Гуманизация
статья на тему

Смолина   Дарья   Леонидовна

Реализация гуманистической составляющей школьных курсов истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanizatsiya.rar333.78 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация гуманистической составляющей школьных курсов истории.

Тема эта очень актуальна в свете переориентации школьного образования с авторитарного на личностно-ориентированное, с учетом гуманистических принципов. Что это значит? Это значит,  что во главу процесса образования ставятся не книжные знания, а личность ученика – растущего человека с его потребностями, интересами, способностями.  Таким образом, современное гуманистическое образование своей целью имеет не наделение ученика необходимым объемом знаний и умений, а воспитание всесторонне развитой, творческой личности, граждански активной и интегрированной в современное общество. Воспитание именно Человека с большой буквы, умеющего сопереживать и сострадать, признающего и ценящего общечеловеческие ценности. Гуманизация образования пронизывает весь процесс обучения и воспитания, она происходит через само содержание учебного материала, через личность ученика и личность учителя.

Личность учителя имеет решающее значение в этом процессе, т.к. знания не существуют отдельно, они проходят через учителя, и именно от педагога зависит насколько будет реализована гуманистическая составляющая. Особенно если речь идет об учителе истории. Вспомним своих учителей. Один педагог давал интересные и динамичные уроки, с удовольствием делился своим опытом, контактировал с классом, давал разнообразные увлекательные задания, придумывал каждый урок что-то новое. На таких уроках хотелось работать, к ним хотелось готовиться и готовиться как можно лучше. У другого на уроке было откровенно скучно, учитель давал самостоятельное чтение параграфа, не приводил ярких примеров, не шел на контакт с ребятами…Какой именно педагог нужен современной школе? Какими качествами надо обладать Идеальному учителю? Сколько людей, как известно, столько и мнений. Поляризацию суждений можно представить высказываниями В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко. Первый говорил, что «педагогом надо родиться», второй возразил: «им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится».

Попытаемся составить профессиограмму – т.е. абстрактную идеальную модель личности учителя, которая обобщает все самые важные качества, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности

Итак, первое - это любовь к детям. Без любви к детям, без стремления им помочь, без желания учить их человек учителем не станет.

Но есть и обратный момент – знание своего предмета. Одна любовь к детям в процессе образования мало чем может помочь. Учитель должен знать и любить свой предмет.

Немаловажным является умение передать свои знания ученикам. Ученый -  исследователь может превосходно знать историю, но при этом не суметь объяснить материал детям. Значит, учитель должен обладать высоким уровнем педагогического и методического мастерства: уметь донести учебный материал до уровня понимания каждым учеником, т.е. способность работать в режиме дифференцированного и индивидуального режима обучения. Педагог должен быть эрудированным, особенно учитель истории, он должен держать руку на пульсе происходящих событий, говорить о них со своими подопечными.

Учитель должен быть хорошим психологом, уметь создавать благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у обучаемых положительной установки на обучение, уметь управлять настроением аудитории, обладать чувством юмора.

Отдельно стоит сказать о средствах коммуникации: речи, мимике, жестикуляции. Профессионал должен знать невербальные приемы, уметь управлять своей речью. Дикция показывает четкость передаваемой информации. Интенсивность – громкость, позволяющая концентрировать внимание на главном. Образность речи – умение давать сравнения и метафоры, делать рассказ интересным. Грамотность речи – само собой разумеющаяся важная черта.

Важный компонент – внешний облик учителя, эстетика поведения и внешнего облика - не менее значимый фактор эстетического воспитания школьников. В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно-эстетический» критерий достоинства человека. Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом - жест, в третьем - костюм учителя. Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких деталях его внешнего облика.

В завершение можно придти к выводу, что важными чертами учителя – профессионала являются: доброжелательность и справедливость, моральная ответственность, эмпатия, толерантность, умение понять ученика, эрудиция и умение доходчиво объяснять материал, педагогический оптимизм, организаторские умения, эмоциональность, знание современных технологий обучения. Конечно, все о чем я сказала – лишь малая часть общего облика Идеального учителя. К тому же все качества личности не статичны, профессионализм учителя совершенствуется, а значит, появляются новые требования к его личности и педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная ценность работы учителя гуманизация процесса обучения.

Общение строиться на субъект – субъектной основе. В результате, которого, возникает диалог, создаётся оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах ка...

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

В данной статье раскрывается современная модель гуманизации обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Дается краткое описание реализации основных направлений  личностн...

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ...

Патриотическое воспитание как средство гуманизации учебно-воспитательной работы школы №14

Данная работа освещает пути и методы формирования патриотизма у учащихся...

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

родительское собрание "ГУМАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ"

Гуманизация - очеловечивание воспитания: признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека; создание условий для проявления его способностей, ...