Воспитание успешной личности
статья по теме

Каменских Регина Геннадьевна

Статья о взаимосвязи характера и успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_uspeshenoi_lichnosti.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание успешной личности.

Во все времена и во всех обществах были люди, отличающиеся необычайной удачливостью, - те, у кого любое дело спорится, а любые условия складываются наиболее благоприятным образом. Будто весь мир подчинен единой задаче: оказывать помощь счастливчикам во всем, за что бы они ни брались. В современном мире успехи таких людей ярки и заметны, в бизнесе они являются теми самыми "золотниками", приносящими удачу любому предприятию. Они же являются теми героями, на которых стремятся быть похожими миллионы простых людей.

Поэтому не случайно во всех средствах массовой информации раздаются слова «успех», «успешность», составляются рейтинги успешных людей, навязывается некий образ успешного человека. Создано несчетное количество тренингов, которые обещают помочь людям стать успешными. Но никто не говорит, что же это такое – успешность личности, каковы её признаки и критерии.

Безусловно, есть некие внешние признаки успешного человека. Это, как правило, официальное признание, звания, премии, награды, материальные блага.

Но представляется, что есть ещё один пласт понимания успешности, который в современном обществе приобретает  более важное значение. Не учитывать его, а тем более не замечать – уже нельзя, поскольку это может быть чревато негативными социальными последствиями.

Идеалы, навязываемые сегодня рекламой и СМИ, формируют так называемое «общество потребления». Они направлены на стимулирование ненужных покупок и трат, а в конечном итоге - погони за престижем и «актуальным» имиджем. Бездумное следование этим «идеалам» ведет к глубочайшему внутреннему кризису, так как рано или поздно человек осознаёт, что всю свою жизнь он потратил не на раскрытие своего потенциала и реализацию своих собственных потребностей, а на достижение некого призрачного идеала «успешной» жизни. Это не лучшим образом сказывается на его работе. Ведь в работу человек вносит все свои особенности, способности, программы и внутренние конфликты. И если этих конфликтов нет, то человек имеет возможность реализовать свои способности быстрее и эффективнее. Как известно, именно реализация талантов граждан двигает общество по пути прогресса и в науках, и в бизнесе, и в искусстве, и в педагогике, и в других сферах. А человек, реализовавший таланты и удовлетворивший свои потребности, есть успешный человек.

Вопрос  о том, что делает человека успешным, волновал исследователей и обывателей с давних времен. На протяжении всего ХХ века одни психологи считали, что для успешной реализации личности в жизни требуется высокий интеллект, другие отстаивали необходимость первоочередного выявления и развития креативности. Педагоги, споря с теми, и с другими, утверждали, что для выдающихся достижений и в первую очередь нужны и важны глубокие знания.

        Сейчас уже ни для кого не секрет, что все эти утверждения можно признать лишь частично. Психологические изыскания рубежа ХХ-ХI веков убедительно  свидетельствуют о том, что успех в жизни в большей степени зависит совсем от других характеристик.

        В ходе ряда экспериментов конца 90-х годов обнаружилось, что многие  дети и взрослые, не продемонстрировали высоких результатов по тестам интеллекта, креативности или учебной успешности, но оказываются весьма успешными в дальнейшей жизни.

Большинство родителей хотят воспитать успешного ребенка.

Очевидно, что успех нельзя подарить. Родители могут обеспечить финансами и другими материальными благами, но просто так дать своему ребенку успех никто не сможет. Конечно, стартовые возможности у каждого ребенка разные. Но сколько жизненных примеров доказывают нам, что без определенных качеств личности и черт характера, быть успешным не получится.

 «Посеешь случай - пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу», - гласит известная пословица.         Что же такое характер?

Характер – греческое слово, происходит от глагола «царапать, писать» (писать на камне, дереве или меди). Сначала оно означало инструмент, которым ставили штамп, оттиск. Постепенно образ штампа стал применяться к человеку.

Характер – это каркас личности, в которой входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

        Характер - индивидуальное  сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

         1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грусть или вежливость, грубость или вежливость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность и т. п.), 4) в характере проявляются и волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль и т.п.

