления информации); деловое и досуговое (по мотивам); быстрое и медленное (по скорости).

Слайд 12

Функциональное чтение это чтение, цель которого — нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: - поиск информации; - понимание прочитанного; - работу с полученной информацией (интерпретация, оценка); - применение информации для решения своей задачи.

Слайд 13

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ( PISA) PISA предлагает тексты, с которыми ребенок сталкивался. Это пространство ребенка, можно попросить ребенка принести текст(узнаем их лучше, +научи меня, помоги мне) МЫ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕКСТЫ ТАКОГО ФОРМАТА НА УРОКЕ!

Слайд 14

Типы текстов (по классификации текстов, используемой в тестах PISA)

Слайд 15

Виды заданий Задания «на соотнесение»: - нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); - нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т.п.; - соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/антонимов).

Слайд 16

Сравните текст 1 и текст 2. Объясните, что между ними общего и чем они различаются. Текст 1 Высотная поясность Кавказа Природные зоны в горах размещаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов. Если мы будем подниматься по северному склону на вершину Большого Кавказа, то первым поясом у подножия будет лесостепной. Выше лесной пояс, где сначала леса широколиственные из более теплолюбивых пород деревьев - каштана и дуба, выше пояс буковых лесов, который сменяется на смешанные леса из бука и ели, а с высоты -1800м – пояс горной еловой тайги. От высоты 2000 м - начинаются горные луга - сначала высокотравные субальпийские, а затем низкотравные - альпийские луга. Выше лугов – голые скалы, снега и ледники (нивальный пояс).

Слайд 17

Виды заданий Задания «на перенос информации»: - заполнение таблиц на основе прочитанного; - дополнение таблиц / схем на основе прочитанного.

Слайд 18

На основе прочитанных текстов заполните таблицу: Природная зона Растительный (и животный) мир Пример из стихотворения

Слайд 19

Виды заданий Задания «множественного выбора»: - нахождение правильного ответа среди предложенных вариантов; - определение вариантов утверждений, соответствующих/ не соответствующих содержанию текста, / не имеющих отношения к тексту; - установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Слайд 20

Прочитайте текст 3 и текст 4 (инфографика). На основе прочитанной информации отметьте, являются ли утверждения фактом или мнением. Текст 3 Для русского общества начала XIX века Кавказ, новая территория, был неизвестным краем. Любая информация воспринималась с любопытством, особенно если речь шла о свидетельствах очевидцев. Людям из столицы и других губерний было интересно, как осваиваются новые земли империи и что они из себя представляют. Пушкин был одним из первых, кто описывал Кавказ по собственным наблюдениям. Из путешествия 1820 осталось не слишком много записей. Основные произведения, дневниковые записи и письма, в которых Пушкин говорит о Кавказе, относятся к поездке 1829 года. Первые воспоминания о регионе — это общие наблюдения, описание красот, восхищение краем. Второе же путешествие стало поводом к осмыслению сложной и противоречивой обстановки на Кавказе. В 1829 году Пушкин больше внимания уделяет коренным народам Кавказа. Он с чуткостью рассматривает их быт, традиции. По его наблюдениям, набеги черкесов стали частым явлением, но их дух ослаб: «Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены. Они час от часу далее углубляются в горы и оттуда направляют свои набеги… Дух дикого их рыцарства заметно упал. Они редко нападают в равном числе на казаков, никогда на пехоту и бегут, завидя пушку. Зато никогда не пропустят случая напасть на слабый отряд или на беззащитного». Пушкин предлагает свой рецепт усмирения кавказских племен. Спасение от дикости и жестокости он видит в крещении народов Кавказа: «Есть средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века: проповедание Евангелия».

Слайд 21

Это утверждение является фактом или мнением? Факт Мнение Одно из туристических обществ подсчитало, что большинство восхождений на Эльбрус (с момента первого зарегистрированного восхождения до 1914 года) было осуществлено иностранцами. Здесь, на Кавказе, был прикован цепями титан Прометей. А.С. Пушкин совершил путешествие по Кавказу дважды -в 1820 и в 1829 году. Крещение народов Кавказа приведет к усмирению кавказских племен.

Слайд 22

Виды заданий Задания «на дополнение информации»: - заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом; - дополнение (завершение) предложений.

