Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Попова Александра Валерьевна

Анализ методической работы в течение учебного года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая работа 35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение

учителей

русского языка и литературы

Елецкого района

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЕЛЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ЗА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

В 2016/2017 учебном году деятельность МО учителей русского языка и литературы строилась в соответствии с планом методической работы и была направлена на достижение основной цели - обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки  образовательных учреждений и отдельных педагогов в реализации федеральной, региональной и муниципальной политики в области образования, включая переход к реализации ФГОС ООО, в развитии профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, с учетом задач, определяемых переходом к реализации стандартов второго поколения.  

В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

- методическое сопровождение деятельности учителей, распространение педагогического опыта,

 - стимулирование педагогов к активному использованию информационно- коммуникационных технологий и системно-деятельностного подхода, способствующих формированию умений проектирования и конструирования образовательного процесса в современных условиях,

- сбор и обработка информации о результатах освоения  основных образовательных программ по  русскому языку и литературе на различных ступенях образования,

- формирование открытой информационно-образовательной среды, включая использование Интернет-ресурсов,

- создание условий для свободного и полного самовыражения каждого педагога.

- внедрение в практику работы  учителей русского языка и литературы современных образовательных технологий,

- качественное освоение учебно-методических задач по русскому языку и литературе, совершенствование технологии проведения современного урока, организации учебной деятельности учащихся.

     За прошедший учебный год  состоялось пять плановых  заседаний методического объединения, на которых обсуждались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей, итоги школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, результаты  и ход подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

В МО учителей русского языка и литературы работают 35 опытных и высококвалифицированных специалистов. Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к  уровню школьного образования. Учителя МО русского языка и литературы имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом:

- 20  учителей имеют первую квалификационную категорию, 6 – высшую,

- стаж работы: до 10 лет – 14%, от 11 до 20 лет у 25%  учителей, от 21 до 30 лет – у 35%,  больше 30 лет – 25%,

- 3 человека имеют нагрудный знак «Отличник просвещения РФ», 7 человек награждены почетными грамотами МО РФ, 1 – «Почетный работник образования», 6 учителей имеют грамоты Департамента образования и науки Липецкой области и Отдела образования Елецкого муниципального района.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе.

Основным ориентиром в определении содержания и форм образовательного процесса по русскому языку остаются Государственные образовательные стандарты (МБОУ СОШ п. Ключ жизни – ФГОС ООО – 8 класс), инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для ОУ РФ.

По  предмету «Русский язык» учителя в 5-9 классах работают по базовым программам под ред. Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова, В.В. Бабайцевой,  М.М. Разумовской,  в 10-11 классах – по программе Гольцовой, МБОУ СОШ п. Солидарность - Гусаровой что соответствует методическим рекомендациям о преподавании предмета «Русский язык» в 2016-2017 учебном году, разработанным  кафедрой гуманитарного образования ГАУДПО ЛО «ИРО». Выбор учебников соответствует  Федеральному перечню.  

В 2016-2017  учебном году главным ориентиром в реализации концепции филологического образования по учебному предмету «Литература» для учителей-словесников оставался:

• Федеральный базисный учебный план;

• Государственный стандарт основного общего и среднего общего образования по литературе;

• Федеральная программа по литературе, разработанная на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования.

В школах Елецкого района  литературное образование  в основной и старшей школе велось на базовом уровне ( в МБОУ СОШ п. Солидарность – на базовом и профильном (10 класс) уровнях) и осуществлялось по программам и учебно-методическим комплектам авторского коллектива Г. И. Беленького, Коровина, Г.С. Меркина, Лебедева.

Данные программы и учебники апробированы в течение многих лет и дают стабильные положительные результаты.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей русского языка и литературы является участие в заседаниях районного методического объединения. В течение 2016-2017 учебного года были организованы и проведены заседания МО по следующим темам:

-  «Текст как основная дидактическая единица в процессе обучения русскому языку. Виды учебных текстов, требования к их отбору, приемы работы с текстом» ;

- «Основные идеи уровневой дифференциации и особенности организации работы с сильными и слабыми обучающимися на уроках русского языка»;

- «ИКТ и творчество на уроке русского языка в контексте освоения стандартов нового поколения»;

- ««Организация подготовки к итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов по русскому языку. Современные образовательные технологии при подготовке к государственной итоговой аттестации».

Тематика заседаний определялась задачами методической работы в условиях реализации ФГОС ООО. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний МО уделялось вопросам:

  • методического сопровождения реализации ФГОС на уровне основного общего образования;

• качественного освоения учебно-методических задач по русскому языку и литературе;

• совершенствования технологии проведения современного урока и внеклассных мероприятий по этим предметам;

• организации учебной деятельности учащихся  и подготовки их  к итоговой аттестации;

• работа с одаренными детьми;

• повышения профессионализма учителей.

В течение учебного года на заседаниях методического объединения были продемонстрированы уроки различной методической направленности. Основная цель данной формы работы – трансляция  передового педагогического опыта. Высокий уровень профессионального мастерства показали учителя: Гнеушева Н.А. (МБОУ СОШ с. Талица – «Филиал СОШ с.  Голиково»), Драчева В.В. (МБОУ СОШ с. Каменское), Макеева А.А. (МБОУ СОШ п. Солидарность – «Филиал ООШ д. Екатериновка»),  Смагина О.В. (МБОУ ООШ п. Маяк). Все педагоги продемонстрировали грамотное владение методикой современного урока, ИКТ-компетенцией, хорошие навыки педагогического общения и высокий уровень подготовки учащихся.

В течение всего учебного года одним из ведущих направлений работы учителей русского языка и литературы является подготовка учащихся к итоговой аттестации. В школах регулярно проводятся репетиционные работы по русскому языку в формате итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов. В феврале-марте проводились районные репетиции.

Анализ работы МО над единой методической темой.

Основная методическая тема, над которой работает МО русского языка и литературы, - «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках русского языка и литературы через использование современных образовательных технологий, методов и приемов обучения в условиях реализации ФГОС ООО». Она и определяет стратегию работы МО и каждого учителя.

Успешная образовательная деятельность учителей русского языка и литературы способствует формированию коммуникативной компетентности личности школьника, создает необходимые условия для развития мотивации учащихся и формирования благоприятного климата обучения.

Повышения профессионального мастерства и трансляции передового педагогического опыта способствует участие учителей Елецкого муниципального района в региональных семинарах различной тематики, проводимых на базе ЕГУ им. И.А. Бунина, ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования». Так в 2016-2017 учебном году учителя методического объединения приняли участие в следующих семинарах:

«Развитие навыков научно-исследовательской и проектной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы» (совместно с издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ»),

  •  Повышение качества преподавания русского языка и литературы в целях

развития филологических способностей детей и поддержки (выявления)

литературно одарённых обучающихся ;

- региональный семинар для учителей русского языка и литературы «Реализация требований ФГОС в УМК по русскому языку и литературе. Система оценки качества образования».

Следующий аспект работы МО учителей русского языка и литературы – использование современных образовательных технологий.  В 2015-2016 учебном году учителя МО продемонстрировали владение технологиями коллективного и развивающего способов обучения, интерактивными методами обучения, компетентностным и системно-деятельностным подходами. Проникновение в учебный процесс компьютерной коммуникации как одной из составляющих процесса информатизации образования, а также использование телекоммуникационных технологий глобальной сети Интернет приобретают особую актуальность для школьных предметов. Опыт показывает, что использование информационных технологий в учебном процессе повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. Это и было продемонстрировано в ходе открытых уроков.

Все уроки, проводившиеся в школах района, прошли на должном методическом уровне. Школьники проявили активность и заинтересованность в изучении предмета, владение основными компетенциями, продемонстрировали хорошее знание предмета.

  В течение года учителями района были подготовлены выступления, в которых они делились опытом своей работы по организации экзаменационной подготовки, методах и приемах работы с текстом, организации системно-деятельностного подхода в обучении и использовании ИКТ в учебном процессе.

   Все учителя района занимаются самообразованием, работают над изучением интересующих их проблем. Большое внимание уделяется обучению детей самостоятельному добыванию знаний на уроках, комплексному анализу текстов различных стилей.  Педагоги, принимающие участие в работе РМО, повышают свой методический уровень, используют современную научно-популярную литературу, электронные образовательные ресурсы.  

Преподаватели методического объединения привлекают детей к участию в различных творческих конкурсах, имеют призовые места как на муниципальном, региональном, так и на всероссийском уровнях. Наибольший интерес вызывают такие традиционные мероприятия, как конкурсы чтецов «Живая классика» и «И мы сохраним тебя, русская речь, живое великое слово…», конкурс творческих работ учащихся «Мой Пушкин», конкурс творческих работ, посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и т.д.

  Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе показал, что учителя проводят работу с одаренными детьми,  внедряют в этот процесс информационно-коммуникационные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения. Так, обучающаяся 10 класса МБОУ СОШ п. солидарность Клокова Е. в 2016-2017 учебном году стала участницей регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе (учитель Макарова Т.М.). Но в работе с одаренными детьми можно выделить ряд затруднений, с которыми приходится сталкиваться педагогам:

- недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимаются во внимание уровень личностного развития школьников, их готовность к участию в подобного рода мероприятиях;

- разработка индивидуальных программ работы с одаренными детьми с целью качественной подготовки к районным и областным турам предметных олимпиад и конкурсов.

Проанализировав работу районного МО учителей русского языка и литературы в текущем году, следует отметить, что все учителя-предметники работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. Успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль.

 На основе анализа работы МО в учебном году вытекают следующие задачи:

• создать условия для свободного и полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребности в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;

• внедрять в практику работы учителей русского языка и литературы современные образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности, творчества и активности  учащихся;

• качественно освоить учебно-методические задачи по русскому языку и литературе, усовершенствовать технологии проведения современного урока, организацию учебной деятельности учащихся, с целью обеспечения наиболее высоких результатов в реализации действующих Государственных образовательных стандартов и ФГОС ООО нового поколения в достижении новых образовательных целей;

• изучать, обобщать, пропагандировать и распространять  опыт работы учителей русского языка и литературы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса;

• на основе оптимизации содержания образования его индивидуализации и дифференциации обеспечить вариативность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими повышенный уровень мотивации к учению.

Руководитель МО учителей русского языка и литературы

Попова А.В.

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЕЛЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ЗА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

В 2016/2017 учебном году деятельность МО учителей русского языка и литературы строилась в соответствии с планом методической работы и была направлена на достижение основной цели - обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки  образовательных учреждений и отдельных педагогов в реализации федеральной, региональной и муниципальной политики в области образования, включая переход к реализации ФГОС ООО, в развитии профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, с учетом задач, определяемых переходом к реализации стандартов второго поколения.  

В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

- методическое сопровождение деятельности учителей, распространение педагогического опыта,

 - стимулирование педагогов к активному использованию информационно- коммуникационных технологий и системно-деятельностного подхода, способствующих формированию умений проектирования и конструирования образовательного процесса в современных условиях,

- сбор и обработка информации о результатах освоения  основных образовательных программ по  русскому языку и литературе на различных ступенях образования,

- формирование открытой информационно-образовательной среды, включая использование Интернет-ресурсов,

- создание условий для свободного и полного самовыражения каждого педагога.

- внедрение в практику работы  учителей русского языка и литературы современных образовательных технологий,

- качественное освоение учебно-методических задач по русскому языку и литературе, совершенствование технологии проведения современного урока, организации учебной деятельности учащихся.

     За прошедший учебный год  состоялось пять плановых  заседаний методического объединения, на которых обсуждались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей, итоги школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, результаты  и ход подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

В МО учителей русского языка и литературы работают 35 опытных и высококвалифицированных специалистов. Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к  уровню школьного образования. Учителя МО русского языка и литературы имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом:

- 20  учителей имеют первую квалификационную категорию, 6 – высшую,

- стаж работы: до 10 лет – 14%, от 11 до 20 лет у 25%  учителей, от 21 до 30 лет – у 35%,  больше 30 лет – 25%,

- 3 человека имеют нагрудный знак «Отличник просвещения РФ», 7 человек награждены почетными грамотами МО РФ, 1 – «Почетный работник образования», 6 учителей имеют грамоты Департамента образования и науки Липецкой области и Отдела образования Елецкого муниципального района.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей русского языка и литературы является участие в заседаниях районного методического объединения. В течение 2016-2017 учебного года были организованы и проведены заседания МО по следующим темам:

-  «Текст как основная дидактическая единица в процессе обучения русскому языку. Виды учебных текстов, требования к их отбору, приемы работы с текстом» ;

- «Основные идеи уровневой дифференциации и особенности организации работы с сильными и слабыми обучающимися на уроках русского языка»;

- «ИКТ и творчество на уроке русского языка в контексте освоения стандартов нового поколения»;

- ««Организация подготовки к итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов по русскому языку. Современные образовательные технологии при подготовке к государственной итоговой аттестации».