Известный калифорнийский психотерапевт Э. Берн  предложил описывать характер по трем параметрам: «Я» (отношение к себе), «ВЫ» (отношение к близким), «ОНИ» (отношение к людям вообще). Кодируется отношение знаками «плюс» (благополучие) и «минус» (неблагополучие). Берн справедливо считал, что от этих сформированных родителями позиций зависит стиль жизни и жизненный план, который он назвал «сценарием». Этот сценарий, обычно неосознаваемый, и ведет человека к его судьбе. Литвак М.Е. – член –корреспондент Российской академии естественных наук, психотерапевт  ввел еще одну позицию - «ТРУД», и  описал все четыре позиции в своей работе «Как изменить свою судьбу».

При «Я+» человек воспринимает себя как благополучную личность. При успехе он должное отдает своим усилиям,  неудачи не делают его пассивным, и он предпринимает следующую попытку для достижения своей цели.

При «Я -» человек воспринимает и ведет себя так, как ведут себя плохо приспособленные, неблагополучные люди. Свои успехи он считает случайными. И даже в такие минуты его может посещать  чувство неуверенности и непрочности успеха. Неудачи им воспринимаются закономерное явление, которое должно случиться. Активных попыток выйти из благополучной ситуации он не предпринимает, подчиняясь жизненным обстоятельствам. Следует подчеркнуть, что позиция отличается от самооценки. Первая формируется в раннем детстве и зачастую не осознается. Она достаточно стабильна, является основной характеристикой комплекса и с большим трудом поддается изменению. От нее зависит формирование остальных позиций. Самооценка же довольно часто обусловлена конкретной ситуацией. Закономерность такова: если у человека чрезмерно высокий уровень притязании, то у него низкая самооценка, и даже при наличия реальных успехов он будет чувствовать себя несчастным.

При «ВЫ+» человек в контактах с близкими осознанно или неосознанно апеллирует к их положительным качествам, считает их благополучными людьми. Это выражается дружелюбием, привязанностью, готовностью к примирению при недоразумениях, стремлением путем разумных уступок сохранить установившиеся связи. Недостатки своих партнеров он тоже видит, но относится к ним примерно как цветовод к розе:

наслаждается ее запахом, красотой, но при этом старается не наткнуться на колючки и не пытается обламывать их.

При «ВЫ-» человек настроен на конфликт с членами своей микросреды, которые рассматриваются им как неблагополучные личности. Часто отмечается стремление перевоспитать своих близких. Такие люди склонны к ироническим замечаниям, чрезмерному критицизму, сарказму, придирчивости, готовы прекратить отношения и прервать эмоциональные связи даже по незначительному поводу. Ужиться с ними можно, только постоянно им уступая. В общении они, как правило, играют роль Преследователя. Если они выступают Избавителями, то отличаются скрытой агрессивностью. Это заботливые родители, все сами делающие за детей, которые растут неприспособленными к жизни; начальники, выполняющие всю ответственную работу сами, тем самым препятствуя росту своих подчиненных. Часто такие люди предлагают свои услуги, хотя их никто об этом не просит.

При «ОНИ+» личность расположена к новым контактам. Такие люди фиксируют внимание на достоинствах новых партнеров, дружелюбны и вступают в деловые отношения.

При «ОНИ-» отмечаются застенчивость, стремление избежать новых контактов. Внимание обращается прежде всего на недостатки в поступках и характере новых партнеров по общению. Адаптация в незнакомой обстановке проходит медленно.

При «ТРУД+» личность в своей деятельности ориентируется на сам процесс труда, учебы или игры. Деятельность у нее вызывает живой интерес и желание внести свой творческий вклад, приобрести навык, самоусовершенствоваться. Материальные интересы при такой позиции на втором плане, хотя, как правило, такие люди преуспевают.             ; • ,

При «ТРУД-» Уже К. Хорни, заметила «Они желали бы оказаться на вершине, но не хотят карабкаться» у личности основным ориентиром в деятельности являются конкретные результаты труда (материальные или моральные). Отсюда постоянные поиски более выгодной работы, ожидание «настоящей» жизни после достижения результатов.

        Появление минусов в одной из позиций гипертрофирует позитивное содержание других. Например, при исчезновении плюса в позиции «ВЫ» нередко происходит гипертрофия позитивного содержания «Я». Комплекс, в котором хотя бы в одной позиции появился минус, можно уподобить табуретке, у которой отпилили одну ножку, затем разрезали эту ножку на три части (часто неравные) и удлинили ими остальные ножки.

Из всего изложенного становится ясно, что благополучной, успешной можно считать личность, у которой во всех позициях знак «плюс». Это комплекс психического здоровья и стабильности. Только с ним можно быть счастливым. Это структура «демократической общности» («Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+»).         Обладатель ее верно оценивает свои качества, как положительные, так и отрицательные, продуктивно общается с близкими, охотно расширяет круг общения, а процесс деятельности является для него радостью. Жизненные неудачи и кризисы такие люди переносят спокойно и стойко, без излишнего самокопания и попыток переложить ответственность за свои неудачи на других. Они ищут ошибки в своих действиях и приобретают позитивный опыт, постоянно самоусовершенствуются, обращены к миру и людям и не пытаются изменить все и вся в угоду своим интересам.. Они никогда не будут одинокими, даже если реальное окружение исчезнет (окончание учебного заведения, переезд в другой город, смена работы, уход на пенсию и т. п.). Если результаты их труда не найдут признания, это будет не поводом для нервного срыва, а лишь толчком для объективного анализа своих промахов. Они умеют принимать жизнь, какая она есть. Именно такая личность чувствует себя успешной и счастливой!

Минусы в позициях появляются при неправильном воспитании. Как же воспитать правильно? «Если хочешь оказать благодеяние человеку – оставь его в покое. Но именно эта часть добродетели дается труднее всего», - писал Ф. Ницше.  Одним словом нужно помочь ребенку как можно раньше стать самостоятельным. Каким  образом  это сделать? Просто меньше вмешиваться в дела своего ребенка. Оградите его от бытовых опасностей, и позвольте ему приобретать собственный опыт.

Каким же образом формируется характер? Все зависит от темперамента и стиля воспитания.

        Темперамент - постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – основные типы темперамента. Каковы же признаки последнего? К ним следует отнести: сенситивность, реактивность, активность, темп протекания реакций, эмоциональную возбудимость, пластичность (ригидность, экстраверсию), интроверсию.

        Сенситивность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психической реакции, и скорость ее развития. Чаще всего это меланхолики. Высокая сенситивность при правильном воспитании делает человека спокойным, способным  тонко чувствовать чужое настроение. Он хорошо понимает, когда не стоит лезть в  душу человека, очень тактичен, знает как успокоить и поддержать.  При неправильном воспитании люди становятся капризными, несдержанными.

        Реактивность отражает степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия. Как правило, это автоматизированные реакции защиты и ориентировки.

        Возьмем стандартную, часто повторяющуюся ситуацию на наших улицах. После дождя едущий с большой скоростью автомобиль обрызгивает прохожего грязью с ног до головы. Не исключено, что сделано это нарочно. Холерик с высокой реактивностью проклинает водителя, сангвиник смеется, флегматик спокойно приводит в порядок свой костюм, меланхолик может разрываться. Но если бы они прошли психологическую подготовку, то просто никогда не ходили бы по краю тротуара и не попадали бы в такие ситуации. Все-таки все зависит от нас!

        Активность характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек добивается цели и преодолевает препятствия.

Активность- это, конечно же, основное качество темперамента, которое способствует достижению цели. Наиболее высока активность у флегматика, правда, в силу низкой реактивности «включается» он несколько медленнее.. У них реакция быстрая, но этой быстроты они достигают медленно. Для них губительны перерывы.

Против природы трудно идти. Если ваш ребенок флегматик, не бойтесь что они у вас быстро переутомиться. Энергии у него хватит на троих. Холерик при высокой активности и реактивности может много делать и еще при этом ругаться даже тогда, когда партнер его не слышит. Сангвиники достаточно активны; но если деятельность однообразна, они могут довольно быстро потерять к ней интерес. Им лучше выбирать такой род занятий, где надо часто переключаться.         Организация творческих вечеров, массовых гуляний, диспетчерская работа - вот поле деятельности сангвиника. Для флегматика или меланхолика это может быть гибелью. Наиболее низкая активность у меланхолика, ему требуются особые условия для работы, лучше всего кабинетные.

        Темп протекания реакций определяет скорость протекания психических процессов и легко измеряется количеством ассоциаций (мыслей) в единицу времени. Он повышен у холериков, сангвиников, а также хорошо отдохнувших меланхоликов. У флегматиков темп протекания реакций снижен. Незнание этих особенностей нередко приводит к недоразумениям. Среди учителей довольно часто можно встретить холериков и сангвиников с ускоренным темпом психических реакций. Если они не знают психологических законов общения, и к тому же у них снижена сенситивность, они не замечают, что их воспитанники - флегматики и меланхолики - не успевают следить за ходом их мыслей. У них возникает впечатление, что их подчиненные глупы. Флегматикам и меланхоликам надо постараться увеличивать свой темп психических реакций. Лучше всего здесь помогут игровые виды спорта.

        Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также быстроту ее развития. Например, при сангвиническом, холерическом и меланхолическом типах темперамента эмоциональная возбудимость повышена, а при флегматическом, понижена. Это ни хорошо, ни плохо, что важно особо подчеркнуть.

        Пластичность/ригидность. Пластичность отражает легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям. Наиболее высокая пластичность отмечается у сангвиников. Ригидность - противоположное качество - отражает инертность приспособительного поведения. Флегматики, меланхолики и холерики отличаются ригидностью.

Человеку с пластичным темпераментом легче живется, он чаще радуется, быстрее приспосабливается к новой среде

 Все варианты темпераментов - норма. я.

        Итак, кое-что с темпераментом можно сделать. Конечно, это не так просто, как перекрасить волосы, но зато более надежно.

        Экстраверсия/интроверсия. Экстраверсия указывает на высокую степень зависимости реакций и поведения человека от внешних впечатлений. Противоположное качество - интроверсия - отражает значимую связь поведения человека с внутренними представлениями. Экстраверт чаще ориентируется на внешние впечатления, а интроверт - на внутренние представления.

Для иллюстрации приведу такой пример.

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента:

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

Характер замешивается на темпераменте, но судьба человека зависит от характера.

Влияние  стиля семейного воспитания на характер.

        Кумир семьи.  Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее - "пуп земли" и "центр Вселенной" ... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, слушаются, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости "кумира" неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно родители в нем открывают новые "таланты", любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.         Опережая своих сверстников в запросах, "кумир" семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться. Родители освобождают малыша от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь. Ну а пока такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям, где если он и выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Кроме того, такому ребенку дается все даром, то есть, у него нет мотивов для продуктивной деятельности, а зачем у него итак все есть.

Формируются минусы в позициях: (Вы), (Они), (Труд).

Оранжерейное воспитание. Здесь у ребенка есть все: музыка, иностранный язык, спорт и т. п. Однако решен право выбора,  у него нет свободы, нет опыта спонтанных  отношений. Он очень многое усваивает, но оказывается  неприспособленным к реальной жизни. Такие родители развивают ребенка  не в соответствии с его задатками, способностями. Планируя судьбу своих детей, часто заставляют их добиваться того, чего не добились сами или просто подгоняют своего ребенка под какой-то социальный образец.

Гипоопека. Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой малыш не каждый день накормлен и не всегда, как надо по сезону, может быть, одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворять. Ему не покупают книжки и игрушки. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности, преследует его потом всю жизнь.

Попустительский стиль. Если вы хотите воспитать у способного, интеллектуально развитого ребенка лень к труду. Воспитание должно быть попустительским. Он может учиться очень хорошо, не прилагая особых усилий потому, что он схватывают все на лету. Хорошие способности и низкая требовательность родителей, учителей приводят к тому. Что ребенок не приучен к труду. То есть когда такому ребенку необходимо будет прилагать усилия, он из-за своей лени все забросит.
        Воспитание по типу "Золушки".
  Наверное, в целом мире нет родителей, которые бы не знали сказку "Золушка", поэтому нетрудно догадаться, что значит воспитание по типу "Золушки". В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его все время унижают и оскорбляют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей, гораздо лучшим детям. Ребенок делает все от него возможное, чтобы походить на идеал родителей. Он угождает им, предупреждает их желания. Но кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе не знает других чувств. Родители обычно вспоминают о нем тогда, когда необходимо его чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу. Малыш страдает и не знает, как себя вести, довольно часто неожиданно наталкиваясь на своеобразный выход из создавшегося положения: он фантазирует и грезит нереальным миром, где все проблемы разрешаются как в сказке и исчезает чувство безысходности, которое день ото дня гнетет его все больше. Мир иллюзорный, наслоившийся на повседневность, немного притупляет ее жестокость и, уводя ребенка от действительности, временами помогает "выстоять", "спастись". Такие дети, вырастая, часто "мстят" родителям за далеко не "золотое" свое украденное детство.

Здесь сначала формируется минус в позиции (Я), а в последствии минус в позиции (Вы).

         Повышенная моральная ответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, а также представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее  (то есть социально одобряемое) и обратное –– неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей. «Ты должен, сынок», - вот примерный девиз такого воспитания. Когда у ребенка что-то не получается, родители его не бьют, а говорят с укоризной, что они «так надеялись на него». Очень рано появляется чувство вины и сопутствующая тревога. Реальные достижения делают его высокомерным в отношениях со сверстниками. В тоже время он порой не оправдывает чрезмерных требований родителей и учителей, которые для удовлетворения собственного тщеславия делают жизнь ребенка невыносимой, а иногда подрывают веру в себя. Такой стиль воспитания приводит к тому, что  детям очень трудно получить образование, соответствующее их способностям, потому что на это у них просто на это не хватает сил, так как он делает не то, что ему нравится, а как необходимо родителям. Они часто не могут завершить начатое дело.  Отсюда могут быть минусы во всех позициях.

        «Ежовые рукавицы» — Основной инструмент этого стиля воспитания – страх. Страх родительского гнева, страх всевозможных санкций, страх наказания (далеко не всегда только словесного). Ребенка в буквальном смысле держат в «ежовых рукавицах», образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позиции родителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своим требованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частым применением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей, воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействия взрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полное подчинение, безволие.

Намерения у таких родителей могут быть благие, но, как известно ими услана дорога в ад. На мой взгляд - это раболепие.  Конечно, все хотят, что бы их дети выросли хорошими людьми. Но кроме хотения, нужно кое-что знать. «Как вы думаете, о чем мечтает раб? О свободе? Нет, он мечтает стать тираном»- пишет Литвак М.Е.  Да и как можно положительно к себе относится, если, ты раб? Как можно хорошо относится к близким людям, если они тебе делают больно? Как можно заводить новые знакомства, если ты ни кому не можешь доверять? Возникает большой вопрос. Как можно при таких позициях стать успешным?

 Воспитание «в культе болезни».

 Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая - все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик.

Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе. Он ждет сочувствия от всех сочувствия и сострадании.  И даже «борется» за это. Ребенок с помощью болезни становится «Самым-самым» в собственных глазах, а некоторое время в глазах родственников врачей. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.

               М.Е. Литвак свел их трем стилям: «преследователь», «избавитель», «смешанный». Например «кумир семьи» был отнесен к стилю «избавителя»; «Золушка»,  «ежовые рукавицы» - к стилю преследователя, «повышенная моральная ответственность» к смешанному стилю, так как здесь ребенка с одной стороны преследуют, в результате чего он все время чувствует себя виноватым ( ты должен…), с другой – избавляют от трудностей  (мы тебе создадим ряд условий ты только учись). Сюда же относится и «оранжерейное воспитание».  Эти все стили формируют минусы в позициях которые, так необходимы для успеха, как и в личной так и трудовой деятельности каждого человека.

        «Нравственный человек четырехуголен», - указывал Аристотель. Не исключено, что он имел в виду, что у нравственного человека позитивное содержание во всех четырех позициях. (Кстати, греки считали четырехугольник идеальной фигурой.) Существует ли стиль, при котором формируются плюсы во всех четырех позициях? Да, это  - демократический (Авторитетный) стиль «Мы с тобой сотрудники»

Этот стиль основан на взаимном  уважении ребенка и взрослого.

- Что значит уважать? (никто не выше, не ниже просто каждый  на своем месте).

         Педагоги (родители) видят уже в ребенке личность. Умеют договариваться с ребенком, чувствуют его настроение и потребности. Ребенок должен чувствовать свою значимость в жизни семьи, видеть любовь и ласку. У ребенка есть определенные обязанности, условия для самостоятельного принятия решения. Помощь взрослым приносит радость и удовольствие. Позитивное общение взрослого  с ребенком на доверительной основе. Такой ребенок вырастает самостоятельной личностью. Он знает, что такое любовь к себе, к родителям. Он не боится завести необходимые для него знакомства. Уважает своих близких, родственником, друзей. Трудолюбивы.

        С позиции современной психологии счастье и успех, и авторитет являются побочными продуктами правильно организованной жизни.

Рекомендации для родителей при коррекции отрицательных параметров личности по М.Е. Литваку

Методы коррекции при (Труд -)

Прежде всего следует выявить у этого человека увлечение, которое у него еще не умерло. На нем базируется задание, которое можно выполнить за короткий срок при интенсивной работе, это задание должно носить творческий характер. Если он задание выполнил необходимо похвалить, если нет оставить без внимания. Инструкция должна быть примерно такой: «Задание сложное, выполнить его необходимо быстро, доверить я могу его только тебе». В последующем, объем заданий увеличивается.

Профилактика

В семье хорошо бы установить порядок, при котором дети ничего не получают даром, а только в соответствии со своими заслугами.

Методы коррекции при (Я -)

Опора должна быть на позицию  «Труд».  Дайте задание, которое он мог бы сделать с блеском, то есть лучше всех, стать лидером.  

        Методы коррекции  при (Вы -)

Здесь нужно опереться на позиции «Я», (найти плюсы). Войти в доверие. И он начинает к вам положительно относится, уважать вас, доверять вам. Например: «Я очень рад, что ты ко мне пришел, ты самый замечательный, умный, талантливый. И буду доволен, если смогу тебе помочь».

         Методы коррекции при (Они -)

Сначала необходимо понять, как формируется минус в позиции «Они».

Когда родители, желая уберечь себя, свое чадо от людей и запугивают его. «Туда не уезжай, ты там ни кому не нужен», «На улице лишнего не говори, а то нас осудят» и т.п.

        Рекомендации при коррекции

Снять все ограничения на контакты и действия. При необходимости поменять группу, класс. Давать задания по типу: -«Познакомься с другими учащимися в коридоре, в столовой», или например: -« Спроси у прохожего время» .

 Профилактика

        Не запугивайте ребенка чужими людьми, группами, и не отзывайтесь о них плохо.

Афоризмы и высказывание о воспитании успешной личности

«Не бойтесь того, что ваши дети будут ошибаться» М.Е Литвак. Неудача может оказаться гораздо полезнее успеха. Успех может привести к застою – в следующий раз в подобных случаях будешь делать то же самое. Другое дело если ошибаться. Ошибка заставляет думать, находить выход из ситуации. Многие родители не позволяют своим детям допускать ошибки, в результате чего у таких взрослых детей нет жизненного опыта, и во взрослом состоянии они уже допускают такие ошибки, которые уже трудно простить. 

        «Развивайте способности у ребенка в соответствии с его природой» М.Е Литвак. Никогда не воспитаешь успешную личность, если способности  его останутся не развитыми. Способности - это функция выделительная, их нужно реализовывать. Как говорили древние, если ангела не выпустить на волю, он превратится в дьявол. Человек, который не смог реализовать свои способности на продуктивную деятельность, реализуют их в болезнях, неврозах, конфликтах, в пьянстве и. т. д.

«Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности» В. Г. Белинский. Дело в том, что многие родители учат своих детей одному, а сами показывают противоположно другое. Например,  родители запрещают ребенку курить, красочно описывая, как это вредно, но сами при этом курят, или заставляют читать, а сами и книжки в руках не держали.

«Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас». Эрнст Легуве

 Чем раньше человек становится самостоятельным, тем легче ему социализироваться.

 

Литература

Литвак, М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу/М.Е. Литвак,- Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С51 – 187.

 Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: Л.Д. Столяренко.- Ростов н /Д: Феникс, 2000.- С180- 189.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Воспитание успешной личности" для классных руководителей

Распространение инновационного опыта работы классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения и  внедрению современных воспитательных технологий как средства инновационного развития вс...

Программа воспитания успешной личности

Разработка воспитательной программы  с 5 по 11 класс....

Презентация "Программа воспитания успешной личности"

Программа воспитания успешной личности 5-11 класс....

Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"

В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы....

Воспитание успешной личности.

Воспитание успешной личности....

Формы и методы воспитания социально-успешной личности

Выступление на ШМО классных руководителей...

Воспитание успешной личности школьника

выступление на методическом семинаре в рамках конкурса "Учитель года 2017",  номинация "Лучший классный руководитель"...


 

Комментарии

Зайцева Елена Викторовна

Спасибо за интересную статью, материал пригодился при подготовке к родительскому собранию.Многие родители перекладывают ответственность на педагогов за успешность их детей, считая, что именно учителя определяют, кто будет успешен. Выбирают любимчиков, активистов и т.п.