«Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка»
статья на тему
Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка»
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил, это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Василий Александрович Сухомлинский
Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье – это единственная универсальная ценность, разделяемая всеми без исключения живыми людьми на Земле. В частности, в нашей стране охрана здоровья граждан определяется как одна из приоритетных национальных задач.
Здоровье социальное – это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде [1]. Согласно классификации А. А. Ковалевой, можно выделить 5 групп социального здоровья: 1) социально здоровые – это идеал, к которому стремится наше общество. Это люди творческие, имеющие духовно-нравственные ценности и не склонные к девиантному поведению; 2) обыватели (социально-конформные) – это самая многочисленная группа, которая характеризуется склонностью к нарушению социальных норм в корыстных целях. Толерантны ко всему, что не касается личного; 3) социальные невротики – это люди, зацикленные на карьере. Вся их жизнь состоит из стремления к высокой должности. Склонны к алкоголю, наркотикам, что подрывает социальное здоровье личности; 4) социальные психопаты – это лица, имеющие «перевернутые» ценности, т. е. нарушенные социальные нормы они считают нормой в своей жизни. В эту группу входят мошенники и т. д.; 5) социальные идиоты – это люди, обладающие большими финансовыми ресурсами, однако они их не используют на решение проблем других людей и мира. Им присуща главная (порой единственная) цель – накопление денежных средств.
Когда речь заходит о здоровом образе жизни, чаще всего принято говорить о качестве медицины, генах, здоровом питании, физической активности.
Однако исследования Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что здоровье человека всего на 10% зависит от наследственности, на 10% - от качества медицинского обслуживания, на 20% - от состояния окружающей среды и на 60% - от поведения и здоровья окружающих.
Исследования профессора медицины и социологии Гарвардского университета Николаса Кристакиса показывают, что многие аспекты здоровья, как физического, так и морального, определяются окружением человека, его непосредственными контактами.
Из этих данных мы можем сделать вывод, что определяющим фактором здоровья и хорошего самочувствия является именно качество социальной среды, в которой находится человек.
Под социальным здоровьем детей понимается то, как они приспособлены к обществу, как они общаются.
Социальный здоровый ребенок всегда ищет средства для достижения цели, быстро приспосабливается в новом коллективе, контролирует свои эмоции и умеет применять полученные знания на практике.
Первое общество с которым сталкивается ребенок – это его семья. Именно в семье малыш начинает осознавать себя как личность со своими желаниями и потребностями. В семье он изучает все особенности общения. Поэтому социальное здоровье детей напрямую зависит от того, какая атмосфера стоит в семье.
Маленький малыш, как губка, впитывает всю информацию, полученную дома. То, как ведут себя родителя, неосознанно закладывается в его психику, и в подобной ситуации он будет поступать именно так, как поступали папа и мама.
Родители, прежде всего, должны воспринимать ребенка, как личность, прислушиваться к его потребностям, не ущемлять его права и не принижать способности. Но помимо того, что родители обеспечивают потребности ребенка, они также должны прививать ему правила поведения, хорошие манеры, особенности общения как со сверстниками, так и со старшими людьми. Ребенок должен понимать, что помимо него и его желаний и потребностей, существуют и другие люди, которые так же имеют свои потребности. Усвоение этой информации поможет избежать проблемы детского эгоизма.
Хотелось бы дать несколько советов по формированию социального здоровья ребенка:
- Нельзя часто и много критиковать ребенка, иначе он научился сам осуждать других. Наоборот, малыша надо чаще хвалить, тогда он будет учиться оценивать поступки окружающих его сверстников и взрослых.
- Нельзя позорить своего ребенка, так как он будет чувствовать себя виноватым. Надо чаще одобрять его, тогда он научится уважать себя.
- Нельзя говорить плохо о ребенке ни при нем, ни без него.
- Никогда не говорите ребенку, что он плохой или что самый лучший, надо оценивать его слова, его поступки. «Ты сейчас хороший, правильно (или плохо) поступил!». Или «Хорошо, здорово (или плохо) сказал!». И обязательно объясните, как надо было правильно поступать или сказать.
- Ребенок имеет право на ошибку. Объясните, что все могут ошибиться, что это не плохо. Плохо, если сейчас или позже эту ошибку не исправить!
Тесная связь воспитателя с родителями, их общие усилия, направленные на воспитание ребенка, психологическая помощь улучшают его социальное здоровье.
Работа с родителями:
Родительские собрания, консультации, советы родителям
Проведение совместных внеклассных мероприятий родителей и детей
Круглый стол
Как уже говорилось, социальное здоровье детей напрямую зависит от обстановки в семье, а также в учебном заведении, где дети проводят большое количество времени.
Школа
Вся система нашей работы направлена на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся. Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Наряду с этим, например, походы в театр, музеи, которые формируют не только культурные ценности у учащихся, но и развивают у них другие аспекты социального здоровья.
Находясь в учебном заведении, дети получают определенный поток информации, который им предстоит уловить, осознать, запомнить, а затем применить на практике. Взрослые способствуют правильному восприятию информации, а также ее запоминанию.
Свою личность дети проявляют в процессе общения друг с другом. Уже с момента знакомства, каждый ребенок применяет свою модель поведения, выбирает себе круг друзей, а также старается отгородиться от неприятного общения.
Важную роль в воспитании нравственно здоровой личности играют профилактические мероприятия (Устные журналы, тематические классные часы, оформление информационно-тематических стендов, конкурсы плакатов, рисунков).
Сочетание школьного и семейного воспитания является главной составляющей социального здоровья детей. Но взрослые всегда находятся в большей ответственности за ребенка. Если ребенок жалуется на школьные неприятности, то этот факт нельзя оставлять без внимания. Игнорирование межличностных проблем ребенка может привести к психологической травме ребенка, в результате он может замкнуться в себе.