Слайд 23

На основе прочитанных текстов (1, 2, 3, 4) заполните пропуски. В Кавказских горах расположены всемирно известные вершины: Казбек и ______________. Самая высокая точка России и Европы по происхождению является ______________________, который состоит из чередующихся слоев _____________ , ______________ и _________________, а вершины его покрыты ________________. Первым высоту горы определил в _________ г. русский академик В.Вишневский. Самая высокая вершина Эльбруса - ____________________, её высота составляет ____________ м. Первым, кто достиг обеих вершин, был балкарский охотник и пастух Ахия Саттаев. Он поднимался на Эльбрус _____ раз. Одним из первых литераторов, кто описывал Кавказ по собственным наблюдениям, был _____________________. Кавказ имеет _________________ набор высотных поясов. Эльбрус находится на территории _________________________ Республики.

Слайд 24

КРЕАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Слайд 25

Что такое креативная работа с текстом? Исследование текста: умение задавать вопросы, внимательно изучать, создавать свое на основе прочитанного, обсуждать и рефлексировать. Создание чувства сопричастности с текстом, важности не только автора,но и читателя

Слайд 26

Три вопроса к тексту Текст и я Как прочитанное мне напомнило о том случае, когда я ...? Как текст связан с моей жизнью? Текст и текст Как прочитанное мне напомнило о другом тексте /произведении? Текст и мир Как прочитанное мне напомнило о том, что я однажды слышал/видел? О ситуации в мире? Пропускаем через эмоцию и опыт (почему я должен это читать ?)

Слайд 27

Правда / фейк Чек-лист для определения фейка Заголовок: Можно ли назвать заголовок провокационным? Обещают ли в нем раскрыть секрет или поведать о том, о чем все умолчали? Автор: Что нам известно об авторе текста ? Ссылки: Есть ли в тексте указания на то, какими источниками пользуется автор и откуда у него информация?

Слайд 28

Правда/фейк Проверка: Можно ли чем-то подтвердить факты из текста ? Восприятие: Какие эмоции ты испытываешь после прочтения? Ты зол? Ты хочешь, чтобы информация обязательно оказалась ложью/ правдой? Нейтральная реакция и желание обдумать - лучше всего! Сравнение: Совпадает ли информация в тексте с другими публикациями на эту тему

Слайд 29

Вертикальное и горизонтальное чтение ВЕРТИКАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Какая из двух интернет-статей кажется вам более надежной? Какие элементы на сайте вызывают у вас доверие? Найдите в Интернете другие статьи на эту же тему, какую новую информацию вы нашли? Как это изменило ваше представление о первых двух статьях? Какая из них вам теперь кажется более надежной?

Слайд 30

ПЯТЬ ЧУВСТВ Задача упражнения зафиксировать детали из текста, которые отражают разные способы восприятия Ольга Кушлина От слова к запаху: Русская литература, прочитанная носом Запах дня Краткая история запахов: от кофе и мускуса до сыра и супермаркета ( «Арзамас»)

Слайд 31

Читать текст можно с разными эмоциями Определить для каждого карандаша одну эмоцию, вытянуть карандаш и попросить прочитать так, как будто бы ты расстроен/изумлен/устал и так далее (словарик эмоций) СТР-Р-Р-РАШНАЯ НОЧНАЯ ИСТОРИЯ С БИНОКЛЯМИ Предисловие к страшному А сейчас тут такое случится, что потом по ночам будет сниться. И поэтому всех, кто боится, побыстрее прошу удалиться. Страшное Миссис и мистер Бокли ночью проснулись вдруг. Миссис и мистер Бокли открыли старый сундук, миссис и мистер Бокли достали из сундука большие морские бинокли и орехи — четыре мешка. Миссис и мистер Бокли по лестнице шли с трудом. Миссис и мистер взмокли, скрипел и качался дом. Но они поднимали всё выше четыре мешка и бинокли. И вот оказались на крыше миссис и мистер Бокли. Миссис легла у застрехи, мистер сел на карниз — и — стали колоть орехи! А скорлупки бросали вниз...

Слайд 32

А еще... Можно попросить выделить в тексте НЕ ключевые слова, а наиболее понравившиеся. Все остальное закрасить черным, превратить текст в рисунок blackout poetry. «Blackout Poetry» — это создание поэтического произведения из уже опубликованных текстов в газетах, книгах или журналах. Широкой публике этот метод представил писатель и художник Остин Клеон, автор бестселлера «Кради как художник».

