Воспитание успешной личности.
методическая разработка (6 класс) на тему

Ремизова Любовь Владимировна

Воспитание успешной личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_uspeshnoy_lichnosti.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как средство воспитания успешной личности

Успешный человек самостоятелен, он не плывет по течению, сам выбирает направления своей жизни, ставит цели и определяет стратегию их достижения, он анализирует свои и чужие ошибки, корректирует планы, способен выдвигать неожиданные идеи и воплощать их в реальность. Он - организатор, мыслитель и творец!

Опыт показывает: сталкиваясь с проблемными заданиями, школьники стараются воспроизвести уже известные алгоритмы решения, установить сложившиеся связи. Возникает вопрос: как организовать деятельность учащихся, чтобы сформировать у них способность  анализировать ситуацию, критически относиться к выбору способов решения проблем и предлагать разнообразные, нестандартные решения, участвовать в совместном обсуждении и выработке стратегии, брать на себя ответственность за выбранный путь.

Погружение в исследовательский процесс побуждает ученика к активности мышления, рождает стремление к самостоятельному потреблению знаний и, как следствие, дарит ощущение полноты детальности,  радости достигнутых результатов, успешности самореализации.

Что дает организация исследовательской работы учащихся самому учителю?

Во-первых, от учителя требуется неустанный поиск форм организации учебно-воспитательного процесса и использование их в оптимальном сочетании. Учитель должен создавать условия для вовлечения учащихся в творческое сотрудничество. Таким образом, учитель постоянно совершенствует свое методическое мастерство.

Во-вторых, при организации нетрадиционных форм в виде исследования важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать эксперимент надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают.

В-третьих, учитель должен быть интересным для учащихся человеком показывать образцы творчества на каждом уроке; постоянно убеждая учащихся в своем профессионализме и личностной успешности.

 Мы хотим, чтобы выпускники школы изучали мир не только по телевизору и учебнику, чтобы они могли, общаясь друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах и проектах, в полной мере осознавать, что они являются творцами будущего. Творцами такого мира, в котором каждый человек чувствует себя нужным и успешным.

                          О стимулировании познавательной деятельности

Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.

Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо развивать у него мотивационную сферу. На ее формирование и направлены методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Их можно классифицировать следующим образом (по Ю. Бабанскому):

  1. Методы эмоционального стимулирования:
  • создание ситуаций успеха в обучении, что ведет к возникновению чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения (подбор заданий нарастающего уровня сложности);
  • поощрение и порицание в обучении;
  • использование игр и игровых форм организации учебы
  • постановка системы перспектив (А.С.Макаренко).
  1. Методы развития познавательного интереса:
  • формирование готовности восприятия учебного материала (актуализация знаний);
  • метод стимулирования занимательным содержанием:
  • метод создания ситуаций творческого поиска.
  1. Методы формирования ответственности и обязательности:
  • формирование понимания личностной значимости учения (осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни);
  • предъявление учебных требований на основе правил поведения, критериев оценки знания, правил внутреннего распорядка, устава образовательного учреждения
  • использование оперативного контроля не как метода жесткого наказания за проступки, а как метода выявления наиболее сложных тем, вопросов, упражнений и оказания помощи

В педагогике существует карта стимульных компонентов, которые можно активно использовать в деятельности.

Стимулы 1-го порядка «Поощрение деятельности учащихся»:

  1. Оценка.
  2. Яркая, образная, эмоциональная речь учителя.
  3. Словесная похвала.
  4. Перспективы.
  5. Организация коллективной деятельности.
  6. Разноуровневые задания.
  7. Усложнение заданий (выход на креативный уровень).
  8. Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
  9. Анализ учебных результатов учащегося учителем
  10. Положительный пример.

Стимулы 2-го порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением»:

  • Занимательная ситуация.
  • Дозированное домашнее задание.
  • Познавательная игра.
  • Использование элементов соревнования.
  • Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
  • Креативная минутка.
  • Оценка достижений учащегося на родительских собраниях.
  • Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например, чтение лучших фрагментов сочинений классу).
  • Проблемно-поисковая ситуация.
  • Опора на анализ жизненных ситуаций.

стимулы 3-го порядка «Своевременная оценка деятельности учащихся»:

  1. Контролируемое доверие.
  2. Задания практического характера.
  3. Юмористическая минутка.
  4. Запись благодарности в дневник.
  5. Взаимоконтроль.
  6. Учебная дискуссия.
  7. Выставка лучших работ учащихся.
  8. Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели.
  9. Решение задач и проблем профессиональной направленности.
  10. Рецензия товарища на результат учащегося.

И в заключении несколько слов о рефлексии как одном из способов развития познавательных потребностей. О рефлексии сейчас говорят много, но некоторые сомневаются, как ее грамотнее осуществись Предлагаю распространенный вариант - ответы учащихся на следующие вопросы:

  1. Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над заданием и знакомством с данной работой?
  2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
  3. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
  4. Над чем мне предстоит еще поработать по данной теме?
  5. Вопросы, возникшие в связи с выполняемым заданием?
  6. Мои рекомендации, предложения по занятию...

Ответы на вопросы помогут учителю понять суть проблем учащихся, проанализировать и найти способы устранения этих проблем, возможные приемы и способы построения урока конкретно для данного класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей

Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и  внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...

Программа воспитания успешной личности

Разработка воспитательной программы  с 5 по 11 класс....

Презентация "Программа воспитания успешной личности"

Программа воспитания успешной личности 5-11 класс....

Воспитание успешной личности

Статья о взаимосвязи характера и успеха....

Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"

В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы....

Формы и методы воспитания социально-успешной личности

Выступление на ШМО классных руководителей...

Воспитание успешной личности школьника

выступление на методическом семинаре в рамках конкурса "Учитель года 2017",  номинация "Лучший классный руководитель"...