Доклад "Валеологические основы здорового образа жизни"
статья на тему

Горшков Дмитрий Анатольевич

Доклад "Валеологические основы здорового образа жизни" был представлен на школьном методическом объединении учителей естественно - математического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Старочервовская ООШ»

Доклад

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Подготовил Горшков Д.А.

Учитель физики

МБОУ «Старочервовская ООШ»

Кемеровский район, 2013 г

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

На современном этапе реформирования школы валеологическому образованию и воспитанию уделяется особое внимание. В сущности, реформирование современной школы базируется на валеологических подходах к обучению и воспитанию.

 Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Президентом международного фонда «Охрана здоровья матери и ребенка» академиком А.А. Барановым высказана мысль о том, что школа из фактора, охраняющего здоровье, превратилась в разрушающий. По данным Минздрава России, в стране лишь около 14% здоровых детей, 35% больных и 50% с различными отклонениями в здоровье.

Много детей, молодежи и взрослых расточительно относятся к своему здоровью. К сожалению, в педагогике и практике образовательных учреждений все еще бытует воспитание у детей и подростков потребительского отношения к жизни. Многое в их поведении объясняется установкой на вседозволенность, на беспечное отношение к самому себе. Причинами этого являются незнание ими особенностей своего развития, несформированность умений и навыков ведения здорового образа жизни, отсутствие систематического семейного и школьного воспитания в этом направлении.

Между тем одной из важнейших задач педагогической валеологии должно быть построение адекватных двигательных режимов, способствующих укреплению здоровья учащихся, устранению отклонений в их физическом, эмоциональном и социальном развитии, привитие навыков здорового образа жизни и сознательное отношение к своему телу и здоровью.

В целом валеология обучения в общеобразовательной школе предполагает учет требований к учебной нагрузке, уровню подготовки учащихся, системе контроля их знаний, умений и навыков. Однако, согласно валеологическим принципам, обучение не должно превращаться в насильственный процесс, способствующий возникновению у школьников дидактоневрозов, хронических заболеваний, усилению уже имеющихся аномалий в здоровье. В этой связи педагог должен отрабатывать практические навыки по формированию, сохранению здоровья учащихся, находить пути, гарантирующие им здоровый образ жизни. Этого он может достичь в ходе правильной, научно обоснованной организации уроков, индивидуализации обучения, личностно-ориентированного подхода к учащимся.

МЕТОДЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В системе валеологического образования важное значение имеет мотивация, т.е. выработка у школьников интереса к здравосозиданию. В ходе валеологического обучения могут быть использованы следующие мотивы:

  1. познавательные (изучение организма человека и составляющих его здоровья);
  2. эстетические (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т.д.);
  3. социальные (профессиональная ориентация школьников);
  4. гуманистические (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и дома) и др.

Ребенок должен хотеть трудиться, не уставая при этом, стараться научиться новому, сохраняя хорошее самочувствие. Решение этой задачи во многом зависит от валеологической подготовки педагогов.

Рассмотрим методы валеологического образования и воспитания в школе.

Первая группа - методы, способствующие формированию валеологического сознания, т.е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др.

Вторая группа - методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др.) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др.)

Третья группа - практические здравосозидательные методы, используемые как на уроках, так и вне уроков (физкультпаузы, смена видов деятельности, методов преподавания в ходе учебно-воспитательного процесса, организация активного отдыха на перерывах, дней здоровья, турпоходов, спортивных соревнований и т.д.) К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей и детей, в программу которых рекомендуется включать такие темы, как: «Профилактика близорукости школьников», «Детские неврозы», «Питание детей в школе и дома» и др.

Например, чтобы снизить количество простудных заболеваний, рекомендуется учителю и родителям следить за выполнением детьми требования одеваться по погоде. В классе на ребятах не должно быть лишней одежды, обязательна сменная обувь - не только из гигиенических и эстетических соображений, но и с точки зрения закаливания организма.

Закаленными могут стать все школьники, но для этого учителю и родителям обязательно нужно следовать принципу опоры на положительное в ребенке, подчеркивать его достоинства, создавать ситуацию успеха.

Движение оказывает благотворное влияние на деятельность всех без исключения физиологических систем школьников, а также развивает интеллект, повышает иммунитет и резервные возможности организма. Однако важно не просто использовать движения, следует обучать правильности их выполнения с учетом специфики возраста.

Нельзя пренебрегать проведением подвижных перемен. В проекте предлагается серия игр Играем круглый год на воздухе. Рекомендуется проводить их на улице. Если место проведения - коридор, то во время перемены его обязательно проветривают, не допуская сквозняков. Прекращают игры за 2 мин.до звонка, чтобы ребята смогли успокоиться к началу урока.

Ввод в систему образования валеологического воспитания должно способствовать гармоничному развитию личности, увеличению теоретических познаний в области ЗОЖ и способах сохранения здоровья, улучшению здоровья молодежи в целом, стимуляции интеллектуального, физического и морально-нравственного воспитания молодежи.

Процесс валеологического воспитания личности учащихся создает условия для роста их личностно-творческого потенциала, направленного на сохранение, укрепление индивидуального здоровья. Его характеризует непрерывный, преемственный, последовательный и поэтапно развивающийся образовательно-воспитательный процесс, в ходе которого возрастает духовный и физический потенциал, формируется внутренняя позиция личности.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы приходим к выводу, что у учителя  должна существовать твердая установка на необходимость затраты сил и времени для воспитания здорового ребенка, формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, умению ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания. К сожалению, валеологическая некомпетентность учителей, имеющая место до настоящего времени, является одной из причин ухудшения здоровья детей и подростков. Для того чтобы у детей выработалось валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранение здоровья, необходима упорная систематическая работа учителя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асмолов, Н. Здоровый образ жизни // Воспитание школьников. - 1988.- № 2 . - С . 72-77.
  2. Волков, В. Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 : Коломна, 2000 - 331 c.
  3. Основы валеологии и школьной гигиены/ М.П.Дорошкевич и др. - Мн., 2003 - 227 с.
  4. Каченовский, М.Б. Введение в валеологическую педагогику. - Мн., 1996. - 68 с.
  5. Библиофонд.Электронная библиотека. 

Валеологическое воспитание школьников.  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=562727

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для самостоятельной работы для студентов 1 курса СПО по Основам безопасности жизнедеятельности по Разделу 4.Основы здорового образа жизни

Задания даны в соответствии с программой дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" для студентов СПО 1 курса (специальности:«Экономика и бухгалтерский учет». «Коммерция», «Реклама», «Страхово...

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".

В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование осн...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...