выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
статья

Лучер Виктория Юрьевна

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием внешних границ, информатизацией, компьютеризацией, появлением высоких технологий и вследствие этого повышением уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_pedsovet_funktsionalnaya_gramotnost.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся

Лучер В.Ю., учитель английского языка

высшей квалификационной категории

Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Новая парадигма образования базируется на новых знаниях и общепланетарных принципах мышления и состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность, ее культура, профессионализм, а знания и умения, которыми она обладает, превращаются из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования.
         Учителя школы должны не только донести знания до учеников, но и научить их использовать полученные знания в самостоятельной жизни за пределами школы, а также во время обучения удовлетворять свои потребности в саморазвитии и самореализации. Именно от грамотности и образованности учителей зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.
       Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием внешних границ, информатизацией, компьютеризацией, появлением высоких технологий и вследствие этого повышением уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности. Чтобы соответствовать вызовам глобального мира XXI века, человек как работник, как гражданин, как личность должен быть компетентным и функционально грамотным, он должен достаточно полно ориентироваться в новом, гибко перестраивать старые способы деятельности, творчески использовать свои силы и способности.
         Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
         Что такое «функциональная грамотность»?
        Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
        Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
        Существуют основные формы функциональной грамотности:

  • компьютерная грамотность
  • информационная грамотность
  • коммуникативная грамотность
  • общественно-политическая грамотность
  • бытовая грамотность
  • общая грамотность
  •  грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях
  • грамотность при овладении иностранными языками

        Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Наша задача, задача учителей заключается в следующем:
• Руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования,
• Способствовать развитию творческих способностей,
• Максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира,
• Способствовать формированию познавательного интереса к предмету.

       Все это учитель сможет сделать при условии, если он сам является творческой личностью, постоянно находится в поиске, занимается самообразованием.

       Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.

       Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

        Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

       Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

       Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

      Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

      Функциональная грамотность помогает обучающимся использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности обучающихся и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

       Несомненно, требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания. На каждом этапе урока и неурочной деятельности необходимо задания подбирать с уклоном на определенную «грамотность» так, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно решить поставленную задачу и найти её применение в жизни, в социуме. Рефлексия должна показывать практическое применение полученных знаний и умений на практике: где? как? и зачем?

       В целом целенаправленная, системная и последовательная реализация предлагаемых мер по формированию функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях позволит выполнить требования стандарта в полном объёме, решить поставленные задачи достижения новых образовательных результатов, позволяющих показать конкурентоспособность нашего Российского образования на в контексте общемировых тенденций и требований к содержанию образования XXI века и развитию функциональной грамотности.

Решения:

  1. Использовать на каждом этапе урока и внеурочной деятельности задания для реализации всех видов функциональной грамотности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  2. Повышать профессиональную компетентность педагогов через курсы, семинары, круглые столы.
  3. Проводить анализ уроков и мероприятий внеурочной деятельности в разрезе функциональной грамотности педагога и обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Работа с текстами разных видов как основа развития функциональной грамотности

В презентации размещены приемы для работы с текстами разных видов...

Выступление на Педагогическом совете по теме "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"

Выступление на Педагогическом Совете по теме: "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...


 

Комментарии

Гуляева Светлана Владимировна

Спасибо большое за материал. Очень пригодился для использования в работе.