Доклад: "Современный диктант как средство формирования УУД"
методическая разработка на тему

Аубакирова Светлана Александровна

В материале предсталена информация о современных видах диктантов и опыт формирования  УУД на уроках русского языка посредством  современного диктанта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_diktant_kak_sredstvo_formirovaniya_uud.docx67.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  муниципального района Исаклинский Самарской области

Доклад:

«Современный диктант как средство формирования УУД»

                                                                                              Подготовила:

                                                                                        учитель русского языка и литературы

                                                                                           Аубакировой Светланы Александровны

2015 год

       Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсаль-ных учебных действий ( УУД ), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями высту-пает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     Для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (далее – УУД), под которым понимается умение учиться, каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов:

1) формирование первичного опыта выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самосто-ятельному выполнению;

2) овладение общим способом (алгоритмом) выполнения соответствующего УУД на основе имеющегося опыта;

3) включение изученного УУД в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образователь-ного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;

4) контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

     Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

    Формировать эти УУД на уроках русского языка можно при помощи современного диктанта.

    Почему же современный диктант является средством формирования УУД у обучающихся?

    Потому что орфографическая грамотность, - проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечи-вает орфографически грамотное письмо.

    Существенные шаги в разрешении проблемы сделаны в методике Д.Б.Эльконина (технология РО), В.В.Давыдова. Ещё в 60-70 –е годы ими была разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму. Методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Основой технологии РО является учебный процесс, который выстраивается с использованием творческих и личностно развивающих видов учебной деятельности. Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания.

    Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.

     В системе тренировочных упражнений по орфографии и пунктуации большое место занимают диктанты.

    Диктант (от лат. dicto — диктую) - вид письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся. Диктант – орфографическое упражнение, состоящее из записи учащимися материала,  воспринимаемого на слух. Диктант – комплексное упражнение, в процессе которого формируется умение ставить и  решать орфографические задачи.

    Ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной коллективной работе с максимальным сосредоточением внимания. Диктант вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами, способствует развитию памяти, мышления, зрения и слуха.

     Остановлюсь на классификация диктантов, формирующих языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции и помогающие овладению познаватель-ными, коммуникативными, регулятивными учебными действиями».

1. Виды диктантов по источнику предъявления диктуемого материала:

  • Диктанты с диктующим-педагогом;
  • Диктанты с применением приёма «ученик в роли учителя»;
  • Взаимодиктанты (диктанты в паре);
  • Диктанты с привлечением гостя (в том числе диктора радио или телевидения, артиста, профессионального чтеца) в роли диктующего;
  • Самодиктант.

2. Виды диктантов по структуре и объёму диктуемого материала:

  • Диктанты, направленные на развитие лингвистических и коммуникативных компетенций с использованием отдельных слов, словосочетаний (в том числе терминов и понятий) или предложений;
  • Диктанты с использованием одного слова, пар или групп слов, словосочетаний или предложений;
  • Диктанты с использованием связных текстов.

3. Виды диктантов, направленных на формирование познавательной и коммуникативной компетенций:

  • Комментированный диктант;
  • Объяснительный диктант;
  • Диктант «Проверяю себя»;
  • Предупредительный диктант;
  • Контрольный диктант;
  • Конкурсный диктант (диктант-соревнование);
  • Промежуточный диктант;
  • Итоговый диктант.

4. Диктанты, развивающие основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, письмо), сгруппированные по особенностям восприятия диктуемого материала:

  • Зрительные диктанты;
  • Слуховые диктанты;
  • Зрительно-слуховые диктанты;
  • Разученный диктант (или диктант по памяти) как средство формирования логических учебных действий и мыслительных навыков.

5. Виды диктантов, развивающих коммуникативные навыки в различных речевых ситуациях, сгруппированные по особенностям организации процесса диктовки:

  • Диктанты-провокации;
  • Немой диктант (или диктант-молчанка).

