Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
материал на тему

Мельникова Ольга Николаевна

   Вкус к творчеству, желание найти интересное при выполнении практического задания, умение и потребность размышлять нужно, прививать учащимся на занятиях начиная с начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Мельникова Ольга Николаевна                                                                                                                                             

                                                                 НОУ «Школа-интернат №2 среднего

                                                        (полного) общего образования» ОАО «РЖД»

                                                                                     учитель технологии

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

   Творческие способности человека необходимы в любой сфере деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

  Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития российского образования является формирование личности, способной к творческой самореализации.

   Способности к творчеству даны человеку от природы, в каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.

  Развивать творчество особенно необходимо в областях знаний, улучшающих жизнь общества, сохраняющих и приумножающих нашу среду обитания, природу.

  Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. При этом предполагается создание таких условий, чтобы школьники не только осознали общественно полезное значение своего труда, почувствовали интерес к нему, но и стремились бы показать свои творческие возможности, могли реализовать их в конкретных трудовых делах.

  Метод проектов эффективно используется в развитии творческих способностей обучающихся. Особенно практическая его часть, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения. Процесс изготовления любого изделия требует от ребенка активных действий. Об активности можно судить, прежде всего, по внешним ее признакам – ученик размечает, режет, шьет, клеит, лепит, готовит и т.д., то есть осуществляет определенные трудовые действия. В то же время трудно сказать, насколько активен ребенок внутри. Именно преобладание репродуктивной деятельности младших школьников следует считать одним из главных недостатков. Учащиеся в большинстве случаев ориентируются на создание копии изделия, демонстрируемого учителем в качестве образца.

  Реализация творческих возможностей учащихся, как правило, хорошо проявляется на этапе оформления изделия.

  Каждая вещ, изготовленная руками ребенка на уроках технологии, должна быть красивой, нести в себе эмоциональную окраску. Необходимо, чтобы дети почувствовали радость от успеха. В беседе перед выполнением каждого трудового задания необходимо подчеркивать, что в данном случае они творцы. А после проведения практических занятий организовать просмотр работ, вместе с учащимися проанализировать их достоинства и недостатки.

   Вкус к творчеству, желание найти интересное при выполнении практического задания, умение и потребность размышлять нужно, прививать учащимся на занятиях начиная с начальных классов.

  Из урока в урок ученики получают определенную информацию, приобретают соответствующий круг знаний, и из урока в урок эта информация осмысливается в самостоятельных творческих разработках. Изделие создается не путем копирования образца, а разрабатывается учеником самостоятельно.

  На первых этапах доля самостоятельности может быть и небольшой, поскольку особое внимание приходится уделять обучению приемам работы, но творчество будет присутствовать обязательно и на этих уроках.

  Первоклассники учатся изготавливать изделия из бумаги, используя приемы сгибания и вырезания; пользуясь ими, можно, например, красиво украсить бумажными салфетками обеденный стол. Учитель не просто показывает учащимся эти удобные и интересные приемы оформления стола, не только научит им детей, но еще и обязательно заострит внимание учеников на «привязанности» каждого из способов к определенной жизненной ситуации.

  Основные темы раздела «Кулинария» посвящены обработке продуктов и приготовлению из них разнообразных блюд.

  Поэтому, работа по приготовлению блюд, их оформлению и последующему анализу – одно из основных направлений организации творческой деятельности учащихся.

  Другим направлением является улучшение внешнего вида, изменение форм нарезки, вкусовых качеств компонентов, не влияющих на качество блюда в целом.

Любая выдумка, фантазия должны поощряться учителем.

Не нужно бояться нестандартных решений в работах учеников. Каждому человеку свойственно желание внести что-то новое, приготовить, оформить блюдо по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска.

  У учащихся 5-7 классов, например, это проявляется в несколько замысловатом решении, в нагромождении элементов украшений, их избыточности, ассиметрии при оформлении готового блюда. Они еще не могут подчеркнуть художественного достоинства изделия простотой его форм и украшений. Все это подсказывает учителю направление дальнейшей работы по воспитанию у школьников художественного вкуса, чувства меры и пропорции.

  На каждом занятии по темам программы, в процессе выполнения любого практического задания, учащиеся должны добиваться осуществления своего творческого замысла.

  Последовательно в каждом классе мы знакомим учащихся с питательной ценностью продуктов, из которых приготавливают пищу, со значением приготовленных блюд в питании человека. Знания полезных свойств пищевых продуктов помогут им в составлении меню в соответствии с нормами рационального питания.

   Так, в 5-7 классах на занятиях по кулинарии провожу с учащимися беседы о сервировке стола и правилах поведения. При этом поясняю, что вкусно приготовленная пища доставляет наслаждение лишь в том случае, когда стол красиво накрыт и за ним удобно сидеть. Активное участие в составлении меню, оформлении стола способствует развитию у школьников творческих способностей, культурного уровня жизни, культуры обслуживания, рационального использования продовольственных ресурсов.

  Творческое отношение к труду воспитывается и при обсуждении уже готовых изделий. Как правило, изделия отличаются разнообразием в результате индивидуального подхода к их выполнению.

  Вот как, объясняют сами учащиеся: «Я выбрала яркую скатерть для сервировки стола, так как сервиз спокойного однотонного цвета»; «Остатки от оформления блюда я порезала в салат в целях экономии продуктов».

В своих объяснениях школьники проявляют не только живой интерес к труду своему и других, но и аргументировано отстаивают правильность собственных представлений, обосновывают целесообразность их при приготовлении пищи, сервировки стола.

  Активности творческого мышления в процессе занятий способствует коллективная  оценка, критика работы одноклассника. После каждого такого обсуждения учащиеся вновь как бы возвращаются к своему замыслу, сравнивают его с полученным результатом, находят погрешности в своей работе, исправляют их. В результате обсуждения и контроля может быть найдено не только более совершенное, эстетическое решение, но и новый вариант. Когда работа закончена, в конце изучаемого раздела, можно продумать и общешкольное мероприятие, подготовить сценарий. 

  Таким образом, воспитательная работа, направленная на достижение высокой творческой активности учащихся, проявляется на всех этапах трудовой деятельности.                                                                                           Творческое мышление  не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного, последовательного развития. Иначе оно угасает.

    В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.  

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и усл...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

Данная статья рекомендует совмещать процесс обучения с воспитательным процессом для более эффективного развития творческих способностей учащихся на уроках технологии....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

«Технология» - особый предмет. Требования научно обоснованной методики часто приходится соотносить с реальными условиями, вносить коррективы в программы, в структуру занятий и их содержание, изменять ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Моя дипломная работа на тему : "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...