Обобщение педагогического опыта.
методическая разработка на тему

Корнева Любовь Борисовна

Цель: Обобщить накопленный педагогический опыт с применением блочно-модульной технологии.

Актуальность:

Введение блочно-модульной технологии обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства.

Адресная направленность: Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями трудового обучения в общеобразовательных школах, как в общеобразовательном классе так и в профильном; преподавателями профессионального училища

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогической деятельности учителя технологии

  • Корневой Любови Борисовны, учитель технологии  МБОУ СОШ №1 г. Собинки

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изменения технологии является объективным и закономерным процессом. Программа предмета технология строится по модульному принципу, благодаря чему и обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащихся целей обучения. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели.

Модулем охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными факторами трудовой деятельности.

Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы.

Таким образом, перспективность заключается в том, что блочно модульные технологии позволяют адаптировать модули в связи с потребностями времени, запросами родителей и детей, местных производственно-трудовых традиций и особенностями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

Для осуществления поставленной задачи я применяю блочно-модульную технологию и технологию проектной деятельности, которая подробно изложена в работах:

  1. Симоненко В. Д., Тихонова А. С. (Методика обучения учащихся Технологии),
  2. Тхоржевского Д. А., Гетто В. Г. (Основы проблемного обучения на уроках труда),
  3. Тихонов А. С., Сидоров О. В. (Творческий потенциал учебного проектирования),
  4. Павлова М. Б.,  Питти Д. (Образовательная область "Технология". Теоретические подходы и методические рекомендации - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России),  Сопельняк А. П.  (Психология творчества // Изобретатель и рационализатор).

В этих работах приводятся конкретные примеры следующих технологий:

  • Технология проблемного обучения.
  • Технология проектной деятельности.
  • Дифференцированный подход к обучению.
  • Личностно-ориентированный подход к обучению.

НОВИЗНА ОПЫТА.

Введение блочно-модульной технологии обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

При реализации личностно-ориентированного обучения я координирую учебный процесс, наблюдаю, косвенно руковожу деятельностью учащихся, помогаю в выборе решений, активизирую самостоятельную деятельность учащихся, диагностирую развитие личности учащихся.

Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.

Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, "мозговой штурм", интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:

1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.

2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.

3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К ним относятся:

  • выделение проблемы из  поставленной целью учебного задания.
  • выявление способа решения проблемы.
  • моделирование способов решения учебных проблем.
  • конкретизация и обогащение способов действий.
  • контроль  за  ходом и результатом учебной деятельности.

Принципы  которыми  руководствуюсь при обучении.

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности знаний;
  • Принцип доступности и посильности;
  • Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
  • Принцип прочности знаний учащихся;
  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • Принцип научности обучения.

В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

При этом использую три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.

Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.

Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.

Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность  - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую я стараюсь решать на своих уроках. Для этого я использую различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

Под словесной наглядностью использую яркую, образную, живую речь, вызывающую у учащихся конкретные представления. По этой технологии работаю более 10лет.

В методической копилке:

Блоки-модули.

  • Модуль первый. Технология ведения дома.
  • Модуль второй. Элементы кулинарии.
  • Модуль третий. Элементы материаловедения.
  • Модуль четвертый Элементы машиноведения
  • Модуль  пятый Конструирование и моделирование.
  • Модуль шестой. Рукоделие..
  • Модуль седьмой. Основы предпринимательства

На уроках использую дидактический материал:

Инструкционная карта. Построение чертежа фартука с нагрудником(5кл.)

                                         Построение чертежа юбки (прямой, клиньевой, конической.).(6кл)

                                         Построение чертежа ночной сорочки с цельнокройным    

                                                                                                             рукавом(7кл)

                                         Построение чертежа плечевого изделия с втачным рукавом. (8кл).

Инструкционная карта. Конструирование и моделирование юбки, фартука, плечевого    изделия с цельнокройным рукавом и втачным рукавом.

Инструкционная карты. Раскрой фартука, юбки, ночной сорочки, платья.

Инструкционные карты. По  операционной обработке (фартука, юбки, ночной сорочки,

                                                                                                 платья.)   идр.