Слайд 33

МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ СЧИТАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА С РАЗНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ

Слайд 34

ТЕКСТЫ НОВОЙ ПРИРОДЫ КОМИКСЫ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ПОВЕРХНОСТНЫМ РАЗВЛЕЧЕНИЕМ Графические романы и графические новеллы получают популярные литературыне премии

Слайд 35

ХЕРЛУФ БИДСТРУП подписать реплики, восстановить логику и т.п.

Слайд 36

КОМИКС Создать собственный комикс по мотивам прочитанного.

Слайд 37

ПРОБЛЕМЫ С ЛОГИКОЙ ВЫСТРАИВАЕМ ЛОГИКУ ТЕКСТА Можно смешать два текста и предложить их разделить. Можно дать текст без вступления и заключения и предложить их дописать. Можно предложить пересказать прочитанный текст от финала к началу Можно предложить пересказать текст, начиная с самого грустного/ весёлого/интресного эпизода. Можно убрать из текста все средства связи (наречия, местоимения, союзы, частицы) и предложить их восстановить.

Слайд 38

РАБОТАЕМ С ТЕМОЙ И ИДЕЕЙ Можно найти в тексте ключевое слово и все слова из той же лексической группы (гнездо слов). Можно предложить пересказать текст в одно предложение. Можно предложить сравнить два текста и найти несоответствия

Слайд 39

ТЕХНИКИ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ • ИДЕИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ •

Слайд 40

В центре листа - имя героя, вокруг паутинкой расходятся графы с вопросами для заполнения.

Слайд 41

Карточки с новыми/интересными словами, которые включают 4 части: определение, символ/изображение, предложение со словом, антоним/синоним.

Слайд 42

Описание сюжета в виде скелета.

Слайд 43

Предположить, что произойдет в тексте дальше, используя одну из структур повествования

Слайд 44

Описать текст согласно пирамиде.

Слайд 45

ЗАГОЛОВОК Придумать название или заголовок к прочитанному тексту (сравнить с авторским, подумать) КАРТА ИСТОРИИ Графическое воплощение канвы истории: место действия, герои, проблемы, решения и поступки. КОМИКС Создать собственный комикс по мотивам прочитанного. ОТ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ТЕКСТУ Перед прочтением текста рассмотреть фотографию на схожую тему или иллюстрацию к тексту, предположить по изображению, о чем пойдет речь.

Слайд 46

Материалы, которые упоминались во время презентации  Фейковые новости (Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями.)  Статья про запахи (О. Кушлина «От слова к запаху: Русская литература, прочитанная носом»)  Статья на Арзамасе («Запах дня»)  Карикатуры Херлуфа Бидструпа  Примеры инфографики на Pinterest ( Возможно, понадобится регистрация на сайте)  Инфографика по популярным книгам о саморазвитии  Комиксы по мультфильмам Диснея . (Можно посмотреть и другие на этом сайте, но большую часть будет трудно использовать в образовательном процессе)  Комиксы про Гарфилда  Современные детские комиксы и графические романы (сайт издательства Манн, Иванов, Фарбер. Просто посмотрите, какую красоту сейчас печатают для детей!)

Слайд 47

Использованная литература: 1. Ванюшева Н.Р. Учимся читать по-новому. https://lit.1sept.ru/articlef.php?ID=200801606 2. Гросс И. С. Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС / И. С. Гросс. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 15-17. https://moluch.ru/th/2/archive/104/3522/ 3. Ивашина М.В., Гейн А.Г., Брюхова О.В., Евдокимова Л.Ю., Немчинова Л.А., Щербинина Г.С. Человек и информация. Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности: Учебное пособие для основной и средней школы / Под ред. А.Г. Гейна, Н.С. Сулимовой. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2007. https://lit.1sept.ru/articlef.php?ID=200801810 4. Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения. https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/4-piramida-bluma 5. Что такое функциональное чтение и как его развивать? https://blog.teachmeplease.ru/posts/chto-takoe-funktsionalnoe-chtenie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстами разного вида на уроке русского языка в 5 классе (ФГОС)

Учитель: Шалдыбина Марианна ВладимировнаКласс: 5УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др.;под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011Ра...

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности

Как разнообразить работу с текстом на уроке и во внеурочной деятельности? Чтобы сделать работу над пониманием текста интересной для учащихся, необходимо использовать тексты необычные,  вызывающие...

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности учащихся

Работа с текстом   как основной способ развития  функциональной грамотности учащихся. Материал можно использовать для самостоятельного изучения, а также для выступления на методическом ...

Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения

Для развития функциональной грамотности чтения необходимо работать с обучающимися на уровне осмысленного чтения....

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...