"Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор, повышающий качество филологического образования"
методическая разработка на тему

Михеева Людмила Николаевна

выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор, повышающий    качество филологического образования»

                                                           

                                                                Выступление

                                                                   учителя русского языка и литературы

                                                                    МБОУ "Арх-Голицинская СОШ"

                                                                    Михеевой Людмилы Николаевны

                                                                                         

 

2015г.

                                   

        Цель: Определение путей и средств внедрения инновационных технологий в              преподавании русского языка и литературы в школе.                                                                                

         Задачи:

        1. Использование на уроках современных образовательных технологий —         обязанность любого современного учителя;

        2. Формирование языковой и коммуникативной компетенции школьников, культуры    устной и письменной речи;

        3. Развитие способности речевого самосовершенствования учащихся приобщение их к искусству слова, формирование художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, нравственно-эстетических ориентаций, творческих способностей.

        Последние два десятилетия многое изменилось в образовании.                                                     Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?

        И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

        Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.         И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

        Из истории вопроса.                                                                                                                      

        Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности? (слайд)

        Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века ученый    Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

        Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

        - соответствие концепции гуманизации образования;

        - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

         - использование личностно ориентированного обучения;                                                                                       - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

         - соответствие социокультурной потребности современного общества

         - самостоятельной творческой деятельности.

        Основными целями инновационного обучения являются:

         - развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

         - формирование личностных качеств учащихся;

         -выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на         - уровень продуктивного творчества;

         - развитие различных типов мышления.

        В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: (слайд)

         1.Личностно-ориентированные технологии обучения                                                                

        а.  Технология педагогических мастерских

        б.  Технология обучения как учебного исследования

        в.  Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

        г.  Технология эвристического обучения

        д.  Метод проектов

        е.  Вероятностное образование (А. Лобок)

        ж.  Развивающее обучение - РО (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

        з.  "Школа диалога культур - " ШДК" (В. С. Библер),

        и.  Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш. А. Амонашвили),

        к.  Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета   (Е. Н. Ильин),

        л.  Дизайн-педагогика.

        2.  Предметно-ориентированные технологии обучения

        а.  Технология постановки цели

        б.  Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

        в.  Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

        г.  Технология концентрированного обучения

        д.  Модульное обучение.

        3.  Информационные технологии.

        а.  ИКТ

        б.  Технологии дистанционного обучения

        4.  Технологии оценивания достижений учащихся

        а.  Технология "Портфолио"

        б.  Безотметочное обучение

        в.  Рейтинговые технологии

        5.  Интерактивные технологии

        а.  Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

        б.  Технология проведения дискуссий

        в.  Технология «Дебаты»

        г. Тренинговые технологии                                                                                              

     (слайд)

        Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы  в  нашей школе

        1. Информационные технологии (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами                         ( компьютерами, аудио- и видеосредствами, информационной продукцией). 

        2.  Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.

        3.    Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества,  креативности мышления и социализации личности.  

                          4.   Индивидуальные образовательные технологии:                                                                                 а) создание ситуации успеха для каждого ученика,                                                               

                 б) индивидуальная работа с одаренными детьми.                                                                            

        (слайд)          

        Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.  На всех этапах урока считаю оправданным использование разнообразных занимательных форм обучения: игр, упражнений, состязаний, конкурсов, диктантов-молчанок, игр-путешествий, викторин, загадок, шуток.                                                                            

        Такого рода занимательные или игровые задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Чтобы повысить мотивацию обучающихся к изучению русского языка и литературы и активизировать познавательную деятельность школьников, я использую на практике различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок-заочная экскурсия, библиотечный урок, уроки развития речи.

        Все эти виды работ способствуют развитию речи, памяти, творческих способностей учащихся, повышают уровень развития человека, расширяют кругозор. Оживить урок, повысить его познавательное значение можно при помощи  интересных отрывков из  художественных произведений, которые могут заинтересовать ребят. Для развития интереса к русскому языку я включаю в урок исторические, этимологические справки, которые могут заинтересовать детей, проводить игровые формы работы: «Составь слово», «Третий лишний», «Переводчик», «Эрудит», «Собери пословицу», «Шеренга», «Перевёртыш», «Паутина слов» и др., использую творческие эксперименты, метод проектов, нестандартные уроки, конкурсы, олимпиады или инновационные формы урочных занятий.                                                                                           

        Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, устраняет угрозу отчуждения ученика от учебного материала.                                                            

     (слайд «Русский язык») 

         Долгое время работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы».                                                                              

        Чтобы заинтересовать обучающихся, провожу разнообразные  занимательные формы  обучения на уроках и внеклассных мероприятиях.  

        На Неделе русского языка и литературы  провела  увлекательное  «Морское путешествие по стране Занимательная  грамматика». Пятиклассники  путешествовали по разным городам, выполняли трудные задания, встречались с  неграмотными пиратами,…пока не добрались до королевы страны Занимательная грамматика.                                                                                                                             (Слайд  «Литература»)       

        Интересно прошел урок-инсценировка « Герои басен А.И.Крылова рядом с нами»      в 5 классе. Ребята получили домашнее задание - инсценировать самостоятельно басню И.А.Крылова. Учащиеся продемонстрировали артистические способности, рассуждали об актуальности басен в наше время.                              

               (Слайд «Внеурочная работа»)    

                               Во внеклассном мероприятии « Путешествие в страну Вредных привычек» использовала дополнительный материал по химии, биологии, истории, чтобы показать пагубное влияние на организм человека  курения, алкоголизма и наркомании.  

