Выступление к педсовету по теме: «Повышение квалификации, самообразования и саморазвития педагогов дополнительного образования»
учебно-методический материал на тему

Собка Наталья Алексеевна

Уровень профессиональной деятельности педагога зависит, с одной стороны, от самообразования и саморазвития, с другой - от системы методической работы в образовательном учреждении. В связи с этим возникла необходимость создания такой методической службы, которая обеспечивала бы повышение педагогического мастерства, открытость достижений педагогов, активное освоение ими инновационного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sobka.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Мальчевский ДДиЮ

Выступление к педсовету по теме:

«Повышение квалификации, самообразования и саморазвития педагогов дополнительного образования»

  Подготовила: Н.А. Собка,

методист Мальчевского ДДиЮ.

Ст. Мальчевская, 2014 г

Повышение квалификации, самообразования и саморазвития педагогов дополнительного образования.

В последнее время серьезное внимание уделяется проблеме совершенствования системы методической работы в учреждениях дополнительного образования детей.

Педагог - ключевая фигура в образовательном процессе, и это определяет главную цель методической работы - создание условий для удовлетворения профессиональных потребностей педагогических работников.

Методист - первый помощник педагога. Его миссия - методическое сопровождение профессионального роста педагога. Что это означает?

В первую очередь, создание для педагогов условий, при которых они могли бы самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы профессиональной деятельности. Уровень профессиональной деятельности педагога зависит, с одной стороны, от самообразованияи саморазвития, с другой - от системы методической работы в образовательном учреждении. В связи с этим возникла необходимость создания такой методической службы, которая обеспечивала бы повышение педагогического мастерства, открытость достижений педагогов, активное освоение ими инновационного опыта.

Наиболее распространенными формами организации методической работы, методической учебы в нашем образовательном учреждении являются:

  • Методическое консультирование (индивидуальное, групповое)
  • Семинары (обучающий, учебно - практический, научно- практический)

В 2013-2014 учебном году с целью повышения педагогической компетенции педагогов было проведено 4 семинара по темам:«Создание условий для саморазвития и самореализации ребёнка как творческой личности», «Организация работы с семьями обучающихся», «Применение оздоровительных методик в воспитательно – образовательном процессе», «Реализация образовательных и воспитательных программ различной направленности с целью обеспечения интеллектуального, личностного, физического и  психического развития детей».

- Участие педагогов в методических объединениях ( Бондарев А.И, Луданова Д.О. в 2013-2014 уч.г)

- Участие педагогов в методических советах (обобщение педагогического опыта Г.М. Сиденко, Е.Ф. Плескачёва).

-  Мастер- классы

- Конкурс профессионального мастерства

- Методические выставки

В рамках данных профессиональных объединений и методических мероприятий используются разнообразные формы:

- оформление стендов и переносных стендов

- написание и выступления с сообщениями и докладами

- проведение мастер-классов

- разработка программной и методической документации (образовательных программ дополнительного образования детей, методических рекомендаций, дидактических материалов)

-  взаимопосещение открытых занятий и мероприятий, их анализ и обсуждение.

Но одна методическая работа не принесет желаемого результата, если каждый педагог не будет уделять внимание самообразованию и саморазвитию в своей деятельности.Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Тематикой самообразования может являться:

- одна из годовых задач ОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог  в течение учебного года  может углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование не  сводится к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Что касается курсов повышения квалификации, на начало 2013-2014 учебного года в летний период нашими педагогами (Голубенко М.И, Твердохлебов Н.И, Петрова М.А, Луданова Д.О, Линиченко А.В, Тарасов В.Н, Белецкая Л.П, Ковалева Н.В, Чижикова А.А, Бондарев А.И) пройдены курсы повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Проектирование содержания программ дополнительного образования детей в свете требований ФГОС второго поколения». Также в нашем учреждении есть опыт прохождения курсов повышения квалификации дистанционным способом ( в 2013 году такие курсы повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» в объеме 72 часа прошли Лях О.А, Собка Н.А, Воропаева И.В, Долгодушева Т.А).

Учеба в институте также является одним изспособом повышения квалификации. В нашем учреждении есть педагоги, получающие образование в учебных образовательных учреждениях (Ковалева А.В, Ковалева Ж.А, Доценко Е.Д, Габриелян А.В).

    Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы   повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития. Однако, наиболее эффективной формой все-таки зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.