  Карточки для проверки знаний.

 Лекала фартука, юбки, плечевого изделия, воротников.

          Компьютерные обучающие диски: «Показ мод»,

          «Конструирование и моделирование», « Вышивка крестом», «Дамский

           парикмахер» и др.

Муляжи.

Для удобства и наглядности оформлены папки для среднего и старшего звена с 5-го по 11-й класс (профориентационная работа, проектная деятельность, ручная вышивка, аппликация на швейной машине).

Большую помощь в работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

  • таблицы;
  • опорные схемы;
  • банк учебных проектов.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Проводимая мной работа в данном направлении дает положительные результаты:

  • все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;
  • 100% успеваемость;
  • процент качества за  5последних  лет 80-100%.

 Принимаю активное участие: на научно-практических конференциях школьного научного общества «Эрудит»; в районной выставке  художественного творчества .

На IV районной выставке Новикова Алена награждена грамотой за 1место в номинации «Конструирование и моделирование одежды» (2010г), на V районной выставке награждены грамотами: Смирнова Даша  за 2место в номинации «Конструирование и моделирование одежды», Мякотина Настя за 3 место в номинации «Бисероплетение», 2место Копцева Диана (валяние из шерсти «Грелка на чайник»). 2011г. На VI районной выставке МБОУ  Собинская СОШ №1 заняла 1 место. Награждены: Голованова Елена за 1 место и Лупакова Ирина за 2 место в номинации «Вязание», Тоскинова  Наташа за 1 место и Уланова Таня за 2 место в номинации «Конструирование и моделирование одежды»,Ощепкову Елену за 3 место в номинации «Вышивка» и Ибрагимову Хадижат за оригинальность работы.(2012г), на VII районной выставке МБОУ  Собинская СОШ №1 заняла 2 местои грамотой за предоставление лучшей документации к экспонатам. Награждены: Субботина Настя за 1 место в номинации « Вязание», Уланова Таня за 1 место в номинации «Конструирование и моделирование одежды», Голованова Елена за 2место в номинации «Вязание».(2013).

Принимала участие во Всероссийской дистанционной   олимпиаде по технологии (дев.) проект « Инфоурок» Дипломом победителя награждены за 3 место Жукова Лиля и Юранова Даша.

Принимала участие во Всероссийском конкурсе для педагогов, родителей и детей «Это хрупкое чудо- природа» Дипломом награждена Исаева Даша МБОУ Собинского района СОШ №1 г. Собинки Владимирская область. Руководитель: Корнева Любовь Борисовна.  

Награждена Грамотой Департамента Образования Администрации Области (2006г.), Благодарственное письмо (Глава г. Собинки 2010г  ), Грамотой Управления образования администрации муниципального образования Собинский район 2012г.,Благодарность за активное участие  в работе проекта для учителей «Инфоурок» (2013г.) Диплом лауреата II Всероссийского   творческого конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга» номинация: Конкурс методических разработок.(2013г.), Благодарность за помощь в организации и проведении игры «Хомячок» (    2013г.)

Сертификат за участие в Международной благотворительной программе «Будь здоров!» (2012г.), Сертификат участника открытого Всероссийского творческого дистанционного конкурса  презентаций « Наше классное движение-2013», Сертификат участника вебинара по теме « Реализация требований ФГОС ООО в курсе технологии» (2014г).

Уделяю огромное внимание здоровьесберегающему направлению.(неделя здоровья, кулинарный поединок и др.,провожу физкультминутки).

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями трудового обучения в общеобразовательных школах, как в общеобразовательном классе так и в профильном; преподавателями профессионального училища.

ТРУДОЕМКОСТЬ.

Начало освоения нового всегда сложно, а поэтому и трудоемко, как для учителя, так и для учащихся. Сказывается и нехватка литературы как учебной так и методической, что занимает много времени для подборки информации. Все приходит со временем и с опытом. Если начиная с 5-го класса, материал собирается по крохам менее емкий, то к 11-му классу учащиеся успешно справляются с более сложными блоками- модулями.

Они прекрасно ориентируются в подборе литературы, распределяя между членами группы этапы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...