(1 место в муниципальном этапе конкурса методических разработок «Созвездие идей»)                                                         В муниципальном конкурсе сочинений   « Я выбираю жизнь» о вреде наркомании  ученик 8 класса Адушкин Кирилл стал победителем.                                                                                                                    Межпредметные связи помогают сделать уроки увлекательными и занимательными.

                          В литературно- музыкальной композиции « Наедине с осенью» учащиеся                         10 класса продемонстрировали прекрасное чтение стихотворений русских поэтов об осени, пели песни, танцевали,  провели   викторину   « Самый умный знаток осени-2015 » для пятиклассников.

 ( слайд)                                                                                        

          Выразительное чтение стихотворений от души и для души формирует эстетический вкус, воображение. При анализе учитывается настроение стихотворения, чувства и мысли лирического героя, подбирается музыка к лирическому произведению.                                                                                                        

("Слайд «Проект»)                                                                                        

        Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.        

( Рассказать об опыте работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №9» г.Саранска Сазоновой Лидии Петровны )                                                                                              (Слайд «синквейн»)  

          При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;  групповая дискуссии; кластеры; синквейн; «Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; нетрадиционные уроки, перепутанные логические цепочки; дидактическая игра; нетрадиционные формы домашнего задания.                                                                                                               

        Довольно часто использую на своих уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

        Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

        Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.                                              

Например:                                                                                                                                                               1.Учитель                                                                                                                                              2.Мудрый, справедливый                                                                                                                                     3.Дает знания, волнуется, радуется.                                                                                                                              4.Учитель всегда придет на помощь.                                                                                                      5.Наставник                                                                                                                                                      

        ( Слайд «Инсерт»)      

        ИНСЕРТ - прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.

  • Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
  • Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
  • Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
  • Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
  • Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес  и желание узнать об этом больше.

При чтении удобно заполнять таблицу:

V

(уже знал)

- 

(новое или противоречащее прежним знаниям)

+ 

(интересно)

? 

(неясно, есть вопросы)

! 

(хочу узнать больше)

        (Слайд « Нетрадиционные формы домашнего задания»)                                     

        Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.                                                                        

        Например, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника); на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование), а также по литературе – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй.                

        Типы  домашнего задания: творческая работа; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; создание презентаций, тестов, опорных таблиц;  инсценировка художественных произведений; создание самостоятельных литературных произведений различных жанров …                                                                        

        Такие домашние задания помогают избежать однообразия, рутины в обучении. Ученик может почувствовать себя и в роли иллюстратора, и в роли автора, и в роли учителя. Необычные задания  активизируют мышление, заставляют ребенка обобщать, заставляют ребенка обобщать, систематизировать материал по теме.

         Большое внимание уделяю использованию информационных технологий                    в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается сегодня не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.    

                                                                 

        Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ? (слайд) 

        Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

        Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.

        Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

        · позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

        · способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

        · позволяют индивидуализировать процесс обучения;

        · повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

        · активизируют познавательную деятельность учащихся;

        · развивают творческий потенциал учащихся;

        · осовременивают урок.                                                                                                    

        Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

        · при объяснении нового материала;

        · закреплении;

        · повторении;

        · контроле знаний, умений и навыков.

        Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках:

        Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

         Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).

        Тренажёр.

        Контроль за умениями, навыками учащихся.

        Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

           

     Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

        Эту проблему мне помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

             Чтобы эффективно использовать время учащихся и свое на уроке, внедряю новые технологии обучения, использую разнообразные методы и формы обучения с учетом индивидуально-возрастных особенностей обучающихся. Применяю в работе проектную методику, провожу уроки с использованием ИКТ.                                                                            В 8-11 классах обучающие работают с Интернетом, создают проекты, ведут активную поисковую работу.    В своей деятельности я применяю метод исследовательских заданий,  разноуровневое тестирование, а также традиционные методики обучения. Оживить урок, повысить его познавательное значение можно при помощи  интересных отрывков из  художественных произведений, которые могут заинтересовать ребят.      Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями.

             Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.

             Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

         Использование инновационных технологий  играет большую роль в развитии познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, формирующих мотивацию учащихся, умение анализировать авторский текст, строить речевое высказывание с заданными параметрами, выдвигать и аргументированно отстаивать собственную позицию с учетом общих требований ФГОС основного общего образования и специфики изучаемой предметной области «Филология».                                    

        Систематически повышаю свой методический уровень на курсах повышения квалификации, изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также пользуюсь Интернет-ресурсами, где размещен опыт педагогов других регионов. Делюсь и своим опытом работы на сайтах,  где публикуются мои  методические разработки. http://nsportal.ru/mikheeva-lyudmila,  http://www.proshkolu.ru/user/1965lyda2103/&from=peopleonline

       Много уже сделано для развития связной устной и письменной речи учащихся, но предстоит еще сделать больше, потому что в соответствии с новыми требованиями к уровню образованности и общей культуры, одной из важных задач общеобразовательной подготовки школьников является повышение качества учебной  деятельности.

   

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""

В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...

Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...

Презентация«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор, повышающий качество филологического образования»

Данная презентация знакомит с основными целями инновационного обучения и технологиями, лежащими в основе инновационного обучения....

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации к обучению в рамках реализации ФГОС.

Использование информационных технологий расширяет возможности   при подаче материала, подготовке к уроку, делает более иллюстративным, наглядным подачу материала. Компьютер стал неотъемлемой...