Анализ методической работы МК русского языка и литературы
материал

Скрипникова Татьяна Владимировна

Анализ методической работы кафедры за 2021-2022 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_metod._raboty_mk_russkiy_yazyk_i_literatura_1.docx118.19 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ методической работы

кафедры русского языка и литературы

в 2021-2022 учебном году.

В соответствии с национальным проектом «Образование» перед системой образования поставлены следующие цели:

  1. Обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, историческх и национально-культурных традиций

Достижение этих целей возможно через решение ряда задач:

  1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»
  2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся
  3. Создание к 2024 современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней
  4. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций
  5. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими
  6. Создание условий для развития наставничества

В связи с приведёнными выше требованиями методическая работа должна быть направлена на формирование компетенций педагогов школы, способствующих достижению поставленных задач. Требования к педагогу на сегодняшний день закреплены в трёх основополагающих документах:

  • ФЗ «Об образовании в РФ», который регламентирует условия реализации образовательной услуги, описывает общие правила функционирования системы образования, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования;
  • ФГОС, в котором описаны минимальные необходимые условия организации учебного процесса на данном историческом этапе;
  • профессиональном стандарте педагога, где непосредственно заявлены требования к компетентности педагога.

Целью методической работы в МАОУ СОШ № 24 мы считаем повышение качества педагогической деятельности через системный анализ и самоанализ различных аспектов образовательного процесса.

Достижение поставленной цели возможно через:

  1. Совершенствование общешкольной системы повышения профессиональной компетенции учителя.
  2. Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
  3. Создание условий для внедрения современных инновационных технологий, построенных на интеграции и системно - деятельностном подходе в обучении.

Цели и задачи работы МК русского языка и литературы:

  1. повышение качества педагогической деятельности через системный анализ и самоанализ различных аспектов образовательного процесса (показатели качества урока, формирующее оценивание, технологии обучения)
  2. формирование мотивационной сферы обучающихся
  3. создание условий для развития личностной сферы обучающихся (сфера развития личностных результатов: ценности, нравственность, мораль, выбор, ответственность).

Кадровый состав МК в 2021-2022 учебном году

Таблица № 1

Характеристика по стажу работы

М/К

Кол-во (чел)

Педагогический стаж (лет)

Всего

Постоя. работн

Совмес.

до 1 года

от 1- 5

от 5-10

от 11-20

от 21-30

от 31-45

Русский язык

6

6

0

-

2

Панасюченко Е.А.

2

(Андронова Д.А.-11 лет

Кочурова А.Е.-12 лет)

2

(Скрипникова Т.В.-16 лет

2

(Завершинская Л.А.- 30лет

Маркова Н.В.-26лет)

Итого

6

6

0

0%

25%

25%

25%

25%

Анализируя педагогический стаж учителей школы, следует отметить, что основной состав педагогов находится в диапазоне от 1 года до 20 лет, что является достаточно продуктивным периодом педагогической деятельности. Значительных изменений по сравнению с прошлым учебным годом не произошло.

Характеристика по уровню образования (пофамильно)

М/К

Высшее профес

Высшее не проф\переподг.

Среднее профес

Среднее

Учатся

Русский язык

6

ИТОГО

       6/100%

По уровню образования все педагоги имеют высшее профессиональное образование.

Таблица № 3

Характеристика по наличию квалификационных категорий

М/К

Количество человек

Всего

Высш

1-я

Соотв. заним. должности

нет кат.

молод. спец

Русский язык

6

2

Кочурова А.Е.

Завершинская Л.А.

3

Скрипникова Т.В.

Маркова Н.В.

Андронова Д.А.

1

ПанасюченкоЕ.А.

Итого

6

2/33,3%

0

3/50%

1/16,6%

Диаграмма № 1

Динамика наличия квалификационных категорий

Как видно из представленной таблицы, за анализируемый учебный год количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, увеличилось на 33,3%. Завершинская Л.А. перешла в разряд высшей категории. Т.о. статистические данные по различным показателям показывают стабильность педагогического коллектива по показателям, влияющим на качество педагогической работы.

Методическая работа школы организуется исходя из двух составляющих:

  • запроса школы на уровень владения учителями профессиональными компетенциями;
  • индивидуальных потребностно-мотивационных установок педагогов.

Повышение профессиональной компетенции учителя внутри МК осуществляется через заседания методических кафедр, внутришкольные методические семинары, педагогические советы, мастер-классы, взаимопосещение уроков.

Анализ методической недели МК русского языка и литературы

28.02. - 05.03 2021-2022уч.года

Тема методической недели: «Развитие условий для личностного развития обучающихся» в рамках проекта:

 «Выход из тени»

Организация эффективного взаимодействия обучающегося с социумом

          В методической неделе приняли участие 4(66,6%) педагога кафедры, были даны открытые уроки и классные часы.

Открытые уроки:

Русский язык:

Андронова Д.А.(урок в 9 кл)

 «Бессоюзное сложное предложение»(04.03.22)

      Литература:

                    Завершинская Л.А.(урок в 7 кл)

«Про плохих и очень плохих, хороших и очень хороших людей»(04.05.22)

Внеурочное мероприятие(классный час):

Кочурова А.Е. «Ситуация в мире. Тревожность» (02.03.22)

                    Скрипникова Т.В.(классный час)

  «Что значит быть успешным?» (03.03.22)

Анализ проведённых открытых уроков представлен далее.

 

Задачи методической работы кафедры на текущий учебный год стали основополагающими и для подготовки открытых уроков:

  1. повышение показателей качества урока (особое внимание должно быть уделено критериям оценки урока №5, №6)
  2. формирование мотивационной сферы обучающихся (критерий №4)
  3. создание условий для развития личностной сферы обучающихся (критерий№2)

 сфера развития личностных результатов: ценности, нравственность, мораль, выбор, ответственность.

Средний уровень качества открытых уроков составляет 50%, что на 10,7%  (60,7%) ниже, чем в прошлом учебном году.

   Анализируя выбор классов, хочу отметить, что педагоги так же, как и в прошлом году, демонстрируют работу классов среднего звена (5-9 классы).

Диаграмма № 1

Сравнительный анализ качества проводимых уроков по учителям

             Понижение результативности отмечается у педагогов: Андроновой Д.А. и Завершинской Л.А.

В ходе методической работы школы в 2020-2021 учебном году педагоги кафедры по-прежнему на оптимальном уровне выполнили требование Стандартов к предметному содержанию (критерий №1), остался прежним и показатель развития личностной сферы ученика средствами предмета (критерий №2).

Оптимальный уровень выполнения данного требования к уроку продемонстрировали педагоги: Завершинская Л.А., Андронова Д.А. На уроках использовались тексты, видеоматериалы, способствующие формированию у обучающихся нравственных ценностей. Андронова Д.А. продемонстрировала работу на платформе joyteka(быстрый тест-опрос)

Понижение результативности проводимых уроков по сравнению с прошлым годом наблюдается по следующим показателям: (Приложение № 2):

  • использование заданий, развивающих УУД на уроке (критерий №3)
  • обеспечение целевой психолого-педагогической поддержки обучающихся(критерий№5)
  • требование ЗСС в содержании, структуре урока, в работе с оборудованием и учёте данных о детях с ОВЗ(критерий№6)
  • стиль и формы педагогического взаимодействия на уроке (критерий № 7)
  • управление организацией учебной деятельности обучающихся через систему оценивания(критерий№8)
  • управление собственной обучающей деятельностью (критерий№9).

По теме методической недели: «Развитие условий для личностного развития обучающихся» были проведены открытые классные часы Кочуровой А.Е и Скрипниковой Т.В.

Были представлены следующие функции, приёмы и методы компетенции:

  1. Целеполагание: формирование мнения детей в рамках поставленной цели и приобретение социальных знаний;
  2. Пространственная среда: изменение положения парт для работы в группах по интересам с использованием презентации;
  3. Активная групповая работа с использованием карточек-заданий, платформ mehti.com;
  4. Были созданы модели самостоятельного мнения.

                   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В рамках промежуточной аттестации обучающихся по русскому языку были даны задания на проверку читательской грамотности: ребятам были предложены на основе чтения и анализа адаптированных текстов С. Л. Соловейчика из сборника «Пушкинские проповеди»: «О мужественности», «О презрении к обману», «О власти над своей речью» − определить основную мысль предложенного текста, тип речи и дать толкование лексического значения одного из слов текста.

В рамках промежуточной аттестации обучающихся по литературе ребятам было предложено сочинение-рассуждение в форме письма одному из писателей или поэтов на тему «Круг моего чтения, уроки литературы». Требовалось, сохранив форму письма, записать свои размышления над произведениями литературы, которые изучаются в школе и читаются ребятами самостоятельно, а кроме того, поделиться своими впечатлениями от уроков литературы (атмосферы уроков, своего участия или неучастия в обсуждении изучаемых программных произведений). Помимо элементов читательской грамотности, связанной с самостоятельным анализом прочитанного, проверялось умение изложить свои мысли в рамках заданной формы – письма. Нужно было продемонстрировать практическую грамотность в освоении эпистолярного жанра литературы: умение обратиться к адресату, ясно и интересно изложить свои мысли на бумаге, грамотно закончить письмо, а самое главное − не упускать из виду своего адресата в процессе написания письма.

Процент обучающихся, справившихся с заданиями по функциональной грамотности: русский язык-55,5%; литература-43,9%.

Контрольные работы с заданиями такого характера позволяют сделать некоторые выводы:

1)        почаще предлагать ребятам задания на определение основной мысли художественного текста и обоснование своих формулировок;

2)        не упускать возможности потренировать ребят в определении лексических значений тех или иных слов, обращая внимание школьников на корневую морфему, несущую в себе суть лексического значения слова;

3)        при работах над разного рода сочинениями и при анализе текстов акцентировать внимание обучающихся на сочетаниях разных типов речи в одном тексте, помогать школьникам, с какой целью автор, например, размышляя о той или иной проблеме, переходит от рассуждения к повествованию и описанию;

4)        планируя работу на новый учебный год, продумать систему творческих устных и письменных работ, направленных на создание текстов, адресованных авторитетным читателям: одному или нескольким, что, как показывают исследования учёных и наш опыт, способствует улучшению качества связных письменных и устных текстов, создаваемых школьниками;

5)        необходимо продумать план создания школьного журнала, в котором бы печатались лучшие ученические работы, аналитические и творческие, и реализовать этот план: это будет также способствовать улучшению практической грамотности обучающихся в создании качественных текстов.

Процент педагогов, прошедших курсы по функциональной грамотности-83,3%

Курсы по функциональной грамотности:

курс «Читательская грамотность и читательские практики современных школьников» (24 часа, «Институт современного образования» г. Калининграда, 2018 год);

курс «Технология продуктивного чтения: формы и инструменты реализации посредством ИКТ» (18 часов, «Институт современного образования»                                г. Калининграда, 2019 год);

курс «Совершенствование предметных и методических  компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности)» в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» (112 часов, Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Министерства просвещения РФ, 2 июля − 30 ноября 2020 года)

курс «Художественный текст и историко-культурный контекст: методы анализа и интерпретации литературных произведений» (76 часов, НИУ ВШЭ, г. Москва, 2021 год);

митап-конференция «Формирование функциональной грамотности обучающихся как основное условие повышения качества общего образования (из опыта реализации ФГОС)» в МАОУ лицее №18 г. Калининграда, мастер-класс словесников высшей категории Танковой Н. С. и  Дамбраускене Н. В. «Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»  − 26 марта 2021 года. .

 «Функциональная грамотность на страницах учебника русского языка: интеллектуальное становление или международные испытания?» 20.11.2020

     Одной из задач работы методической кафедры является совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

Далее в таблице представим результативность данной работы.

Таблица № 7

Название МК

Кол-во конкурсов

Кол-во призёров (школьный

ур-нь)

Кол-во призёров (город,регион, федерация)

Русский язык и

литература

6

1.Всероссийская олимпиада школьников

57

25

Победители:

Русский язык:

Фуртатова Анастасия(7В)

Рогозина Анастасия(8А)

Призёры:

7кл

Зарубин Максим

Литвин Александра

Домнина Александра

Шорохова Варвара

Аганесова Софья

Бармутин Даниил

8кл

Бицанс Елизавета

Цаканян Вардуи

Шишенкова Елена

9кл

Попова Мария

Журова Сабина

Кацалапенко Елизавета

Литература

Победители:

Железняк Вероника(6В)

Домнина Александра(7В)

Цаканян Вардуи(8А)

Фарзалиева Диана (10А)

                  Призёры:

7кл

Литвин Александра

Фуртатова Анастасия

          Аганесова Софья

8кл

Бицанс Елизавета

9кл

Перепёлкина Анастасия

Попова Мария

11кл

Кечакмадзе Кетеван

2

Муниципальный этап

Призёры:

Русский язык

Рогозина Анастасия

(8а)

Литература:

Фарзалиева Диана (10А)

2.Международный конкурс «Русский медвежонок»

9

Победители:

Призёры:

3. Международный конкурс «Пегас»

8

Победители:

Фуртатова Анастасия (6в)

Цаканян Вардуи (7а)

Цуркан Ольга (8

Призёры:

Чистякова Виктория (6б)

Мельник Игорь (7а)

Седова Дарья (7а)

Кириллова Анастасия (8а)

Алахунова Ясмин (8к1)

4. Литературный фестиваль «Между строк»

5

Игнатенкова К(5К)

5. Школьный конкурс чтецов "Отчизны верные сыны»

14

Ширшина Л(5К)

Крапивко К(5К)

6. Школьный конкурс литературно-музыкальных композиций

1

Победитель:

11а класс

ОДИН РЕБЁНОК считается ТОЛЬКО ОДИН РАЗ на каждом уровне

Призёров по региону прописывать подробно (ФИО, конкурс, номинация)

Диаграмма №

Количество конкурсных мероприятий

Как видно из таблицы № 7 и диаграммы № 2, по сравнению с прошлым учебным годом количество конкурсов филологической направленности уменьшилось. В этом году Скрипникова Т.В. и Кочурова А.Е. подготовили призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Для удовлетворения индивидуальных запросов педагогов в рамках повышения квалификации, школа создаёт условия для посещения семинаров, конференций и прохождения курсов повышения квалификации.

Далее в таблице представлена информация о прохождении курсов повышения квалификации в 2021-2022 учебном году.

Таблица № 6

МК

Кол-во чел. всего

Кол-во прошедших курсы

Из них по инд. запросам (кроме плановых)

Русский язык

6

                              4

Андронова Д.А.

Завершинская Л.А.

Кочурова А.Е.

Скрипникова Т.В.

«Обучение в качестве организатора в аудитории при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» − Калининград, КОИРО

12.05.22 8ч

Скрипникова Т.В.

Курс№45«Профессиональный стандарт». Оказание первой поиощи в образовательной организации»

3

Андронова Д.А.

 11.10.21-17.12.21

Курс-реаниматор «Базовый английский – 1», БФУ им. И. Канта 72ч

Курс-реаниматор «Базовый английский – 2», БФУ им. И. Канта 72ч

Курс-реаниматор «Базовый английский – 3», БФУ им. И. Канта72ч

«Психолого-педагогические аспекты деятельности специалиста в условиях инклюзии», БФУ им. И. Канта 36ч

Завершинская Л.А.

«Обучение школьников речевой деятельности: воспитательный и развивающий аспекты» − Москва, ООО «Наш язык» 11.01-14.02.22 16ч

«Активные процессы в современном русском языке» − Москва, ООО «Наш язык»25.01-30.06.22 16ч

 Кочурова А.Е.

АНО ДПО «Школа анализа данных» программа повышения квалификации «Трудовые права учителя», январь-22, 16ч

АНО ДПО «Школа анализа данных» программа повышения квалификации «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты», февраль-22, 16ч

АНО ДПО «Школа анализа данных» программа повышения квалификации «Игры в школе: как провести интересный урок», декабрь 21г., 16ч

АНО ДПО «Институт современного образования» программа повышения квалификации «ФГОС-21:новые требования и новые возможности»,октябрь-21,24ч

НИУ «Высшая школа экономики» программа повышения квалификации «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя»,август-21,16ч

ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» программа повышения квалификации "Деятельность советника директора школы по воспитанию и по взаимодействию с общественными объединениями», апрель-22,176 ч.

                                     

В 2021-2022 учебном году педагоги посетили семинары и вебинары различного уровня.

        

        Диаграмма № 2

Активность посещения семинаров и вебинаров

Как видно из данной диаграммы, количество педагогов, посещающих семинары и вебинары, увеличилось.

Андронова Д.А.

Завершинская Л.А

Кочурова А.Е.

Скрипникова Т.В.

14.03.22 вебинар:«Комментарий проверки итоговых сочинений в 11кл».                                  

В течение года обобщался опыт работы МК (на уровне школы, города, области т.д.):

М/К

Тема

Учитель

на М/К

в школе

в городе

в области

Доклад в рамках Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе» («Лебедевские чтения») на тему «Про одно трудное школьное правило: опыт упрощения формулировки правила правописания глагольных суффиксов             -ова- (-ева-) и                   -ыва- (-ива-)»                              30 октября 2021 года, Ярославль

Завершинская Л. А.

Доклад в рамках городской конференции «Цифровая школа как инструмент формирования образовательного пространства» на тему «Использование электронных инфографических опор в процессе обучения школьников русскому языку» 17 февраля 2022 года, Калининград

Завершинская Л. А.

+

Доклад на XIX Международных Березинских чтениях «Языковое бытие человека и этноса» на тему «Написание публицистической статьи как один из приёмов обучения школьников речевой деятельности» в рамках круглого стола «Совершенствование речи современных школьников и студентов»                                     14 мая 2022 года, Москва

Завершинская Л. А.

Публикация статьи «Про важность "дуновения вдохновения", или взгляд практикующего учителя на школьное сочинении» в научно-методическом электронном журнале «Калининградский вестник образования»  №3 (11) 2021/сентябрь, с. 67 – 76.

Завершинская Л. А.

+

Публикация материала  выступления «Про одно трудное школьное правило: опыт упрощения формулировки правила правописания глагольных суффиксов             -ова- (-ева-) и                   -ыва- (-ива-)»  на Лебедевских чтениях в сборнике «Лебедевские чтения: материалы Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе» / под науч. ред.    М. В. Шамановой. – Ярославль : ИРО ЯО ; РИО ЯГПУ, 2022, с. 95 – 102.

Завершинская Л. А.

Т.о., всё выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:

1.  Основной состав педагогического коллектива кафедры сохраняется.

2. Педагоги включаются в общешкольную систему повышения профессиональной компетенции, а также проявляют интерес к построению индивидуальных маршрутов повышения квалификации.

3. При проектировании урока педагогам кафедры следует обратить внимание на следующие критерии оценки: 

  • обеспечение целевой психолого-педагогической поддержки обучающихся (критерий №5)
  •  использование заданий, развивающих УУД на уроке (критерий №3)
  • учёт и развитие мотивации и психофизической поддержки обучающихся (критерий №4)
  • стиль и формы педагогического взаимодействия на уроке (критерий № 7)

Предложения:

  1. Продолжить работу по совершенствованию урока как основной организационной единицы образовательного процесса в свете новых требований в различных его аспектах через:
  • включение педагогов в работу творческих микрогрупп;
  • продолжение работы по освоению системы формирующего оценивания;
  • индивидуальную работу педагога и индивидуализацию системы сопровождения педагогов руководителями кафедр по соответствию проводимых уроков современным требованиям.
  1. Создать общешкольную методическую копилку в виде видеозаписи открытых уроков и мастер-классов педагогов, активно посещающих мероприятия методической направленности разного уровня.

Компе

тенции

Критерии оценки урока

Учебный год

17/18

18\19

19\20

20\21

21/22

2- требование выполнено на оптимальном уровне, 1 – есть резервы, 0 – требование практически не выполнено

(показатели и уровневые дескрипторы даны в специальной таблице)

Предметно-методологическая

  1. Требования Стандартов к предметному содержанию

2

2

2

2

        2

  1. Развитие личностной сферы ученика средствами предмета

0,33

1,28

1

1

1

  1. Использование заданий, развивающих УУД на уроках предмета

1,11

1,28

1,5

1,4

1

Психолого-педагогичес

кая

  1. Учёт и развитие мотивации и психофизиологической сферы учащихся

1

1,14

1,5

1

1

  1. Обеспечение целевой психолого-педагогической поддержки обучающихся

0,44

0,42

0,3

0,6

0

валеологическая

  1. Требования ЗСС в содержании, структуре урока, в работе с оборудованием и учёте данных о детях с ОВЗ

1,11

1,14

0,8

1,2

0,5

коммуникативная

  1. Стиль и формы педагогического взаимодействия на уроке

0,66

1.42

1,7

1,1

1

Управленчес

кая

  1. Управление организацией учебной деятельности обучающихся через систему оценивания

0,66

0,57

1

1,2

0,5

  1. Управление собственной обучающей деятельностью

1,22

1,85

1,5

1,6

1

Результативность урока:

0,85

1,3

1,1

2

Сумма баллов

Качество урока Сумма баллов×100%:20

40%

60,7%

63%

60,7%

50%

100-85% - оптимальный уровень, 84-60% - допустимый уровень, 59-50% - критический уровень, менее 50% - недопустимый уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланки для анализа контрольных работ по русскому языку и литературе.

Заполнение данных бланков очнь удобно для учителя, т.к. экономит время и дает реальное представлние о результате работы....

Методическая работа учителей русского языка и литературы

Анализ методической работы за 2011 - 2012 учебный год....

АНАЛИЗ работы методического объединения учителей русского языка и литературы 10-11 уч. год

Данная работа содержит подробный анализ деятельности МО учителей русского языка и литературы. Её могут использовать в своей работе руководители ШМО учителей русского языка и литературы....

Методическая работа МО русского языка и литературы МАОУ СОШ №26 гУлан-Удэ РБ

Данные материалы разработаны по положению МО русского языка и литературы и Настоящего положения о рабочей программе  МАОУ СОШ №26 г.Улан-Удэ РБ...

Методическая работа учителя русского языка и литературы

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы...

Анализ методической работы учителей русского языка и литературы

Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы....