Программа «Развитие исследовательской и познавательной компетенции на уроках и во внеурочное время».
рабочая программа (9 класс)

Нестерова Наталья Андреевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odarennymi_detmi.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация МО «Бичурский район»

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Бичурская средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»

Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол №__ от «__»_____201 г.

Согласовано:

заместитель директора по УМР _________________

«__»____201   г.

Утверждена приказом
директора школы
 _________Н.А.Нестерова
№ _______ от «__»____201  г.

Программа

работы с одаренными детьми

по русскому языку и литературе

Автор: Н.А.Нестерова., учитель

русского языка и литературы

первой квалификационной

категории

2018 г

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Основной разработчик программы

Нестерова Н.А.– учитель русского языка и литературы, первая  квалификационная категория

Цель программы

Создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Задачи программы

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  5-11 классов.

Основные направления программы

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

Ожидаемые результаты программы

  • положительное изменение  качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.

Введение

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают  мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях  показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

         Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной и творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения.

       Программа «Одаренные дети» составлена на основе рекомендаций, требований к современному образованию Министерством образования. Программа охватывает разнообразные сферы одарённости – не только в сфере учебных образовательных дисциплин и традиционной внеклассной работы. Каждый - человек, личность, и каждый необычайно талантлив. Талант - это выдающиеся способности человека, одарённость, дар. Талант - это то, что человек любит делать больше всего, то, что приносит ему удовольствие, и то,

что у него получается отлично.

Целью программы является: создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Задачи:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  5-11 классов..

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает  комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

Результатом  реализации программы должно стать:

  • положительное изменение  качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.

Исходные теоретические положения

В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта авторским коллективом проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).

Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.

№ п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

1

Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

план

Август

Нестерова Н.А.

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. Формирование списков обучающихся

собеседование.

Сентябрь

Нестерова Н.А.

3

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе.

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам.

Практические занятия

 

Октябрь

Нестерова Н.А.учитель русского языка и литературы

4

Подготовка к участию в муниципальном этапе  предметных олимпиад.

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад

 Октябрь-Ноябрь

  Нестерова Н.А.., учитель русского языка и литературы

6

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных  методов обучения, развитие  у учащихся творческого и исследовательского мышления

Учебное занятие

Декабрь

Нестерова Н.А.

7

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Начало оформления творческих работ

Лекц.-практическое занятие

Январь

Нестерова Н.А.

8

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований

Учебное занятие

Февраль

Нестерова Н.А.

9

Занятие «Методика защиты исследовательских работ»

Учебное занятие

Март

Нестерова Н.А.

10

Планирование на следующий уч. год

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Составление плана

Май

Нестерова Н.А., учитель русского языка и литературы

12

Организация участия обучающихся в:

-Дистанционных всероссийских олимпиадах,

- Интеллектуальных конкурсах

-Всероссийских дистанционных       творческих конкурсах

 

В течение года

Нестерова Н.А.

, учитель русского языка и литературы

13

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

 

В течение года

Нестерова Н.А., учитель русского языка и литературы

14

Подготовка к диагностическим работам.

Учебное занятие

В течение года

Нестерова Н.А.

15

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

  Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

 

В течение года

Нестерова Н.А.., учитель русского языка и литературы

 

При реализации  направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:

название темы;

план изучения темы;

основные вопросы;

понятия и термины, которые он должен усвоить;

практические работы;

список необходимой литературы;

формы контроля;

задания для самопроверки.

  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:

Предмет;

Дата и время консультаций;

Главные рассматриваемые вопросы;

Время работы с темой по программе;

Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2009
  2. Черепанова, Нелюбова: Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы. Выпуск 2. ФГОС, Изд-во:Учитель, 2019
  3. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/443585/Сборники «Русский медвежонок».
  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2015
  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
  6. Русецкий В.Ф. Олимпиады по русскому языку и литературе. Творческие конкурсы, 2016

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь  существует более 2000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

В 5-11 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа  педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой.  Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение  исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

 В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

Название

 раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.
  2. Подготовка доклада.
  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
  4. Реферат.
  5. Оформление стенда.

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

Проверка работ.

Исследовательские     умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение,   выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.
  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.
  3. Исследовательские    умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.

Написание рецензии

Проверка упражнений, заданий.

Проверка решений задач.

Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.
  4. Интернет как источник информации.
  5. Этапы работы с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.

Этапы  выполнения       научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение   объекта   и   предмета исследования. Выдвижение гипотезы
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение    практической    части исследовательской работы.
  5. Анализ результатов. Выводы.

Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.
  2. Оформление титульного листа и «Содержания»
  3. Разделы «Введение» и «Заключение».
  4. Оформление списка литературы.
  5. Оформление ссылок.
  6. Оформление  приложения.

Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения

Проверка выполнения работы

Научный доклад – итог исследовательской  работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.

Защита реферата на НПК

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

Рефлексия

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • Всероссийский конкурс сочинений
  • Конкурсы сочинений
  • игра-конкурс «Русский медвежонок»;
  • интернет-конкурс сайта «Инфоурок»;
  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке в...

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературов...