Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе на основе теории множественности интеллекта.
статья на тему

Турова Галина Васильевна

Формирование УУД на уроках английского языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Турова Г.В. МБОУ «Дмитриевская СОШ»

Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе на основе теории множественности интеллекта.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. 
        
Для этого в своей деятельности я опираюсь на теорию множественности интеллекта.

Цель: Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе.

Задачи:

 -Познакомиться с теорией множественности интеллекта;

-Провести анкетирование учащихся;

- Использовать на уроках различные приёмы по теории множественности интеллекта.

Известный американский психолог Говард Гарднер, создатель данной теории,   утверждает, что каждый человек талантлив и обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта, выраженными в разной степени.  Он также отмечает, что  различные типы интеллекта могут тесно взаимодействовать и влиять на развитие друг друга.

Вот эти типы:

Вербально-лингвистический интеллект - способность к порождению речи,

(использование речи в разных ситуациях)

Логическо-математический интеллект - способность  к абстрактному мышлению

Визуально-пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию

Моторно-двигательный интеллект – способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов

Музыкально-ритмический интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками

Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Внутриличностный интеллект – способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы

Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя) – его обладатель проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности.

Определить тип интеллекта каждого ученика можно при помощи анкеты.

На мой взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта – он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы, преимущественно, через вербальные и логико-математические способности ученика.

Рассмотрим типы интеллекта и наиболее подходящие им способы обучения для формирования предметных и метапредметных результатов, которые я применяю на уроках английского языка.

Вербально-лингвистический интеллект. Для таких детей я учебный материал подаю в виде истории, рассказа (или сказки, если это младшие школьники) Закрепление пройденного материала провожу в игровой форме .

По изученной теме даю творческие задания (написать рассказ или стихотворение;) дети  любят писать письма и т.д.

Логико-математический интеллект. В обучении "математиков" использую следующие способы подачи материала: играем в математические игры , анализируем данные, используя логику; используем прогнозирование результатов , подключаем дедуктивные методы к решению проблем; используем таблицы и графики ; выстраиваем факты в логическом порядке; находим несоответствия и ошибки в предложенном материале.

Визуально-пространственный интеллект. Такие дети успешны, если

для обучения я использую цветные картинки или графические символы

Дети сами иллюстрируют изучаемые темы, рисуя  картинки или придумывая  образы; учебный материал преподаю, сопровождая просмотром видеокассет, презентаций, интерактивных плакатов и т.д.

Музыкальный интеллект. Возникает вопрос, как же их вообще можно научить чему-либо в условиях современной школы? Можно, и весьма успешно. Дети учатся, слушая музыку (например, запоминают материал под любимую мелодию) . Я использую музыку для регуляции настроения .

Дети запоминают материал, многократно его повторяя, лучше всего в определенном ритме, выбранным самим ребенком. Я обращаю внимание на интонационные особенности языка. Сопровождаю учебный материал стихами, песенками, рифмовками. На физминутках использую музыку.

Телесно-кинестетический интеллект . Для таких детей использую следующие приёмы: делаю частые смены деятельности, физминутки, чтобы поиграть, выполнить несколько физических упражнений ; использую наглядные модели, которые можно потрогать и которыми можно манипулировать; использую ролевые игры в обучении; дети делают физические упражнения со словами, имитируют движения или повадки животных, названия которых изучаются, звуки природных явлений, показывают части тела и т.д.

Натуралистический интеллект. Для таких детей использую на уроках иллюстрации природных явлений, животного и растительного мира. С удовольствием дети выполняют проектные задания, связанные с изучением истории человечества, развитием природных явлений и т.д.

Межличностный интеллект.  Применяю для таких детей часто групповую форму работы, прошу объяснить пройденный материал тем, кто его не усвоил (или усвоил хуже).

      Внутриличностный интеллект .

Я использую для таких детей индивидуальные задания, обсуждение сделанного, подробный разбор ошибок; даю индивидуальные поручения, например, подобрать материал по теме; самостоятельную проверку своих работ или выполнение работы над ошибками.

Школа в огромной степени способствует (либо мешает) проявлению, раскрытию индивидуальных черт, способностей человека. Следовательно, заботясь о сохранении и развитии детской индивидуальности, школа должна признавать все типы интеллекта одинаково значимыми и предоставлять возможности для проявления и развития каждого из них. Это является еще одним требованием к индивидуализированному образовательному процессу.

Пожалуйста, обратите внимание, что вовсе не обязательно дети должны обладать всеми присущими тому или иному типу интеллекта характеристиками. И далеко не всегда у человека бывает ярко выражен какой-то один тип мышления, могут быть комбинации из 2-3 типов.

Результативность:

- увеличение количества учащихся посещающих предметные кружки;  

- увеличение количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах;

- повышение качества знаний учащихся в течение года;

- качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации.

  

Способы применения теории Гарднера в обучении различны – это может быть групповой или индивидуальный проект, спланированное особым образом изучение программной темы. Главное – предоставить ребенку возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. Работая на основе теории множественности интеллекта, важно сознавать, какие именно типы интеллекта задействованы в уроке при изучении темы, но при этом совсем не обязательно радикально менять ваши методы обучения детей. В действительности, применение этой теории делает хорошее обучение еще более эффективным, позволяя ученикам использовать все доступные и близкие им способы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.

Привычные приемы обучения, направленные на передачу знаний, вытесняются иными, позволяющими самостоятельно овладевать нужной информацией, личностными и интеллекторазвивающими. Этому и служит развивающ...

Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

Даны методические рекомендации по организации учебного процесса...

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...

Пути формирования УУД на уроках английского языка в начальной школе

Методические рекомендации по формированию УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения...

Упражнения на формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

—У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко  рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой  язык и что он...

Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

Презентация по теме "Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе"...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...