6. Диктанты с особенностями оформления и записи диктуемого материала, формирующие учебно-языковые навыки и речевые умения:

  • Диктанты без изменения диктуемого материала;
  • Диктанты с изменением диктуемого материала по форме записи;
  • Графический диктант,
  • Цифровой (тестовый) диктант,
  • Творческий диктант,
  • Буквенный диктант,
  • Буквенно-цифровой диктант,
  • Выборочный диктант,
  • Распределительный диктант,
  • Выборочно-распределительный диктант,
  • Диктант с перестановкой,
  • Диктант на соединение отдельных языковых элементов в единую конструкцию,
  • Диктант на разделение конструкций на составляющие элементы;
  • Диктанты с изменением диктуемого  материала по содержанию (творческие диктанты, формирующие речевые навыки учащихся):
  • Диктант на расширение,
  • Диктант на сужение,
  • Диктант с заменой,
  • Кроссвордный диктант,
  • Свободный диктант,
  • Восстановленный диктант,
  • Диктант по аналогии,
  • Диктант с продолжением.

7.  Виды диктантов по применению дидактических средств.

8. Виды диктантов по наличию дополнительного грамматического задания, направленные на формирование познавательной и коммуникативной компетенций.

    Материал для диктантов должен быть разнообразным, обогащать речь обучающихся, расширять их кругозор, способствовать общему развитию обучающихся и отвечать воспитательным задачам школы.

     Предлагаю вашему вниманию те виды диктантов, которые я использую при проведении уроков русского языка в среднем и старшем звене.

- Графический

    Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

     Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

    Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

- Цифровой

    В основном применяется для контроля. Заранее оговаривается, какой цифрой будет обозначаться та или другая грамматическая категория, орфограмма и т.д. Учащиеся слушают текст и не записывают его, а  только отмечают цифрами в тетради соответствующие факты языка. Например, цифрой 1 обозначают простые предложения, цифрой 2 - сложные и т.д.

- Творческий

   Вид диктанта, предполагающий не только запись текста под диктовку, но и выполнение заданий, направленных на проявление элементов творчества учащихся:

- дополнить текст диктанта необходимыми словами, словосочетаниями (например, ввести прилагательные, причастия или наречия);

- заменить в диктуемом тексте слова, словосочетания другими (например, синонимами, антонимами);

- заменить одни формы слов другими (к примеру, глаголы прошедшего времени - глаголами настоящего);

- самостоятельно сделать вывод по содержанию текста и записать его;

- высказать свое мнение о прослушанном.

   Условия работы сообщаются учащимся перед диктантом. Практика свидетельствует о том, что подобные упражнения не только поучительны, но и интересны для школьников.

- Письмо по памяти

- требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи текст открывают, дети проверяют свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.

- Выборочный диктант

- используется и как обучающий, и как контрольный диктант. Учащиеся записывают не весь текст, а только указанные учителем слова, словосочетания, предложения на определенное правило по определенной теме. Может сопровождаться заданием, записать выбранные слова в какой-либо форме или классифицировать определенным образом. Мобилизует внимание школьников, исключает возможность механической записи; экономит время урока.

- Распределительный диктант

– это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

- Самодиктант

- вид зрительного письма, при котором текст воспринимается зрительно, иногда подвергается анализу, запоминается, затем записывается по памяти и проверяется самим учащимся по ключу.

- Антидиктант

 - обучающий вид диктанта. Смысл его заключается в том, что учащиеся должны сознательно сделать ошибки в тех словах, где есть орфограммы, и столько ошибок, столько орфограмм (описки недопустимы). Желательно заранее предупредить, что не нужно допускать графические ошибки (например, нож вместо еж). Для диктовки используется небольшой текст (одно - два предложения или Четверостишье) или отдельные слова. Такой диктант учит видеть в слове орфограммы, то есть определять звук в слабой позиции.

- Картинный диктант

  - разновидность творческого диктанта. Перед диктантом вывешивается картина. Учащиеся знакомятся со сведениями о ней, рассматривают полотно (или репродукцию), анализируют его. Затем читается текст диктанта, содержание которого связано с картиной, и ставится конкретное задание, например:

-  дополнить текст описанием какого-либо элемента картины;

- ввести в текст определенные слова, которые в данном случае использовались бы как изобразительные средства (эпитеты, сравнения, олицетворение и т.д.).

-  высказать свое мнение о картине.

    Следующий этап – запись школьниками текста под диктовку учителя и выполнение творческого задания.

   Такой вид работы не только способствует отработке орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащает словарный запас, учит высказывать свои мысли, но и развивает творческое мышление, приобщает к прекрасному.

   Приведу несколько видов диктантов, которые не только формируют УУД обучающихся на уроках русского языка, но и являются хорошим средством для подготовки ОГЭ и ЕГЭ по предмету.  Некоторые из этих диктантов я стала применять в своей практике совсем недавно.

- Свободный

   Свободный диктант проводится с целью формирования и закрепления навыков составления относительно самостоятельных текстов с заранее заданными параметрами. Сохраняя стиль повествования, структуру предложений либо лишь отдельные речевые конструкции, ученики должны передать содержание предложений или небольших фрагментов текста своими словами, в произвольной форме, используя возможности синтаксической и лексической синонимии.

    Свободный диктант – это эффективный вид комплексного упражнения, позволяющего совместить работу, направленную на развитие памяти, закрепление орфографических навыков и на развитие речи, поскольку ученику при написании диктанта приходится одновременно решать три задачи: думать о точной передаче содержания, о грамотном грамматическом оформлении и связности изложения мысли.

    Коммуникативная направленность – это главное достоинство диктанта. Свободное самостоятельное построение собственного высказывания, пусть даже с сохранением сюжетной линии или особенностей стиля, требует сформированности умения быстро ориентироваться в речевой ситуации и выбирать адекватные средства построения монолога. Подобные упражнения способствуют овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретению опыта их использования в речевой практике, стремлению к речевому самосовершенствованию.

    Свободный диктант, демонстрируя образцы качественного оформления мыслей, является средством подготовки учеников к написанию изложений и впоследствии – сочинений.

    Варианты проведения свободного диктанта зависят от требования сохранить в процессе передачи содержания ту или иную особенность текста. При этом оригинал может находиться перед глазами учеников, текст может однократно зачитываться учителем либо озвучиваться артистом-профессионалом (в этом случае работа напоминает аудирование по иностранному языку), а ученики воспроизводят услышанное или, соответственно, увиденное. Традиционно же цепочка последовательности действий учителя и учеников по написанию свободного диктанта выглядит так.

Методика проведения диктанта

1. Текст диктанта прослушивается целиком, чтобы у учащихся сложилось целостное представление о содержании текста.

2. Беседа с учениками, в ходе которой проверяется правильность понимания смысла текста и отдельных слов.

3. Второе чтение текста по предложениям, в процессе которого ученики записывают уже собственный перефразированный вариант.

4. Чтение нескольких вариантов ученических работ и анализ допущенных ошибок и наиболее удачных предложений.

Эффективность свободных диктантов очень велика: при регулярном проведении они способствуют развитию памяти, внимательности, развивают речь, активизируют лексику пассивного словаря, формируют навыки анализа особенностей текста, поскольку получившийся вариант должен быть не менее органичен, чем оригинал.

Задание.

Прослушайте текст целиком, после однократного прочтения передайте его основное содержание максимально близко к оригиналу.

Откуда появилось мороженое?

Мороженое придумали на Востоке задолго до того, как мы стали лакомиться им круглый год. Исследователь Марко Поло увидел там, как люди ели мороженое. Эта идея ему настолько понравилась, что он привёз её в Италию. Оттуда мороженое пришло во Францию и стало популярным у знатных людей. Они попытались скрыть рецепт мороженого от простого народа. Но люди скоро узнали вкус этого лакомства, и мороженое стало популярно среди них.

Первый завод по изготовлению мороженого начал свою работу в Балтиморе, штат Мэриленд, в 1851 году. Но широкого распространения производство мороженого не получило до начала XX века, когда появились новые холодильные установки.

(А. Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.)

- Восстановленный диктант

Восстановленный диктант, как и свободный, − это эффективная форма подготовки к написанию изложений, своеобразное промежуточное звено между диктантом и изложением, поскольку работа по его написанию включает действия и того и другого вида упражнений. Однако характер трудностей, которые возникают перед учениками в процессе написания восстановленного диктанта, иной.

Применяться восстановленный диктант может при изучении всех тем курса русского языка. Работа над восстановленным диктантом производится в несколько последовательно происходящих этапов.

Методика проведения диктанта

1. Ученики либо из диктуемого порционно (по предложениям, по абзацам) текста выписывают определённые явления – отдельные слова, словосочетания, выражения (что сближает этот вид диктанта с выборочным), либо составляют структурные схемы предложений (чем работа напоминает написание графического диктанта).

2. Записи анализируются с позиции их орфографической и пунктуационной, лексической и т. д. специфики.

3. Записанные материалы впоследствии выполняют функцию опор, по которым весь текст на втором этапе восстанавливается уже по памяти, аналогично при написании разученного диктанта.

При написании восстановленного диктанта широко применяются приёмы, характерные для работы над изложением: вступительное слово учителя об авторе текста, о самом произведении, с фрагментом из которого работают на уроке, выразительное чтение учителем, пересказ текста целиком или по частям учениками, составление планов, повторное чтение текста.

Значение восстановленного диктанта связано с возможностью органично сочетать выполнение заданий на нахождение, анализ языковых единиц и знание их существенных отличительных особенностей с созданием собственного текста. Возможность осуществлять синтез работы по формированию познавательных и коммуникативных умений выделяет данный диктант и позволяет высоко оценить его возможности.

Задание.

Выпишите слова и выражения, входящие в тематическую группу «Искусство. Поэзия» (слова в тексте выделены); получившиеся опоры используйте при написании восстановленного диктанта.

Как возникла поэзия?

Поэзия – это глубоко прочувствованный и глубоко проникающий язык, на котором пишут и говорят в специальной форме. Рифма в стихотворении и отличает его от прозы.

Конечно, мы никогда не узнаем, кто сочинил первое стихотворение. Но догадаться, как началась поэзия, можно.

Древний человек исполнял различные ритмичные танцы ещё задолго до возникновения языка. Он производил телодвижения, издавал звуки, мычание, кричал в особые моменты, как, например, перед сражением или охотой. Также он создал барабан, в который можно было бить разными способами. И вскоре человек стал использовать звуки и барабанный ритм, чтобы обращать магические слова к своим богам.

Танец становился всё сложнее, а важность слов, обращённых к высшим силам, всё возрастала. Ведущий церемонии становился своеобразным бардом, поэтом, к слову которого все прислушивались.

Исполнение поэтических произведений под ритмичную музыку сохранялось и много позднее – оно было ещё в V веке до н. э. в Древней Греции, где произведения сочинялись специально для различных торжественных случаев.

(А. Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.)

Диктант на разделение конструкций на составляющие элементы

Диктуемые сложные предложения или слова разделяются при написании на простые части. Выполнение подобного задания формирует навыки осуществления словообразовательного, синтаксического и пунктуационного разборов, способствует осознанию взаимосвязи различных языковых единиц.

Диктант на расширение

Расширение в ходе записи диктуемого материала осуществляется за счёт введения в не связанные по смыслу, разрозненные предложения или связный текст слов, которые бы соответствовали поставленной учителем задаче. Введение языковых  единиц позволяет увеличить в тексте концентрацию слов с определённой орфограммой, обогатить текст введением определённых частей речи и стилистически окрашенных оборотов.

Диктант на расширение обогащает словарный запас учащихся, поскольку предполагает использование конкретной лексики, слов определённой тематической группы. Руководствуясь смыслом фразы, логикой текста, ученики подбирают подходящие по смыслу слова и выражения. Вставки слов не должны разрушать смысл фраз, нарушать их стиль и особенности грамматического построения. Кроме того, ученик должен учитывать замысел автора и особенности его речи, авторскую манеру изложения. Таким образом, развивается стремление учащихся к речевому самосовершенствованию.

Задачи, решать которые приходится ученику в процессе написания диктанта на расширение, позволяют использовать его в качестве подготовки к написанию творческих работ: изложений и сочинений.

Методика проведения диктанта

1. Первое прочтение материала с пропусками слов для предварительного ознакомления с содержанием предложений или текста.

2. Формулирования цели работы.

3. Второе прочтение материала.

4. Коллективный анализ наиболее удачных вариантов вставок.

Задание.

Вспомните с помощью таблицы значения обстоятельств.

Значение обстоятельств

Вопросы обстоятельств

образа действия и степени

как? каким образом? в какой степени?

места

где? в каком месте? куда? откуда?

времени

когда? как долго?

цели

зачем? с какой целью?

условия

при каком условии?

сравнения

как? на что похоже?

причины

почему? по какой причине?

уступки

несмотря на что?

     Запишите диктант, расширив текст за счёт введения обстоятельств, превратив текст-повествование в описание действий (пропущенные обстоятельства из авторского варианта выделены).

Однажды в русском дремучем лесу мне попалась чернобурая лисица.

Шкура этой лисицы была так хороша, что мне стало жаль портить её пулей или дробью.

Не медля ни минуты, я вынул пулю из ружейного ствола и, зарядив ружьё длинной сапожной иглой, выстрелил в эту лисицу. Так как она стояла под деревом, игла крепко пригвоздила её хвост к самому стволу.

Я не спеша подошёл к лисице и начал хлестать её плёткой.

Она так ошалела от боли, что – поверите ли? – выскочила из своей шкуры и убежала от меня нагишом. А шкура досталась мне целая, не испорченная ни пулей, ни дробью.

(Р.-Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена. Лисица на иголке.)

Диктант на сужение

Сужение текста – это умение, которому необходимо целенаправленно обучать школьников на уроках русского языка. Возможность передать определённый, один и тот же объём информации, используя речевые отрезки различной длины, – это показатель достаточно высокого уровня сформированности речи и логического мышления школьников. Изменение объёма текста в сторону его уменьшения отнюдь не предполагает механическое исключение использованных в нём слов и предложений.

Диктант на сужение – это, по сути, целый комплекс обучающих заданий, предполагающих работу, направленную на формирование осознания логики текста, выделения необходимого для его понимания минимума речевых конструкций.

Характер заданий определяется также целью конкретного учебного занятия, поскольку диктант может использоваться непосредственно на уроках развития речи и при изучении правописных и различных учебно-языковых тем.

В ходе записи предложений из текста диктанта ученики исключают заранее оговорённые элементы (части речи, члены предложения, слова определённой тематической группы и т. д.) и вносят необходимые изменения, определяющиеся этим исключением.

Задание.

Передайте основное содержание текста, используя не более 3 предложений.

Законы движения планет

Планеты благодаря своим внешне сложным движениям сыграли решающую роль в астрономии и вообще в построении фундамента механики и физики.

В 1551 году немецкий математик и астроном Эразм Рейнгольд (1511 – 1553) составил, основываясь на гелиоцентрической системе Коперника, таблицы движения планет, названные им «Прусские таблицы». Эти таблицы оказались более точными, чем все предыдущие, основанные на старых схемах, и это очень способствовало укреплению идеи гелиоцентризма, с огромным трудом пробивающей себе путь.

Тем не менее вскоре астрономы обнаружили расхождение и этих таблиц с данными наблюдений движения небесных тел. Для передовых учёных было ясно, что учение Коперника правильно, но надо было глубже исследовать и выяснить законы движения планет. Эту задачу решил великий немецкий учёный Кеплер.

Уже в 1596 году он издаёт «Космографическую тайну», где, принимая вывод Коперника о центральном положении Солнца в планетной системе, пытается найти связь между расстояниями планетных орбит и радиусами сфер, в которые в определённом порядке вписаны и вокруг которых описаны правильные многогранники.

Именно Кеплер пришёл к мысли о неправильности установившегося с древности мнения о круговой форме планетных орбит. Путём вычислений он доказал, что планеты движутся не по кругам, а по эллипсам – замкнутым кривым, форма которых несколько отличается от круга.

(Д.К. Самин. 100 великих научных открытий.)

Диктант «Проверяю себя»

Диктант «Проверяю себя» позволяет научить школьников приёмам самопроверки, что способствует, в первую очередь, развитию регулятивных учебных действий: ученик самостоятельно вычленяет проблему, определяет способ её решения, вносит при необходимости коррективы. Подобная систематически организованная работа положительно влияет на формирование ценных личностных качеств школьников: самостоятельности, требовательности к себе, ответственности и способности к адекватному самооцениванию. Обычно такой диктант предлагается накануне контрольной или проверочной работы, поскольку является промежуточным звеном между коллективной и полностью самостоятельной деятельностью учащихся.

Методика проведения диктанта

1. Ученики, осуществляя запись диктуемого материала (слов, словосочетаний, предложений, текста), фиксируют все случаи написания, в которых у них нет уверенности: либо оставляют пропущенными буквы и знаки препинания, либо подчёркивают сомнительные орфограммы и пунктограммы, либо делают пометки на полях в виде знаков вопроса или каких-либо других условных обозначений.

2. После записи диктуемого материала осуществляется коллективная проверка по словам, словосочетания или отдельным предложениям. Ученики в ходе проверки вносят исправления в случае необходимости или вписывают буквы на месте сделанных ранее пропусков.

3. Каждый ученик в процессе проверки работы может задать вопрос учителю или ученикам класса с просьбой объяснить условия выбора написания – это приветствуется, такая инициатива поощряется учителем.

Для формирования большей самостоятельности можно на этапе проверки заменить помощь учителя ответами самих учеников или обращением к справочной литературе (орфографическим словарям, справочникам, учебникам и т. д.), которая в этом случае должна быть в достаточном количестве предоставлена. Привлечение справочной литературы или иных поисковых систем позволит обеспечить осознанный перенос и применение универсальных учебных действий в конкретных ситуациях для решения познавательных задач, формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования.

Вопросы, кроме того, могут задавать не только ученики, но и сам педагог, акцентируя внимание детей на отдельных трудностях написания.

Если после написания диктанта «Проверяю себя» предполагается проведение обобщающего урока, то учитель имеет возможность построить обобщающее занятие с учётом трудностей, которые испытывают ученики после изучения конкретной темы. Поскольку даже после устранения пропусков ученики оставляют условные значки в самом тексте диктанта или на полях тетрадей, учитель, собрав работы, имеет возможность проанализировать все допущенные ошибки и возникшие проблемы, выяснить, какие правила вызывают у учеников наибольшие трудности. Обобщив результаты такого анализа, учитель подбирает для завершающего урока соответствующий материал и вносит коррективы в свои планы и конспекты занятий с учётом конкретных классов.

Диктант «Проверяю себя» может применяться и с целью контроля усвоения учениками учебных сведений по орфографии и пунктуации. В этом случае после всех сделанных разъяснений работы собираются и оцениваются, причём оценка выставляется более строго, так как оставшиеся в работах ошибки могут быть результатом только собственной самонадеянности или невнимательности учеников к вопросам одноклассников и комментариям учителя.

Диктант с заменой

При написании диктантов с заменой учащиеся производят замену одной грамматической формы или категории на другую. Текст диктанта сначала читается целиком, затем по смысловым отрезкам, отдельным предложениям, таким образом, чтобы учащиеся смогли по ходу записи осуществлять мысленно анализ и производить замены.

Такая деятельность способствует расширению и систематизации научных знаний о языке, осознанию взаимосвязи его уровней и единиц, освоению базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка, формированию навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста.

Вывод

Какие же УУД будут сформированы у обучающихся в результате применения современного диктанта на уроке и какую возможность получит выпускник ?

  1. Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичнос-ти;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смы- слообразу-ющей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

  1. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

    Я читаю, что именно сформированные  УУД при применении современного диктанта на уроках русского языка создают условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интер-претацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенций, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Список литературы:

  1. Горленко Н М.  и др. «Структура УУД и условия их формирования» -  журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.
  2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Центр Педагогический поиск, 2000. - 144с.
  3. Цукерман  Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.
  4. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении - М., Просвещение, 1991.
  5.  К о-б ы з с в А. И., Новый вид диктанта - "Проверяю себя", М., 1962.
  6. Ладыженская Т. А., Творческие диктанты, М., 1963; её же, Немой "диктант", РЯШ, 1968, № 2.
  7. Лидман-Орлова Г. К., К вопросу о классификации диктантов, РЯШ, 1964, № 5.
  8. Федоренко Л. П., Принципы и методы обучения рус. языку, М., 1964;  Свободные диктанты, М., 1967.
  9. Григорян Л. Т., Графич. диктант при первонач. изучении синтаксиса и пунктуации, НШ, 1968, № 9.
  10. Морозова И. Д., Выборочный диктант, РЯШ, 1971, № 1.
  11. Б ар ан о в М. Т., О видах диктанта по рус. языку в 4-8 кл., РЯШ, 1975, № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации учащихся

доклад по теме "Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации к обучению в средней школе"....

Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....

Мастер-класс "Диктант как средство формирования основных компетенций учащихся"

Методические материалы для мастер-класса "Диктант как средство формирования основных компетенций". Повышение квалификации педагогов в рамках введения ФГОС...

Методический доклад "Современные педагогические технологии как средство развитие персональной компетентности студентов"

В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществл...

Доклад "Современные технологии учебного процесса как неотъемлемая часть современных требований к условиям труда".

В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться...