Активизация познавательной деятельности учащихся по истории через исследовательскую работу
статья на тему

vildanovaolya@mail.ru

Выявление одаренных детей, становление и образование талантов для развития науки, культуры и производства - всегда было в центре внимания государства, общества и рассматривалось как вклад в кадровый ресурс России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_dlya_publikatsii.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся по истории через исследовательскую работу

Вильданова Ольга Анатольевна, учитель истории, обществознания и права, ГБОУ Республиканский лицей-интернат Дуванского района,

VildanovaOlya@mail.ru

Выявление одаренных детей, становление и образование талантов для развития науки, культуры, производства всегда было в центре внимания государства, общества и рассматривалось как вклад в важный кадровый ресурс России.

К сожалению, традиционная система образования создает недостаточные условия для развития одаренности и таланта.

Способствует достижению поставленных целей по развитию индивидуальных задатков учащихся и выстраиванию их дальнейшей успешной жизненной траектории эффективное использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, таких как индивидуально-ориентированная система обучения, метод проектов, икт и т.д.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (интеллектуальными, музыкальными, художественными, спортивными, творческими).

Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно: век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы. Главная цель этой работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Для работы с одаренными детьми я включаю такие компоненты, как развитие творческих способностей на уроках, во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательские работы), создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Определив таких ребят, важно научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Поисково-исследовательский метод можно использовать, начиная со среднего звена, где уровень интереса высок в связи с занимательностью истории. Такая творческая деятельность ведет к созданию абсолютно нового продукта, что можно считать за проектную деятельность. Подобные задания можно практиковать и при изучении обществоведения. Например, в этом году шестиклассникам была предоставлена возможность изучить мнение сверстников по поводу дружбы, выбора профессии. В старших классах поле деятельности для использования поискового метода шире.

Опыт нашей деятельности в этом направлении указывает на то, что: появился интерес к научно-исследовательской деятельности у тех учащихся, которые этой деятельностью ранее не интересовались, существенно возрос интерес, прежде всего, к предметам обществоведческого цикла. В современном стремительно меняющемся мире у учащихся необходимо развивать исследовательские качества, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности.

В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производственных на его основании выводов.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Каждый учебный год мои ученики работают над исследовательскими проектами по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивалось как дополнительная работа во внеурочное время. С каждым учеником выстраивались основные этапы работы, которые заключались в следующем:

  • актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
  • определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти);
  • выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках);
  • определение последовательности проведения исследования;
  • анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);
  • подготовка презентации (защита результатов перед сверстниками, ответы на вопросы).

Тематикой исследования стал курс истории России, краеведения. С каждым учащимся тема обсуждалась, дорабатывались вопросы исследования. На данном этапе моя задача состояла в том, чтобы помочь сделать выбор, который он считал бы своим. Есть работы, которые можно выделить из общего ряда, ими оказались те, где учащиеся активно использовали архивные и статистические данные, воспоминания очевидцев исторических событий. Например, учащийся  Зайнитдинов А. при написании исследовательской работы на тему «Изучение политики репрессий 30-х годов ХХ века (на основе  о репрессированных жителях Мечетлинского района Республики Башкортостан)» активно работал с архивными данными Государственного архива общественных объединений, в районном краеведческом музее, архивном отделе он изучил множество документов, справок и т.д. Полученный материал был проанализирован и классифицирован, результаты которого были изображены с помощью информационных компьютерных технологий в виде графиков, диаграмм, таблиц. Но работа на этом не закончена, будучи студентом, продолжает свою работу самостоятельно, так как основные навыки исследования он получил. Данная работа была опубликована в периодическом журнале научных трудов «Фэн-наука».

Очень часто прибегаю к интегрированному методу исследовательских работ. Сочетание истории с литературой, такая форма была предложена ученице старшей школы Низамутдиновой Г. Свою работу она посвятила творчеству Т. Юсупова, поэме «Улымды эҙләп барам», ранее поэма не была переведена на русский язык, поэтому ученице предстоял перевод ее и анализ событий, изложенный в произведении. При изучении родного края истории был систематизирован и обобщен материал по башкирским восстаниям XVIII в., описываемым в поэме Тимером Юсуповым. Через видение автора Низамутдинова Г. пыталась определить историческое значение восстаний и доказать соответствие описываемых исторических событий с изученными нами историческими источниками.

 Безусловно, в работе с исследовательскими проектами очень часто мои ученики прибегают к помощи сети Интернет, получают возможность поиска необходимой информации, а затем ее использование в работах, например, в работе группы учащихся Шведовой Т. и Галлямовой Ф. «Глобальные проблемы человечества: современные оценки».

Компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и запоминающейся, что привлекает внимание других учащихся работать в данном направлении, например, работа ученика Зайнитдинова А. «Общественно-политическая жизнь Башкирии в 30-е гг. Политика репрессий». Данный материал представлял собой проект исследовательского характера, целью которого является изучение общественно-политической жизни и политики репрессий в отношении рядовых граждан республики в 30-е годы. Основная работа была проведена на основе анализа, впервые опубликованных списков реабилитированных лиц, жителей г. Уфы. Использовались извлеченные из засекреченных фондов архива документы, опубликованные в виде сборников, в местной газете «Вечерняя Уфа» за 1994 год, а также книга памяти жертв политических репрессий. Был сделан срез, в попытке найти портрет репрессированного именно середняка или даже крестьянина по национальности, по занимаемой должности и т.д., на примере репрессированных граждан г. Уфы, анализ которого строился на таблицах, различного рода диаграммах и графиках, соответственно на реальных данных сведениях о репрессированных жителях Уфы.

Последним этапом нашей работы была защита собственных работ. Это обязательное условие, т.к. во время защиты видны собственные результаты, без нее исследование не может считаться завершенным. В ходе защиты ученик учится излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения. Желательно, проводить защиту работ по мере их готовности. Для оценки результатов необходимо привлекать старшеклассников, учителей, можно приглашать и родителей. По итогам защиты необходимо поощрять как авторов работ, так и тех, кто задавал интересные вопросы.

Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской деятельностью, основанные на принципах объективности, честности, невозможности нарушить законы природы, научной этики, потом переносятся на все остальные сферы деятельности личности, становятся характерными атрибутами его натуры.

В результате исследовательской деятельности у учащихся формируется исследовательская компетенция, основа для самоопределения в будущем, навыки устной и письменной речи, выступление перед аудиторией и защита завершают работу над исследовательским проектом. Результативность работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности можно увидеть в итогах конкурсов разных уровней. Работы моих учащихся получают призовые места в районе, республике. Также их исследования публикуются в сборниках международных конференций, периодических журналах наряду с научными статьями отечественных и зарубежных ученых.

Думаю, что сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором, по-моему мнению, является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

 Поэтому в своей работе с одаренными учениками я ставлю главную цель, которая заключается в реализации социального заказа со стороны общества на формирование ценностно-значимых ориентиров и активной жизненной позиции, а также в поддержке и развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся через организацию исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся путем создания системы внеурочной работы

Перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть возникающее в сознании учеников представление о "сухости" , формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Внеклассная ...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики (экспериментальная работа)

Инновационные решения в преподавании отдельных предметов на уроках информатики. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики...

«Использование информационно коммуникативных технологий на уроках истории через краеведческий модуль для активизации познавательной деятельности учащихся»

Представленный  опыт раскрывает  ряд педагогических условий, способствующих развитию личности   в процессе  обучения истории с привлечением информационно коммуникативных техно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу.

В статье раскрывается опыт работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу"....