Формы и методы избежания эмоционального выгорания на работе
материал на тему

Демочко Елена Степановна

Доклад на тему: "Формы и методы избежания эмоционального выгорания" рассказывает о том, что синдром выгорания на работе свойственен не только людям, работа которых связана с тяжелыми физическими и эмоциональными нагрузками. 

Рассказывает о конкретных способов преградить путь к «синдрому сгорания». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_emots.vygoranie.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Формы и методы избежания

эмоционального выгорания на работе

Подготовила:

Педагог-психолог Демочко Е.С.

2013

Синдром выгорания на работе свойственен не только людям, работа которых связана с тяжелыми физическими и эмоциональными нагрузками. Ему подвластны даже домохозяйки и представители творческих профессий.

Что же общего может быть между представителями разных сфер жизни и работы? Это так называемый перфекционизм - чувство чересчур обостренной ответственности, склонность принимать любое дело очень близко к сердцу.

Попасть в ловушку синдрома выгорания не так-то сложно, как может показаться. Происходит это совершенно незаметно. Психологи утверждают, что в большинстве случаев человек становится потенциальным заложником синдрома уже с первого дня на новой работе, если эта работа долгожданная и перспективная.

Чтобы избежать нерациональной траты собственных сил, эмоций и времени, нужно научиться планировать собственное время. Определится с приоритетами: больше внимания уделять первоочередным задачам и не распаляться по мелочам – охватить все в один момент невозможно.

На следующей стадии работы, когда человек уже влился в коллектив и разобрался в своих обязанностях, часто возникают ситуации, когда начальство и коллеги, оценив работоспособность и открытость к контактам нового сотрудника, начинают обращаться все чаще за «дружеской» помощью. Умейте говорить «нет», если обращения становятся слишком частыми и совершенно не вяжутся с вашими обязанностями.

Очень важный момент заключается в следующем. Когда человек вливается в работу и начинает чувствовать себя практически незаменимым, многим начинает казаться, что без него работа попросту остановится.

На следующей стадии можно почувствовать, что многое перестало устраивать в работе. Человек быстрее устает, не хочется выполнять поручения начальства, вдохновение от труда сменяется разочарованием и раздражением. Как логичное завершение круга под названием «путь к выгоранию» возникает непреодолимое желание уволиться по собственному желанию.

Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами.

Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья персонала используются индивидуальные, групповые, коллективные системы. Психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»: комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; занятия физкультурой и др.

Компетентность специалиста, умение быстро и эффективно решать проблемы - фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы - курсы, семинары, разовые программы и др.

Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому сгорания».

- культивирование других интересов, не связанных с консультированием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

- внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

- удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

- стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

- способность к самооценке без упования только на уважение окружающих,

- открытость новому опыту;

- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

- чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

- участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

- хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», человек должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным работником.

Обязательным условием профессионального развития личности является осознание ею приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Актуальность использования активных форм и методов обучения во внеклассной работе по химии с обучающимися

В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».Вне...

Формы и методы индивидуальной и профилактической работы с детьми "группы риска"

Как установить контакт с детьми? Будьте чувствительны к миру ребенка (выслушайте его, помогите раскрыться). Предлагайте ученику ответственность, соизмеримую с его психофизическими возможностями реагир...

Формы и методы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей

Методическая разработка для социальных педагогов, классных руководителей...

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

Статья «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».

«Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска»....