Проблемы педагогического сопровождения учителя в условиях реализации ФГОС ООО
статья на тему

Золотарева Ирина Геннадьевна

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_uchitelya.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы педагогического сопровождения учителя

в условиях реализации ФГОС ООО

    Свое выступление я хочу начать словами великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

  В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.  

    ФГОС ООО содержит требования к условиям реализации стандарта, в том числе и к кадровому составу : «непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования».

    Профессиональный стандарт педагога  среди прочих характеристик учителя содержит «умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования».

   У каждого из взрослых, находящихся рядом с ребенком, есть много способов влияния на него, а, самое главное, есть огромное количество вариантов взаимодействия разных специалистов для достижения общих целей.

У нас складываются определенные ожидания по отношению к ученикам, но и у них, есть представления о том, с каким учителем они хотят работать.

   По словам наших школьников, учитель – это тот, кто «говорит добрые слова», «учит и сотрудничает со мной», «помогает узнать новое о мире и о себе», «учит, а не выдвигает свои амбиции на первый план», «помогает становиться взрослыми», «не бросает, если что-то не получается», «дает знания, а не забирает силы»…

Способность отозваться на эти ожидания – это тоже одна из непростых задач, которые стоят перед современным педагогом.

         Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

 Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность.

 Вторая составляющая - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

 Третий компонент - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, то есть компетентность в области педагогических инноваций.    

          На наш взгляд, критериями готовности учителя  к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:

1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеучебных курсов и т.д.);

2. Планирование своей деятельности:

-определяет свои цели как образовательные результаты учащихся,

образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;

-определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций…)

-составляет сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществляет рефлексию проведённого занятия

3. Разрабатывает и демонстрирует приёмы и методы организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования.

4. Организует самостоятельную индивидуальную и коллективную продуктивную мотивированную деятельность учащихся.

5. Включает учащихся в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.

6. Использует критерии, показатели и процедуры оценивания результатов, делая их ясными и понятными для учащихся.

7. Осваивает проектную, исследовательскую деятельность путём участия в проектировании и реализации проектов

8. Демонстрирует компетентное поведение - собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу.

    Одна из задач программы психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса, которую мы сегодня обсуждаем, создать условия осуществления пегагогами непрерывного образования через курсы повышения квалификации, семинары, НПК и другие формы работы.

   Для решения этой задачи и сейчас в гимназии делается многое: курсовая подготовка,  методические консультации, школа молодого учителя, участие в методических семинарах в рамках гимназического союза, участие педагогов в профессиональных конкурсах, диссиминация педагогического опыта, и т.д.

     Для повышения профессиональной компетентности педагога, создания адаптивной образовательной среды, а также необходимых условий для введения ФГОС ООО разработан следующий план мероприятий.

№ п\п

Мероприятия

1.

Организационно-методическое сопровождение

1.1.

Создание условий для повышения квалификации педагогов основной школы по вопросам внедрения ФГОС

1.2.

Экспертиза рабочих программ. Утверждение ООП.

1.3.

Консультирование педагогов по проблемам внедрения ФГОС.

1.4.

Семинар «Урок в системе ФГОС»

1.5.

Открытые уроки по теме семинара «Урок в системе ФГОС»

1.6.

НПК учителей гимназии

«Современные педагогические технологии для реализации ФГОС ООО»

1.7.

Семинар-практикум «Развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности»

1.8.

Открытые уроки по теме семинара «Развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности»

1.9.

Семинар «Система оценки достижения планируемых результатов»

1.10.

Открытые уроки по теме семинара «Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы»

1.11.

Круглый стол «Результаты первого этапа введения ФГОС. Проблемы, пути решения» с участием администрации школы, учителей-предметников, классных руководителей  5-8 классов и родителей.

1.12.

Организация системы внутришкольного контроля за введением ФГОС ООО.

2.

Информационно-методическое сопровождение

2.1.

Круглый стол для родителей «Образовательный заказ школе»

2.2.

День открытых дверей «Урок в системе ФГОС» с привлечением СМИ

2.3.

Родительское собрание «Проблемы и риски внедрения ФГОС основного общего образования»

2.4.

День открытых дверей «Развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности» с привлечением СМИ

2.5.

День открытых дверей «Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы учащимися 5-6 классов» с привлечением СМИ

2.6.

Оформление и обновление информационной страницы в школьном сайте «Федеральный государственный образовательный стандарт в основной школе».

2.7.

Создание и систематическое пополнение библиотечки методической литературы и медиатеки школы по теме «Внедрение ФГОС ООО».

2.8.

Создание банка методических разработок уроков, занятий по внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

2.9.

Разработка методических рекомендаций по отдельным предметам (с учетом имеющегося опыта учителей 5-8 классов).

3.

Аналитическое сопровождение

3.1.

Мониторинг по введению ФГОС в 5-6 классе (нормативное обеспечение, материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение, внеурочная занятость, результативность обучения)

3.2.

Создание школьной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы учащимися основной школы

   

Заканчивая свое выступление, хочется отметить.

     Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.

   Просим педагогический совет, обсудив наши предложения, внести их в план мероприятий программы психолого- педагогического сопровождения ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о проблемах преподавания литературы в условиях реализации ФГОС.

Статья посвящена проблеме актуализации компетентностного подхода в преподавании литературы. Рассматривается изменение роли ученика от пассивного наблюдателя до активного участника образовательного про...

Материалы семинара для учителей иностранного языка по проблеме: «Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС»

В рамках единой методической недели иностранного языка в Высокогорском муниципальном районе 26 января 2017 года состоялся семинар на базе МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высоко...

Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

Данная разработка содержит доклад по теме: "Актуальные    проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС"     ...

Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС»

Все сферы че¬ло¬ве¬че¬ской жизни за¬тра¬ги¬ва¬ет время, к этому числу от¬но¬сит¬ся и об¬ра¬зо¬ва¬ние, ко¬то-рое тре¬бу¬ет пе¬ри¬о¬ди¬че¬ско¬го об¬нов¬ле¬ния. Те¬перь уже всем по¬нят¬но: в «новое» врем...

Система работы службы сопровождения в условиях реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогически...

Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".

В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...