Критерии нормативности социального здоровья детей:
Следует отметить, что социальное здоровье ребенка характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Таким образом, выделим основные критерии нормативности социального здоровья детей:
– сформированность социально-значимых личностных качеств;
– способность к самоконтролю;
– самоопределение;
– социально приемлемые ценностные ориентации и отношения;
– ценностное отношение к собственному здоровью;
– активная жизненная позиция;
– социальная адаптивность;
– отсутствие социальных девиаций в поведении (девиация – отклонение параметров от нормы)
– отсутствие поведенческих расстройств;
– отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;
– позитивные взаимоотношения с одноклассниками.
Основные направления в сохранении и укреплении социального здоровья школьников в рамках образовательного учреждения являются:
– укрепление и развитие физического здоровья;
– формирование системы ценностей и установок у учащихся;
– формирование нравственной культуры;
– развитие социальной активности;
– повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
– формирование благоприятного психологического микроклимата в классе и школе;
– профилактика социально-значимых заболеваний и зависимостей (наркомании, алкоголизма, табачной зависимости и т.д.).
Вот несколько практических рекомендаций по организации учебного и воспитательного процесса:
1. Ориентируйте детей прежде всего на здоровье, творческую самореализацию, а не на внешний успех и чувство превосходства над другими людьми.
2. Помните, что воспитание кого-либо – это, прежде всего, воспитание самого себя. Стремитесь к тому, чтобы ваши действия на 100% соответствовали вашим словам. Будьте честны с детьми, не бойтесь оказаться неправым и признавать свои ошибки. Если у вас плохое настроение или самочувствие – лучше так и сказать детям, вместо того, чтобы срывать на них свою злость.
3. Стремитесь сразу показывать ребенку прикладной характер получаемых им знаний. Объясняйте ребенку, как конкретно информация и навыки, полученные им на уроке, помогут ему в его жизнедеятельности.
4. Поощряйте и организовывайте игры, основанные не на соперничестве, а на совместном достижении полезных результатов. Тем самым вы будете развивать способности ребенка к взаимосодействию и сотворчеству, а не к конкуренции и борьбе.
5. Мотивируйте детей не на оценки и достижения, а на творческую реализацию и решение конкретных жизненных задач. Страх получить плохую оценку часто забивает творческую жилку ребенка и дестимулирует инициативность. В конечном итоге успешным становится адаптивный человек, умеет решать конкретные жизненные задачи здоровым образом. Ребенок, которого постоянно заставляют учиться ради «хороших оценок», в будущей жизни может иметь проблемы с мотивацией и самостоятельностью и даже страдать от недуга, в психологии называющемся «Синдром выученной беспомощности».
6. Поощряйте углубленное развитие в тех сферах, которые интересны ребенку. Нет смысла пытаться вырастить ребенка гением и отличником по всем предметам. Гораздо важнее и целесообразнее подпитывать уже имеющиеся склонности ребенка к конкретным дисциплинам.
7. Очень внимательно относитесь к проблемам, выражаемым ребенком. В подростковом возрасте ребенок особо чувствителен к различного рода психологическим травмам – это может сказаться на всей его дальнейшей жизни. Постарайтесь в сложной ситуации поговорить с ребенком чутко и по-дружески, а не назидательно. Более результативно будет просто внимательно выслушать и поддержать ребенка, нежели проводить с ним часовые воспитательные беседы.
8. Прививайте навыки социально приемлемых и одобряемых способов взаимодействия между детьми, чему способствует разновозрастная наполняемость групп: где младшие учатся у старших детей, а старшие дети учатся помогать, опекать, поддерживать младших и являются помощниками для взрослых. Учите детей радоваться успехам других, адекватно оценивая собственные успехи и достижения.
Более ответственно подходите к такому мощному влиянию на психику ребенка, как коллективный просмотр мультфильмов в группах, с обязательным последующим обсуждением просмотренного мультфильма.
В школе создавайте условия для формирования социального здоровья детей:
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- эстетика быта;
-комфортная предметно-развивающая среда;
-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;
-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;
-уважение прав и свобод личности ребенка;
-пространство для групповых игр и уединения;
-сбалансированное питание.
При работе с детьми учитывайте социально-личностные особенности развития детей, а так же их семейное воспитание, что позволяет развивать и корректировать у детей навыки общения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
При общении должен присутствовать партнерский стиль общения, что способствует самораскрытию ребенка, отсутствию скованности и закомплексованности детей.
Проводите мероприятия по профилактике асоциального образа жизни путем активной работы с родителями.
Организовывайте посещение выставок, концертов, поездок в другие города с обязательным обсуждением увиденного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-218893-1363374035.jpg)
ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА
игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/11/picture-260651-1528748251.jpg)
Создание условий для гармоничного развития ребенка
Роль классного руководителя я вижу в качестве "проводника по стране знаний" и "старшего товарища", поэтому помогаю включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-600306-1424931838.jpg)
Применение системы "ТИСА" на уроке физкультуры для гармоничного развития ребенка
Применение системы "ТИСА" на уроке физкультуры для гармоничного развития ребенка. Урок проводили директор ПК "Сандр", разработчик тренажерно-информационной системы "ТИСА", д.т.н., профессор Рыбаков Д....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-599671-1425051680.jpg)
«Декоративно-прикладное творчество – обязательный элемент гармоничного развития ребенка»
Выступление на методическом объединении художественной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-578764-1647925276.jpg)
«Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка».
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это не удивительно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоро...
Физическое воспитание как основа гармоничного развития ребенка
Статья об основах физического воспитания ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418270-1394621725.jpg)
Подвижные игры укрепляют здоровье, воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.
В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей и взрослых. Потому что раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются психические и физические усил...