Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Преемственность в образовании.

    Старкова Надежда Николаевна

    Рассматривается преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено по биологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл preemstvennost_v_obrazovanii.docx20.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Преемственность в образовании».

                                                                                  Старкова Надежда Николаевна                                                                                         учитель биологии

                                                                                    МБОУ «Комсомольская СОШ»                                                                        

                                                                  Тамбовского района Тамбовской области      

    Проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к среднему звену обучения является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни. Переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Изменяются технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету. Рассматривая преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено по биологии, необходимо осмыслить с какими детьми, предстоит работать в следующем учебном году.  Преемственность перехода рассматривается в 3-х аспектах: содержательном, методическом, психологическом. Основополагающий — это психологический аспект, так как  необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляется переход к  новым условиям работы  и  взаимоотношениям с учителями-предметниками. Переход к учителям с разными требованиями, стилем общения является само по себе показателем их взросления. Постановка задач нового уровня, адаптация на этом этапе влияет на последующую деятельность ученика. На этом этапе обучения школьная жизнь воспринимается через призму собственных эмоций, отношение к предмету зависит от личности учителя. И это является серьезным испытанием для пятиклассника. Исходя из этого, возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности, которая ведется по трем направлениям:                                                                                                                             • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене; 
    • работа с учащимися; 
    • работа с родителями. 

    Пятиклассники по своим психологическим особенностям не могут справиться с теми методами и формами обучения и взаимодействия, которые применяются в старших классах. Поэтому в работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, осуществлять поиск новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап. Нельзя забывать  и тот факт, что пятиклассники адаптируются к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий. 

    Преемственность обучения предполагает плавный переход на среднюю ступень, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Учителя – предметники подчас не имеют возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия), которые влияют на качество обучения. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ученика ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Понять ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, ставить перед собой цели и принимать решения - наисложнейший труд.   

    Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте. На первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.  Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается  в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. 

    Учебник "Окружающий мир"  современный, интересный позволяет реализовывать ФГОС на уроках окружающего мира. Этот учебник, один из немногих, ставит работу с информацией в приоритет и предлагает разные способы работы с ней. Задания учебника заставляют ребенка обращаться к своему жизненному опыту, искать необходимую информацию разными способами, учиться выстраивать взаимодействие с окружающими, выстраивать свое отношение к фактам и событиям. Задания учебника позволяют педагогу организовать на уроке групповую и парную работу, дискуссии. «Окружающий мир» интересен и понятен ученику начальной школы логикой своего построения, возможностью практических действий.

    Учебник по биологии 5 класса отражает все компоненты содержания биологического образования и направлен на овладение школьниками комплекса базовых знаний биологии в соответствии с требованиями ФГОС, написан в соответствии с устоявшимися канонами, имеет удобный аппарат ориентировки, яркий иллюстративный материал, схемы, таблицы. Определения понятий сформулированы четко, прослеживается их преемственность и «движение» от темы к теме, от раздела к разделу, от курса к курсу. Логика изложения учебного материала способствует развитию логического мышления учеников. Дополнительная информация, лабораторные и практические работы направлены на мотивацию к обучению и развитию познавательного интереса школьников к биологии.

     В заключение необходимо отметить, диалог между «основной» и «начальной» школой просто необходим. Это даст возможность понять учителю, что работает он с детьми, знать индивидуальные особенности которых необходимо как учителю начальных классов, так и предметникам, а учет возрастных особенностей позволит более эффективно работать над развитием общеучебных умений на каждом этапе обучения ребенка. И тогда не будет обидных «а вы не научили» со стороны учителей основной школы и «а вы не учли…» со стороны учителей начальных классов.

     Таким образом, если соблюдать преемственность, то это будет способствовать достижению нового образовательного результата. Для этого необходимо выполнять условия: мы - команда единомышленников; мы осваиваем образовательные технологии; мы знакомимся с особенностями работы в начальной школе, чтобы соблюсти преемственность с основным звеном.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непрерывность и преемственность в образовании.

    Работа слушателя курсов "Менеджмент в образовании"...

    Круглый стол "Преемственность в образовании на разных уровнях обучения"

    Цель: создание организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе с уровня начального общего образования – на основной уровень.Задачи:Познакомить педаг...

    выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"

    Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа прее...

    выступление "Преемственность в работе по ФГОС на этапе перехода от начального общего образования к основному общему образованию"

    Выступление по преемственности работы учителей1начального общего образования и учителей основного общего образования на этапе перехода на ФГОС основного общего образования. Предлагается программа прее...

    Преемственность в образовании (английский язык)

    Образовательный процесс, предполагающий педагогически целесообразный учет достижений предыдущего, особенностей последующего и специфики настоящего этапов развития личности....

    Преемственность в образовании

    Моя статья приеемственность в образовании будет полезна руководитлям методических объеединений, учителям предметникам, для планирования работы. Материал можно использовать для выступолениях на педсове...