Главные вкладки

    «Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка»
    статья на тему

    Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sotsialnoe_zdorove_uchenikov.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка»

            «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил, это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и   венцом этой гармонии является радость творчества».  

                                        Василий Александрович Сухомлинский

         Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    Здоровье – это единственная универсальная ценность, разделяемая всеми без исключения живыми людьми на Земле. В частности, в нашей стране охрана здоровья граждан определяется как одна из приоритетных национальных задач.

     Здоровье социальное – это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде [1]. Согласно классификации А. А. Ковалевой, можно выделить 5 групп социального здоровья: 1) социально здоровые – это идеал, к которому стремится наше общество. Это люди творческие, имеющие духовно-нравственные ценности и не склонные к девиантному поведению; 2) обыватели (социально-конформные) – это самая многочисленная группа, которая характеризуется склонностью к нарушению социальных норм в корыстных целях. Толерантны ко всему, что не касается личного; 3) социальные невротики – это люди, зацикленные на карьере. Вся их жизнь состоит из стремления к высокой должности. Склонны к алкоголю, наркотикам, что подрывает социальное здоровье личности; 4) социальные психопаты – это лица, имеющие «перевернутые» ценности, т. е. нарушенные социальные нормы они считают нормой в своей жизни. В эту группу входят мошенники и т. д.; 5) социальные идиоты – это люди, обладающие большими финансовыми ресурсами, однако они их не используют на решение проблем других людей и мира. Им присуща главная (порой единственная) цель – накопление денежных средств.

    Когда речь заходит о здоровом образе жизни, чаще всего принято говорить о качестве медицины, генах, здоровом питании, физической активности.

    Однако исследования Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что здоровье человека всего на 10% зависит от наследственности, на 10% - от качества медицинского обслуживания, на 20% - от состояния окружающей среды и на 60% - от поведения и здоровья окружающих.

    Исследования профессора медицины и социологии Гарвардского университета Николаса Кристакиса показывают, что многие аспекты здоровья, как физического, так и морального, определяются окружением человека, его непосредственными контактами.

    Из этих данных мы можем сделать вывод, что определяющим фактором здоровья и хорошего самочувствия является именно качество социальной среды, в которой находится человек.

    Под социальным здоровьем детей понимается то, как они приспособлены к обществу, как они общаются.

    Социальный здоровый ребенок всегда ищет средства для достижения цели, быстро приспосабливается в новом коллективе, контролирует свои эмоции и умеет применять полученные знания на практике.

    Первое общество с которым сталкивается ребенок – это его семья. Именно в семье малыш начинает осознавать себя как личность со своими желаниями и потребностями. В семье он изучает все особенности общения. Поэтому социальное здоровье детей напрямую зависит от того, какая атмосфера стоит в семье.

    Маленький малыш, как губка, впитывает всю информацию, полученную дома. То, как ведут себя родителя, неосознанно закладывается в его психику, и в подобной ситуации он будет поступать именно так, как поступали папа и мама.

    Родители, прежде всего, должны воспринимать ребенка, как личность, прислушиваться к его потребностям, не ущемлять его права и не принижать способности. Но помимо того, что родители обеспечивают потребности ребенка, они также должны прививать ему правила поведения, хорошие манеры, особенности общения как со сверстниками, так и со старшими людьми. Ребенок должен понимать, что помимо него и его желаний и потребностей, существуют и другие люди, которые так же имеют свои потребности. Усвоение этой информации поможет избежать проблемы детского эгоизма.

    Хотелось бы дать несколько советов по формированию социального здоровья ребенка:

    1. Нельзя часто и много критиковать ребенка, иначе он научился сам осуждать других. Наоборот, малыша надо чаще хвалить, тогда он будет учиться оценивать поступки окружающих его сверстников и взрослых.
    2. Нельзя позорить своего ребенка, так как он будет чувствовать себя виноватым. Надо чаще одобрять его, тогда он научится уважать себя.
    3. Нельзя говорить плохо о ребенке ни при нем, ни без него.
    4. Никогда не говорите ребенку, что он плохой или что самый лучший, надо оценивать его слова, его поступки. «Ты сейчас хороший, правильно (или плохо) поступил!». Или «Хорошо, здорово (или плохо) сказал!». И обязательно объясните, как надо было правильно поступать или сказать.
    5. Ребенок имеет право на ошибку. Объясните, что все могут ошибиться, что это не плохо. Плохо, если сейчас или позже эту ошибку не исправить!

    Тесная связь воспитателя с родителями, их общие усилия, направленные на воспитание ребенка, психологическая помощь улучшают его социальное здоровье.

    Работа с родителями:

    Родительские собрания, консультации, советы родителям

    Проведение совместных внеклассных мероприятий родителей и детей

    Круглый стол  

         

          Как уже говорилось, социальное здоровье детей напрямую зависит от обстановки в семье, а также в учебном заведении, где дети проводят большое количество времени.

    Школа

       Вся система нашей работы направлена на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся.    Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Наряду с этим, например, походы в театр, музеи,  которые формируют не только культурные ценности у учащихся, но и развивают у них другие аспекты социального здоровья.

        Находясь в учебном заведении, дети получают определенный поток информации, который им предстоит уловить, осознать, запомнить, а затем применить на практике. Взрослые способствуют правильному восприятию информации, а также ее запоминанию.

        Свою личность дети проявляют в процессе общения друг с другом. Уже с момента знакомства, каждый ребенок применяет свою модель поведения, выбирает себе круг друзей, а также старается отгородиться от неприятного общения.

        Важную роль в воспитании нравственно здоровой личности играют профилактические мероприятия (Устные журналы,   тематические классные часы, оформление информационно-тематических стендов,   конкурсы плакатов,  рисунков).

         Сочетание школьного и семейного воспитания является главной составляющей социального здоровья детей. Но взрослые всегда находятся в большей ответственности за ребенка. Если ребенок жалуется на школьные неприятности, то этот факт нельзя оставлять без внимания. Игнорирование межличностных проблем ребенка может привести к психологической травме ребенка, в результате он может замкнуться в себе.

    Критерии нормативности социального здоровья детей:

         Следует отметить, что социальное здоровье ребенка характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Таким образом, выделим основные критерии нормативности социального здоровья детей:

    – сформированность социально-значимых личностных качеств;

    – способность к самоконтролю;

    – самоопределение;

    – социально приемлемые ценностные ориентации и отношения;

    – ценностное отношение к собственному здоровью;

    – активная жизненная позиция;

    – социальная адаптивность;

    – отсутствие социальных девиаций в поведении (девиация – отклонение параметров от нормы)

    – отсутствие поведенческих расстройств;

    – отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;

    – позитивные взаимоотношения с одноклассниками.

    Основные направления в сохранении и укреплении социального здоровья школьников в рамках образовательного учреждения являются:

    – укрепление и развитие физического здоровья;

    – формирование системы ценностей и установок у учащихся;

    – формирование нравственной культуры;

    – развитие социальной активности;

    – повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

    – формирование благоприятного психологического микроклимата в классе и школе;

    – профилактика социально-значимых заболеваний и зависимостей (наркомании, алкоголизма, табачной зависимости и т.д.).

        Вот несколько практических рекомендаций по организации учебного и воспитательного процесса:

    1. Ориентируйте детей прежде всего на здоровье, творческую самореализацию, а не на внешний успех и чувство превосходства над другими людьми.

    2. Помните, что воспитание кого-либо – это, прежде всего, воспитание самого себя. Стремитесь к тому, чтобы ваши действия на 100% соответствовали вашим словам. Будьте честны с детьми, не бойтесь оказаться неправым и признавать свои ошибки. Если у вас плохое настроение или самочувствие – лучше так и сказать детям, вместо того, чтобы срывать на них свою злость.

    3. Стремитесь сразу показывать ребенку прикладной характер получаемых им знаний. Объясняйте ребенку, как конкретно информация и навыки, полученные им на уроке, помогут ему в его жизнедеятельности.

    4. Поощряйте и организовывайте игры, основанные не на соперничестве, а на совместном достижении полезных результатов. Тем самым вы будете развивать способности ребенка к взаимосодействию и сотворчеству, а не к конкуренции и борьбе.

    5. Мотивируйте детей не на оценки и достижения, а на творческую реализацию и решение конкретных жизненных задач. Страх получить плохую оценку часто забивает творческую жилку ребенка и дестимулирует инициативность. В конечном итоге успешным становится адаптивный человек, умеет решать конкретные жизненные задачи здоровым образом. Ребенок, которого постоянно заставляют учиться ради «хороших оценок», в будущей жизни может иметь проблемы с мотивацией и самостоятельностью и даже страдать от недуга, в психологии называющемся «Синдром выученной беспомощности».

    6. Поощряйте углубленное развитие в тех сферах, которые интересны ребенку. Нет смысла пытаться вырастить ребенка гением и отличником по всем предметам. Гораздо важнее и целесообразнее подпитывать уже имеющиеся склонности ребенка к конкретным дисциплинам.

    7. Очень внимательно относитесь к проблемам, выражаемым ребенком. В подростковом возрасте ребенок особо чувствителен к различного рода психологическим травмам – это может сказаться на всей его дальнейшей жизни. Постарайтесь в сложной ситуации поговорить с ребенком чутко и по-дружески, а не назидательно. Более результативно будет просто внимательно выслушать и поддержать ребенка, нежели проводить с ним часовые воспитательные беседы.

             8. Прививайте навыки социально приемлемых и одобряемых способов взаимодействия между детьми, чему способствует разновозрастная наполняемость групп: где младшие учатся у старших детей, а старшие дети учатся помогать, опекать, поддерживать младших и являются помощниками для взрослых. Учите детей радоваться успехам других, адекватно оценивая собственные успехи и достижения.

         Более ответственно подходите к такому мощному влиянию на психику ребенка, как коллективный просмотр мультфильмов в группах, с обязательным последующим обсуждением просмотренного мультфильма.

         В школе создавайте условия для формирования социального здоровья детей:

     - психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

     - эстетика быта;

     -комфортная предметно-развивающая среда;

     -личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;

     -общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;

     -уважение прав и свобод личности ребенка;

     -пространство для групповых игр и уединения;

     -сбалансированное питание.

         При работе с детьми учитывайте социально-личностные особенности развития детей, а так же их семейное воспитание, что позволяет развивать и корректировать у детей навыки общения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

        При общении должен присутствовать партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей.  

         Проводите мероприятия по профилактике асоциального образа жизни путем активной работы с родителями.

         Организовывайте посещение выставок, концертов, поездок в другие города с обязательным обсуждением увиденного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА

    игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...

    Создание условий для гармоничного развития ребенка

    Роль классного руководителя я вижу в качестве "проводника по стране знаний" и "старшего товарища",  поэтому помогаю включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важ...

    Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка

    Понятие "социальное здоровье", работа по сохранению и укреплению социального здоровья обучающихся в школе....

    Применение системы "ТИСА" на уроке физкультуры для гармоничного развития ребенка

    Применение системы "ТИСА" на уроке физкультуры для гармоничного развития ребенка. Урок проводили директор ПК "Сандр", разработчик тренажерно-информационной системы "ТИСА", д.т.н., профессор Рыбаков Д....

    «Декоративно-прикладное творчество – обязательный элемент гармоничного развития ребенка»

    Выступление на методическом объединении художественной направленности...

    «Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка».

    В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это не удивительно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоро...

    Физическое воспитание как основа гармоничного развития ребенка

    Статья об основах физического воспитания ребенка....