Педагогическая концепция "Формирование и развитие коммуникативных умений учащихся"
статья на тему

Бойченко Юлия Владимировна

В данной статье описываются методы формирования и развития коммуникативных умений учащихся. Также к статье прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

А-ДОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Формирование и развитие коммуникативных умений учащихся

Учитель английского языка

Бойченко Ю. В.

                                                                                                           

2015


           Современный урок английского языка должен быть интересным, познавательным и креативным. А для этого необходимо огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, вера в себя и в своих умных и любознательных учеников. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Интерес  при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков обучаемыми. Поэтому я постоянно ищу пути повышения интереса к своему предмету. Вызвать интерес к урокам помогает четкая организация учебного процесса, разнообразие форм и приемов обучения, хорошо подобранные наглядные пособия, технические средства обучения.

2 слайд

Любая  педагогическая концепция  не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растут и получают  образование наши дети. Поэтому целью своей педагогической деятельности (как учитель английского языка) я ставлю:

«Создание условий для формирования и развития коммуникативных умений учащихся на доступном для них уровне, воспитание успешной личности будущего».

3 слайд

Для достижения указанной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1)формировать и укреплять положительную  мотивацию к предмету ИЯ.

2)создавать  благоприятные условия для развития личности ребёнка.  

3)научить: - воспроизводить ИЯ (говорение);

          - распознавать на слух  ИЯ (аудирование);

          - использовать ИЯ с партнёром по общению (диалогическая                   речь);      

          - распознавать ИЯ с опорой на печатный текст (чтение);

                    - распознавать ИЯ в графической форме (письмо).

4)воспитать: -интерес и положительное отношение к изучаемому языку;

            -уважение и терпимость к чужой культуре.

5)развивать: - речевые способности учащихся;

            -  психические функции;

            - творческие способности учащихся в различных предметных областях (метапредметные) связи с  использованием ИЯ.

4 слайд

В основу реализации своей концепции я ставлю  личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учитывающий  его потребности, активность, интеллект, способность сотрудничать с другими учениками.

5 слайд

Чтобы достичь поставленных целей и задач я комбинирую приемлемые для изучения ИЯ технологии:

  • работа в группах;
  • обучающие игры;
  • обучение в сотрудничестве;
  • информационные ( мультимедийные ) технологии;
  • метод проектов.

6 слайд

Работа в группах

Очень эффективными для обучения считаю такие формы работы в группах как КВН, путешествие по станциям, конкурсы, викторины.

7 слайд

Обучение в сотрудничестве

Важным, я считаю, создать условия для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. К тем ученикам, которые быстро и успешно усваивают материал, я «прикрепляю» учащихся со слабыми знаниями по языку. Таким образом, образуются группы, где слабые учащиеся могут, не стесняясь, выяснить то, что они не поняли на уроке, и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для него материал, ещё раз более сознательно закрепит свои знания.

8 слайд

 Информационные технологии

Новые информационные технологии дают высокий эффект обучения ИЯ. Использование обучающих и познавательных программ помогает мне повысить мотивацию обучения и эффективность обучения.

9 слайд

 Метод проектов

Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию и интерес к языку. Освоение проектной деятельности мы с детьми начинаем  постепенно  от простых микропроектов (альбомов, коллажей, настенных плакатов) в 6,7,8 классах  до долгосрочных исследовательских работ. Особенно активно такая работа проходит в старших классах, учащиеся с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как такая форма работы позволяет проявить индивидуальные способности и таланты. Способом реализации этих проектов стали виртуальные экскурсии по странам и знакомство с  новыми  и интересными  фактами.

10 слайд

Игровые технологии (лексическая, орфографическая, грамматическая, ролевая, деловая,  образовательная игра).

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.  Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения иностранного языка. В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. 

Я бы хотела привести несколько примеров игр, которые я использую на своих уроках. 
 Фонетические игры: 
Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков. 

«Playing Airplane»

Игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v].

Teacher: Let’s pretend we are airplanes flying in the sky. (Дети изображают самолетики) What sound do we make? - [ж]. And how about English children? - They say [v]. Let’s fly! (Учитель рассказывает стихотворение, а дети произносят звук [v])

The plane is travelling up in the sky,

Vvv-vvv-vvv,

Moving so fast, and ever so high,

Vvv-vvv-vvv.

Over the land, and over the sea,

Vvv-vvv-vvv.

But we always come back in time for tea.

Vvv-vvv-vvv 

«Поймай звук»

Игра используется для повторения звуков, развития слуха.

Учитель произносит разные слова, знакомые и нет. Дети должны услышать слово с нужным звуком и «поймать» его, изображая хлопок. 

Лексические игры: 
На уроках английского языка дети постоянно знакомятся с новыми словами и выражениями. Для отработки нового лексического материала часто используются игры. 

 «Волна»

Игра предназначена для закрепления новых слов. Ученики выходят к доске и выстраиваются в линию, в руках у каждого картинка с словом по изучаемой теме. Учитель по очереди называет слова, сначала медленно, постепенно ускоряясь. 

Ученики поднимают карточки со словами и в итоге должна получиться «волна».

«Испорченный телефон»

Игра используется для отработки, закрепления и повторения слов. Ученики шепотом передают по очереди, по классу загаданное слово и последний ученик должен назвать услышанное слово.

Орфографические игры: 
Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов. 
"Alphabet" 
Команда получает набор карточек с буквами алфавита. Когда учитель произносит слово, например, "mother", ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. За каждое правильное слово команда получает очко. 

Игра «Paired letters» (Парные буквы)

Учащимся показывают таблицу, и тот, кто составит больше всех слов с помощью данных пар букв, тот и выиграл.

Таким образом, можно сказать, что игра – это наиболее эффективное средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка. 

11 слайд

Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволяет:

1 повысить мотивированность учащихся к обучению;

2 повысить их познавательную активность;

3 создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

4. отследить динамику развития учащихся;

5. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

12 слайд

В заключении, я бы хотела процитировать слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

 Мой педагогический стаж еще совсем маленький, но я люблю свою работу, и в процессе я бы хотела приблизиться, хоть немного, к совершенному учителю.

 

Список используемой литературы

  1. Биболетова М.З. Enjoy English -2,3,4кл.-М., Просвещение,2010;
  2. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 2009. - №1.
  3. Бим И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М., 1999.
  4. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
  5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003.
  6. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
  7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  8. Левитан К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург : Издательство АБМ, 2001. вып.2. С. 89-91.
  9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая концепция. Учителя английского языка Бойченко Ю. В. МКОУ А-Донская СОШ

Слайд 2

Цель педагогической деятельности: Создание условий для формирования и развития коммуникативных умений учащихся на доступном для них уровне, воспитание успешной личности будущего.

Слайд 3

Задачи: Формировать и укреплять положительную мотивацию к предмету; Создавать благоприятные условия для развития личности ребенка; Научить: Воспроизводить на слух ИЯ (говорение) Распознавать на слух ИЯ (аудирование) Использовать ИЯ с партнером по общению (диалогическая речь) Распознавать ИЯ с опорой на печатный текст (чтение) Распознавать ИЯ в графической форме (письмо) Воспитать: Интерес и положительное отношение к изучаемому языку Уважение и терпимость к чужой культуре, обычаям и традициям Развивать: Речевые способности учащихся Психические функции (память, мышление, внимание, восприятие, воображение, воля) Творческие способности учащихся в различных предметных областях (межпредметные связи) с использованием ИЯ.

Слайд 4

В основу реализации своей концепции я ставлю личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учитывающий его потребности, активность, интеллект, способность сотрудничать с другими учениками.

Слайд 5

Чтобы достичь поставленной цели и задач я комбинирую приемлемые для изучения ИЯ технологии: работа группах обучение в сотрудничестве информационные технологии метод проектов игровые технологии

Слайд 6

Работа в группах

Слайд 7

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Слайд 8

Информационные технологии Использование обучающих и познавательных программ помогает мне повысить мотивацию и эффективность обучения.

Слайд 9

Метод проектов

Слайд 10

Игровые технологии: лексические орфографические грамматические ролевые деловые образовательные фонетические

Слайд 11

Личностно-ориентированное обучение позволяет: Повысить мотивированность учащихся к обучению. Повысить познавательную активность. Создать условия для систематического контроля усвоения знаний учащимися. Отследить динамику развития учащихся. Учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Слайд 12

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». - Л. Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся

.   Школа должна научить учится всю жизнь.Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать н...

Обучение чтению – дорога к развитию коммуникативных умений учащихся

Познавательная активность – одна мотиваций, позволяющих детям развивать свои коммуникативные умения на уроках иностранного языка. Для развития коммуникативных умений необходимо создание проблемных сит...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других д...

Педагогическая мастерская – форма развития коммуникативной культуры учащихся

Педагогическая мастерская - ее суть. Принципы и правила ведения мастерской. Мастерская «Умеем ли мы общаться?» В 5- 6 классе  повышается уровнь конфликтности в межличностных отно...

Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке математики.

Коммуникативные умения – это умения организовать эффективное взаимодействие с другими людьми. В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью (...