анализ работы ШМО русского языка и литературы
материал на тему

Метелёва Елена Леонтьевна

Цель данного анализа - определение уровня продуктивности МО и её роль в процессе совершенствования уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_shmo_2010-2011.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы ШМО учителей русского языка и  литературы

за  2010 - 2011 учебный год

Цель анализа: определение уровня продуктивности МО и её роль в процессе совершенствования уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области предмета.

МО учителей русского языка и  литературы работало по теме « Проектная деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла как способ формирования ключевых компетенций учащихся»

Работа МО в 2010 – 2011 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач:

  • В связи с переходом на более высокий уровень преподавания использовать в своей практике новые педагогические, компьютерные и здоровьесберегающие технологии.
  • Продолжить изучение взаимосвязи профильного обучения с стандартами общего образования и ЕГЭ по русскому языку, литературе.

В соответствие с методической темой учителя работали по следующим темам самообразования:

Ф.И.О. учителя

Тема самообразования

Где заслушали

МО

педсовет

семинар

курсы

Предмет.

неделя

РМО

1

Васильева О.В.

Организация контроля знаний учащихся 10-11 классов при подготовке ЕГЭ как способ формирования ключевых компетенций.

+

2

Сердюк Т.М.

Приобщение к культуре умственного труда в процессе занятий русского языка.

+

3

Молоканова О.А.

Образовательные и воспитательные  задачи уроков развития речи.

+

4

Шуплецова Т.П.

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся 9 классов.

+

+

5

Метелёва Е.Л.

Личностно-ориентированное обучение как средство саморазвития личности.

+

+

Результативность:

  1. Шуплецова Т.П. – 1 категория
  2. Метелёва Е.Л. – 1 категория
  3. Васильева О.В. – 2 категория
  4. Сердюк Т.М. – 2 категория
  5. Молоканова О.А. – вновь прибывший специалист.

В соответствии с целями и задачами работа ШМО учителей русского языка и литературы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

  • Семинары.
  • Предметные недели.
  • Работа  по темам самообразования.
  • Работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта.
  • Открытые уроки, их анализ.
  • Проведение школьных олимпиад.
  • Информационно-методическое обслуживание учителей гуманитарного цикла.
  • Повышение квалификации, педагогического мастерства.
  • Аттестация работников.
  • Участие в конкурсах и конференциях.

Это традиционные, но надежные формы организации ШМО.  С их помощью осуществлялась реализация плана работы ШМО, использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).

 В 2010 - 2011 учебном году было проведено 5 заседаний ШМО.

Было проведено:

Заседаний по тематике

Оперативных совещаний по тематике

семинары

Составление плана работы

Составление примерного графика контрольных работ на новый учебный год.

Районный семинар по русскому языку и литературе «Эффективность использования современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»

Подготовка и проведение школьной олимпиады.

Отчёт по теме самообразования.

Итоги предметной школьной олимпиады.

Районный семинар по русскому языку и литературе « ЕГЭ по литературе. Требования к подготовке»

Итоги проведения муниципальной предметной олимпиады.

Отчёт по теме самообразования.

Итоги муниципальной предметной олимпиады.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, литературе в 11 классе, подготовка к ГИА в 9 классе.

 Отчёт по теме самообразования.

Участие в школьной научной конференции

Анализ работы ШМО.

Отчёт по теме самообразования.

Участие в районной научной конференции.

Подготовка и проведение предметной недели.

Участие в Всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок»

Результаты итоговой аттестации по предмету.

Итоги внеклассной работы по предмету.

Технология

Предмет

Количество учителей, использующих технологию (в %)

Мониторинг результатов использования технологии

2009-2010

2010-2011

Проектные методы обучения

Весь спектр предметов

64%

72%

Количество и качество разработанных проектов, разработанных учениками и учителями в рамках урока и во внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии

Весь спектр предметов

92%

94%

Динамика заболеваемости учащихся, количество участников спортивных акций, участие в спортивных соревнованиях, работа спортивных секций

Модульное, блочно-модульное обучение

Элективные курсы, курсы по выбору, элементы на профильных предметах

38%

41%

Поступление в вузы по выбранному профилю

Лекционно-семинарская, зачетная система

русский язык, литература

36%

44%

Динамика качества обученности, динамика ЕГЭ,  поступления  в вузы

Технология игрового обучения

 литература

72%

79%

Динамика качества обученности.

Обучение в сотрудничестве

Элементы технологии используются на всех предметах

98%

98%

Динамика качества обученности

Информационно-коммуникационные технологии

Элементы технологии используются на всех предметах

96%

96%

Динамика изменения ИКТ-компетенций учащихся, динамика количества компьютеров и доступа в Интернет дома у учащихся, и, как следствие, использования ИКТ в учебной деятельности

Главной задачей ШМО учителей русского языка и литературы стало оказание помощи  учителям в совершенствовании педагогического мастерства. На заседаниях обсуждались следующие вопросы:

  • знакомство с  планом работы на учебный год;
  • работа с образовательными стандартами;
  • согласование программ и календарно-тематических планов;
  • методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
  • методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
  • формы и методы  промежуточного и итогового контроля;
  • отчеты учителей по темам самообразования;
  • новые технологии и проблемы их внедрения в практику.
  • итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена  в форме ЕГЭ.

На заседаниях методического объединения рассматривали  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры  по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.  

Инновационные образовательные технологии, используемые членами ШМО учителей русского языка и литературы, и мониторинг результатов представлены в таблице.

В своей педагогической практике члены ШМО учителей русского языка и литературы способны реализовывать ниже перечисленные профессиональные задачи.

Практически никто

До 20% учителей

От 20% до 40% учителей

От 40% до 60% учителей

От 60% до 80% учителей

Более  80% учителей

Сделать поурочное планирование с использованием ИКТ

-

-

-

-

-

94%

Подготовить урок с использованием ИКТ учениками

-

-

-

-

-

96%

Подобрать программное обеспечение для учебных целей

-

-

-

-

-

90%

Найти учебные материалы в Интернет

-

-

-

-

-

82%

Использовать ИКТ для мониторинга развития учеников

-

-

-

51%

-

-

Эффективно использовать ИКТ для объяснений на уроке

-

-

-

-

76%

-

Использовать ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями

-

-

37%

-

-

-

Использовать Интернет – технологии (например электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам

-

-

34%

-

-

-

Участие учителей в общешкольных, районных, областных мероприятиях,

всероссийских конкурсах.

Ф.И.О. учителя

Школьные

педсоветы

Семинары РМО

Районные конкурсы

Всероссийские конкурсы

1

Метелёва Е.Л.

+

Круглый стол «Итоги репетиционных экзаменов. Анализ, пути преодоления ошибок»

Мастер –класс по теме «Повторение и обобщение по теме «Причастие»

1) «Представь себя деревом. Напиши письмо другу и расскажи, почему так важно охранять природу» ( Давыдова Дарья  6 А – 2 место)

2) Сочинение «Жизнь леса и судьбы людей»

( Метелёва В. 8 Б – 1 место)

3) Конкурс ШМО – 1 место

«Русский медвежонок» (47 человек).  Получены сертификаты, значки, грамоты

2

Шуплецова Т.П.

+

«Эффективность использования современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературе

3

ВасильеваО.В.

+

Мастер – класс «Подготовка к сочинению-эссе по рассказу В.Астафьева «Хвостик»

4

Молоканова О.А.

« ЕГЭ по литературе. 100 баллов. Миф или реальность»

«Представь себя деревом. Напиши письмо другу и расскажи, почему так важно охранять природу»(участие)

5

Сердюк Т.М.

1) «Представь себя деревом. Напиши письмо другу и расскажи, почему так важно охранять природу»участие)

2) ) Сочинение «Жизнь леса и судьбы людей» ( Глущенко Я. 7 А – 2 место)

Учителя МО не раз выступали на районных семинарах и заседаниях РМО:

Ф.И.О. учителя

Выступление на семинаре

1

Васильева О.В.

Мастер – класс «Подготовка к сочинению-эссе по рассказу В.Астафьева «Хвостик»

2

Шуплецова Т.П..

«Эффективность использования современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»

3

Метелёва Е.Л.

Мастер – класс «Повторение и обобщение по теме «Причастие»

Участие в районных олимпиадах:

Ф.И.ученика

предмет

класс

статус

учитель

Малинина В.

Русский язык

11 «Б»

победитель

Васильева О.В.

Черевков О.

Русский язык

11 «А»

призёр

Васильева О.В.

Черевков О.

Литература

11 «А»

призёр

Васильева О.В.

Работа по развитию кабинетной системы:

Учителя МО имеют 4  учебных кабинетов: № 214, 313, 314,315. Данные учебные кабинеты функционально пригодны: есть методическая и художественная литература, книги для внеклассного чтения, учебные пособия для учителей и учащихся, различные словари, энциклопедии, справочный материал, различный дидактический материал для дополнительного задания, компьютеры, мультимедиа оборудование.

Анализ ВШК ( русский язык)

Ф.И.О. учителя

классы

Качество

2009-2010

Качество

2010-2011

категория

Шуплецова Т.П.

7 В, 9 Б, 10 А

52 %

56%

1

Метелёва Е.Л.

5 А, 6 А, 8 А, 8 Б

47 %

49 %

1

Васильева О.В.

9 В, 10 Б, 11 А, 11 Б

45 %

50 %

2

Сердюк Т.М.

5 Б, 7 А, 7 Б, 9 А

39 %

43 %

2

Анализ ВШК (литература)

Ф.И.О. учителя

классы

Качество

2009-2010

Качество

2010-2011

категория

Шуплецова Т.П.

7 В, 9 Б, 10 А

76 %

81 %

1

Метелёва Е.Л.

5 А, 6 А, 8 А, 8 Б

54 %

69 %

1

Васильева О.В.

9 В, 10 Б, 11 А, 11 Б

72 %

73 %

2

Сердюк Т.М.

5 Б, 7 А, 7 Б, 9 А

58 %

65 %

2

Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем   творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.

В 2010 - 2011 учебном году:

Подано заявлений – 2

высшая

первая

вторая

итого

-

-

2

(Васильева О.В.,

Сердюк Т.М.)

2

Присвоенные квалификационные категории:

высшая

первая

вторая

итого

-

-

Васильева О.В.

Сердюк Т.М.

2

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников.

Элективные курсы. 11 классы.

Наименование элективного курса

Количество учащихся, выбравших ЭК

Учитель

По русскому языку «Экология слова»

10 (11 «А»)

15 (11 «Б»)

Метелёва Е.Л.

Метелёва Е.Л.

             На заседаниях учителя делились с коллегами своими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. В течение  года  члены объединения делились опытом работы, как в школе, так и обобщали опыт работы  на уровне района, города.

Обобщен опыт работы следующих учителей:

Васильева О.В. (учитель русского языка и литературы) по теме «Организация контроля знаний учащихся 10-11 классов при подготовке ЕГЭ как способ формирования ключевых компетенций».

Сердюк Т.М. (учитель русского языка и литературы) по теме «Приобщение к культуре умственного труда в процессе занятий русского языка».

       Проанализировав работу ШМО, следует отметить, что методическая тема  и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями; заседания тщательно подготовлены и продуманы;  выступления и выводы основывались на  анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Уделялось внимание формированию у  учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьеберегающей образовательной среды. В методических  объединениях успешно проводился стартовый, рубежный и итоговый контроль по русскому языку.  

Но в работе методических объединений недостаточное внимание уделялось навыкам самоанализа у учителей. Плохо организовано взаимопосещение уроков  своих коллег.

Рекомендации:

  • Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
  • Продолжать выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей в рамках ШМО.
  • Разнообразить формы проведения заседаний ШМО (круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы).
  • Руководителю ШМО усилить контроль за взаимопосещением учителей.

Вырос профессиональный уровень учителей.

Открытых уроков  было запланировано 4, проведено 4 . Уроки давались  в соответствии с выбранными темами самообразования, семинаров, аттестацией. Все  уроки даны на высоком методическом уровне, с использованием современных педагогических технологий.

Недостатком открытых уроков является,  по-прежнему, плохая организация школьного методического объединения учителей среднего и старшего звена по взаимопосещению учителями уроков своих коллег начальных классов. Все учителя ШМО  посетили уроки своих коллег по методическому объединению с последующим  обсуждением и анализом.

Основные  цели посещения уроков:

  • Владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.
  • Классно-обобщающий контроль.
  • Преемственность.
  • Аттестация педагогических работников.
  • Использование новых технологий (личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии,  информационные технологии,  групповые и коллективные технологии и др.).
  • Подготовка к итоговой аттестации учащихся.

Вывод: Основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания, структуру уроков  и отбор необходимых форм и методов, применяемых  учителями на уроке.

В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные, разнообразные. Учителя-предметники начали широко использовать компьютерные технологии. Новым направлением методической деятельности педагогов можно считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению  восприятию материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта.

        Большое внимание в течение всего учебного года уделялось сохранению здоровья учащихся. Использовали повышение двигательной активности, для снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий проводили физкультминутки на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые). Создавали благоприятный психологический климат в учебном процессе, применяли личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальных занятий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые позволяли раскрепощать ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации. Эти методы позволили снизить тревожность и психическое напряжение учащихся.

Формы здоровьесберегающей работы, используемые  в течение года:

  • мониторинг состояния, содержания помещений, школьной мебели, оборудования;
  • рациональное чередование учебной деятельности школьников;
  • работа с детьми во внеурочное время (Дни здоровья, работа спортивных секций).

            Уделялось внимание совершенствованию форм и методов организации личностно-ориентированного урока.   Избрав личностно-ориентированный подход в обучении,  учителя ( Шуплецова Т.П., Метелёва Е.Л., Молоканова О.А., Васильева О.В., Сердюк Т.М. ) организовывали учебный процесс  в соответствии  с принципами  индивидуальности, творчества, доверия и поддержки.

Методы и приемы, применяемые учителями:

  • проектный метод;
  • методы диалога;
  • игровые методы;
  • методы диагностики и самодиагностики;
  • приемы создания ситуации  коллективного и индивидуального выбора.

Зачет, лекция, семинар, лабораторная работа, учебный проект, деловая игра – формы организации учебных занятий в старших классах. Учителя  Шуплецова Т.П., Метелёва Е.Л., Молоканова О.А. и  Васильева О.В. создавали  на уроках педагогические ситуации, которые позволяли  ученикам самовыразиться,  рассказать или доказать что-то.

По результатам наблюдений  за деятельностью учителей и учащихся на уроках выявлены следующие недочеты:  

  • отбор содержания, форм и методов обучения  рассчитан на среднего ученика;
  • не планируется учителями урок на учащихся с высоким и низким уровнем мотивации;
  • не даётся домашнее задание дифференцированно, с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
  • преобладает монологическая форма общения учителя с учащимися, что существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей коммуникативных умений;
  • учителя не в полном объеме используют ТСО, наглядные средства обучения.

Среди причин, мешающих работе, педагоги выделили следующие:

  • недостаток  времени на творчество;
  • неумение комплексно применять различные средства обучения;
  • трудность в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность  всех учащихся в меру их способностей  и подготовленности.

Причины этих трудностей:

  • учителя–предметники не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения;
  • изложение учебного материала в учебниках (даже в новых) остаётся чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений;
  • нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащегося.

Задачи на 2011 - 2012 учебный год:

Учителям- предметникам:

  • внедрять разноуровневое содержание образования;
  • обеспечить сочетание  в образовательном процессе репродуктивных и творчески преобразующих методов обучения с преобладанием последних;
  • шире использовать новые технологии, продуктивные формы и методы обучения, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности школьников и обеспечивающие увеличение объема самостоятельной работы школьников;
  • активно внедрять в учебный процесс личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные технологии.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как:

  • предметные недели;
  • День Творчества;
  •  тематические конкурсы.

               В программу этих мероприятий входят следующие внеклассные дела: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет и творческих работ.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланки для анализа контрольных работ по русскому языку и литературе.

Заполнение данных бланков очнь удобно для учителя, т.к. экономит время и дает реальное представлние о результате работы....

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

анализ работы учителей русского языка и литературы

Представлен анализ работы учителей русского языка и литературы за 2015-2016 учебный год...

Анализ методической работы учителей русского языка и литературы

Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы....

АНАЛИЗ РАБОТЫ учителя русского языка и литературы

Шаблон для анализа работы учителя...

Анализ методической работы МК русского языка и литературы

Анализ методической работы кафедры за 2021-2022 учебный год....