Тематика заседаний определялась задачами методической работы в условиях реализации ФГОС ООО. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний МО уделялось вопросам:

  • методического сопровождения реализации ФГОС на уровне основного общего образования;

• качественного освоения учебно-методических задач по русскому языку и литературе;

• совершенствования технологии проведения современного урока и внеклассных мероприятий по этим предметам;

• организации учебной деятельности учащихся  и подготовки их  к итоговой аттестации;

• работа с одаренными детьми;

• повышения профессионализма учителей.

В течение учебного года на заседаниях методического объединения были продемонстрированы уроки различной методической направленности. Основная цель данной формы работы – трансляция  передового педагогического опыта. Высокий уровень профессионального мастерства показали учителя: Гнеушева Н.А. (МБОУ СОШ с. Талица – «Филиал СОШ с.  Голиково»), Драчева В.В. (МБОУ СОШ с. Каменское), Макеева А.А. (МБОУ СОШ п. Солидарность – «Филиал ООШ д. Екатериновка»),  Смагина О.В. (МБОУ ООШ п. Маяк). Все педагоги продемонстрировали грамотное владение методикой современного урока, ИКТ-компетенцией, хорошие навыки педагогического общения и высокий уровень подготовки учащихся.

В течение всего учебного года одним из ведущих направлений работы учителей русского языка и литературы является подготовка учащихся к итоговой аттестации. В школах регулярно проводятся репетиционные работы по русскому языку в формате итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов. В феврале-марте проводились районные репетиции.

Следующий аспект работы МО учителей русского языка и литературы – использование современных образовательных технологий.  В 2016-2017 учебном году учителя МО продемонстрировали владение технологиями коллективного и развивающего способов обучения, интерактивными методами обучения, компетентностным и системно-деятельностным подходами. Проникновение в учебный процесс компьютерной коммуникации как одной из составляющих процесса информатизации образования, а также использование телекоммуникационных технологий глобальной сети Интернет приобретают особую актуальность для школьных предметов. Опыт показывает, что использование информационных технологий в учебном процессе повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. Это и было продемонстрировано в ходе открытых уроков.

Все уроки, проводившиеся в школах района, прошли на должном методическом уровне. Школьники проявили активность и заинтересованность в изучении предмета, владение основными компетенциями, продемонстрировали хорошее знание предмета.

  В течение года учителями района были подготовлены выступления, в которых они делились опытом своей работы по организации экзаменационной подготовки, методах и приемах работы с текстом, организации системно-деятельностного подхода в обучении и использовании ИКТ в учебном процессе.

   Все учителя района занимаются самообразованием, работают над изучением интересующих их проблем. Большое внимание уделяется обучению детей самостоятельному добыванию знаний на уроках, комплексному анализу текстов различных стилей.  Педагоги, принимающие участие в работе РМО, повышают свой методический уровень, используют современную научно-популярную литературу, электронные образовательные ресурсы.  

  Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе показал, что учителя проводят работу с одаренными детьми,  внедряют в этот процесс информационно-коммуникационные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения. Так, обучающаяся 10 класса МБОУ СОШ п. Cолидарность Клокова Е. в 2016-2017 учебном году стала участницей регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе (учитель Макарова Т.М.). Но в работе с одаренными детьми можно выделить ряд затруднений, с которыми приходится сталкиваться педагогам:

- недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимаются во внимание уровень личностного развития школьников, их готовность к участию в подобного рода мероприятиях;

- разработка индивидуальных программ работы с одаренными детьми с целью качественной подготовки к районным и областным турам предметных олимпиад и конкурсов.

Проанализировав работу районного МО учителей русского языка и литературы в текущем году, следует отметить, что все учителя-предметники работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. Успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль.

 На основе анализа работы МО в учебном году вытекают следующие задачи:

• создать условия для свободного и полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребности в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;

• внедрять в практику работы учителей русского языка и литературы современные образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности, творчества и активности  учащихся;

• изучать, обобщать, пропагандировать и распространять  опыт работы учителей русского языка и литературы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса;

• на основе оптимизации содержания образования, его индивидуализации и дифференциации обеспечить вариативность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими повышенный уровень мотивации к учению.

Руководитель МО учителей русского языка и литературы

Попова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературына 2011-2012 учебный год...

План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год

Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казанина 2015-...

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2017-2018 учебный год

План работырайонного методического объединения учителей русского языка и литературына 2017-2018 учебный год...

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы

План работы РМО учителей русского языка и литературы 2015-2016 учебный год...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год...