Проектирование урока
учебно-методическое пособие на тему

Байгушева Лариса Михайловна

Проектирование урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_uroka.docx30.72 КБ
Microsoft Office document icon forma_plana_uroka_ot_ioffe_a.n.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ_СОШ №» города Аркадака Саратовской области

Проектирование современного урока

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Заместитель директора

 по учебно-методической работе

МБОУ-СОШ №2 г.Аркадака

Байгушева Л.М.

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

  В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?

  В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

  Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.

   Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

  Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: 

• анализировать свои действия;

 • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 • отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.

   Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.

      В условиях введению ФГОС ООО учителя, работающие в 5-х классах, должны были пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Позиции

Традиционная деятельность

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя.

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник

Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю.

При подготовке использует методические рекомендации, учебник, in-ternet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами

Основные этапы урока

Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления

(80%-говорение учителя)

Объяснение занимает 20-30% урока;

закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность 60%.

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок

Организовать деятельность детей по:

 поиску, обработке, информации;

 обобщению способов деятельности;

 постановке учебной задачи…

Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий

Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни…

93% - репродуктивные задания;

7% - исследуй (чаще для сильных учащихся)

Проанализируйте,

докажите (объясните),

сравните,

выразите символом, создайте схему или модель,

продолжите, обобщите (сделайте вывод),

выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените,

 измените, придумайте

Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать

следующие основополагающие принципы:

1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

  Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном
процессе выделялись уроки

 изучения (объяснения) нового материала,

 закрепления знаний и формирования умений и навыков ,

 повторительно-обобщающего характера,

 коррекции знаний, умений и навыков,

 комбинированный,

 контроля знаний, умений и навыков,

то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки

«открытия» нового знания;

 рефлексии;

 общеметодологической направленности;

 развивающего контроля.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности

и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.

Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе.

Структура урока изучения нового

материала

Структура урока «открытия» нового знания

1) Организационный этап.

2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

3) Проверка домашнего задания,

воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости).

4) Актуализация знаний.

5) Введение новых знаний.

6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

7) Оперирование знаниями в новых ситуациях.

8) Обобщение и систематизация знаний.

9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

10) Определение и разъяснение домашнего задания.

1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

 

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

 

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока:

  1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

• создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 

• актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 

• установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). 


2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является под-готовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к по-строению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

• воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

• активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

• актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

• попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

• зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

• проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

• зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

• соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

• организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

• организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

• создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

• для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнерами в образовательном процессе

Что делает учитель?

Что делают ученики?

спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает…

записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…

  Таким образом, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, школьник становится субъектом образовательного процесса.

   Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

При подготовке учебных занятий учителям предлагается моделировать учебный процесс с использованием технологической карты.

   Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

  Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.    

   Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Карта включает:

• Этап урока, цель этапа,

• Деятельность учителя,

• Деятельность обучающихся,

• УУД.

Для проведения анализа и самоанализа уроков

АНАЛИЗ УРОКА НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС

Класс ________________ Дата «___» _____________ 2013 г.

Предмет ____________________________________________________________________________

Автор учебника _____________________________________________________________________

Тема________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Проверяющий:_______________________________________________________________________

№                                                  

Примечание

Баллы

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1

Ориентация на новые образовательные результаты

4.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

4.3

Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.)

5.

Содержание урока:

5.1

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.

5.2

Соответствие содержания урока требованиям программы.

5.3

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

5.4

Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

6.

Методика проведения урока:

6.1

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

6.2

Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

6.3

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.

6.4

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):

наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).

6.5

Применение диалоговых форм общения.

6.6

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися.

6.7

Осуществление обратной связи ученик-учитель

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

6.10

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этаном обучения

6.11

Использование наглядного материала:

в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

Наглядный материал:

избыточен, достаточен, уместен, недостаточен

6.12

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

7.

Психологические основы урока:

7.1

Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития

7.2

Реализация развивающей функции обучения Развитие качеств:

восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.

7.3

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

7.4

Наличие психологических пауз н разрядки Эмоциональная атмосфера урока

8.

Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учители (отсутствие шаблона).

Итого:

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует, 1 - проявляется частично, 2-ирисутствуст в полном объёме) Подсчитывается сумма баллов

Эффективность использования технологий системно-деятельностного подхода в образовательном процессе помогает добиваться следующих результатов:

 значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;

 формируется конструктивная коммуникация ученика и учителя;

 учащиеся позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.

Система работы педагога по реализации требований ФГОС к организации образовательного процесса в полной мере подтверждает слова американского философа и педагога Джона Дьюи: «Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдем у них завтра»



Предварительный просмотр:

Форма развернутого плана урока (занятия).

Курсивом отмечены положения, которые являются факультативными (не обязательными) при планировании занятия – на усмотрение преподавателя. В рамках, как правило, даются некоторые комментарии и пояснения к той или иной части занятия, примеры или формы.

I. Подготовительная часть (предварительная организация занятия).

1. Титульный лист (общая информация)

  • Тема (формулировка)
  • Автор(ы)
  • Школа (учебное заведение)
  • Класс
  • Предмет/предметы (если это интегрированный урок) или место в образовательной программе (факультатив, классный час и т.п.)
  • Дата разработки
  • Краткое описание идеи занятия (1-2 абзаца – основа замысла и ключевые идеи, а также – возможности использования занятия, варианты его проведения, способы работы на занятии). Коротко можно обосновать выбор темы, ее место в учебной программе, возраст учащихся, учебный предмет, межпредметные и межкурсовые связи и дать любую другую информацию, связанную с обоснованием выбора темы занятия и рекомендациями к его использованию – возможно и во внеклассном воспитательном процессе.

Вспомогательные вопросы при описании идеи занятия:

Чем мотивируется выбор темы? (стандартом, учебниками, курсами, программами, желанием преподавателя и т.п.)

Как будут использованы внутрикурсовые и межпредметные связи? (с какими темами или школьными предметами)

Какова значимость данной темы в учебном процессе или программе?

Какие ценности будут затрагиваться в данной теме?

Что будет оцениваться и как?

Какие стратегии, технологии, методы и приемы будут использованы?

  1. Цель(и) урока (занятия):

  • ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;
  • - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата);
  • - абстрактный характер и ценностное наполнение;
  • - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока);
  • - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);
  • - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.
  • Возможные виды целей:
  • - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким);
  • - развивающие (связаны с умениями);
  • - воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).

  1. Задачи:
  2. - комплексные направления действий (состоят из нескольких конкретных заданий);
  3. - формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);
  4. - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными;
  5. - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);
  6. - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.

Цели и задачи можно объединить в один пункт: «Цели и задачи:», если преподаватель затрудняется в их разделении или же существуют разные подходы к формулировкам, нет единства требований.

4. Ожидаемые результаты:

После проведения урока (занятия) учащиеся смогут:

  • - связаны с целями и задачами;
  • - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;
  • - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров;
  • - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата);
  • - имеют конкретный и проверяемый характер;
  • - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»);
  • - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися;
  • - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Для помощи в формулировке ожидаемых результатов:

- определять или давать определения, перечислять, формулировать, давать характеристику или характеризовать, называть основные причины, выделять главное, отличать, использовать понятийный аппарат, сравнивать – выделять общее и различия;

- делать план анализа источника или документа, вырабатывать правила дискуссии и соблюдать их, высказывать свою точку зрения, аргументировать (приводить аргументы или контраргументы), формулировать проблему или тему, задавать вопросы разных типов, переводить информацию из одного формата в другой (из графического в текстовый);

- понимать смысл, уважать мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу, проявить интерес, признавать право, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других.

5. Основные понятия (словарь занятия):

Могут быть также даны определения понятий, понятий не должно быть слишком много, оптимальным можно считать указание 4-5 понятий.

6. План занятия:

Может быть сложным или простым. Простой план – перечисление пунктов от 1 и далее. Сложный план:

I.

1.

а)    б)    в)  

II.

1.

2.

а)    б)    в)  

III.

7. Вопросы занятия (или проблема занятия):

8. Материалы (ресурсное обеспечение занятия):

Аудио-визуальные средства и раздаточные материалы, а также необходимая литература и учебные пособия, техническое обеспечение – презентации, компьютерный проектор и т.п. Раздаточные материалы могут помещаться в конце разработки занятия в виде приложений.

II. Вводная часть

1. Мотивация.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Может быть предложено несколько вариантов мотивации

2. Постановка проблемы (основные вопросы занятия)

Деятельность учителя: рассказывает, задает вопрос, объясняет, раздает материалы, показывает схему (иллюстрацию, график), приводит пример, перечисляет факты и т.п.

Деятельность учащихся: слушают,  формулируют, высказывают свою позицию, отвечают на вопросы, задают вопросы, вносят предложения и т.п.

На каждом этапе занятия могут даваться методические комментарии – описание способов разделения учащихся на группы, комментарии к организации дискуссии, краткие формы анализа документа, правила ролевой игры и т.п.

III. Основная часть.

1. Информационный блок

а) Знакомство с текстом документа (материалами учебника, статьи и т.п.)

б) Определение незнакомых понятий (учителем или с помощью словарей) и формулирование определений изученных ранее в курсе понятий.

Информация может быть новой или уже знакомой учащимся. Если предполагается давать учащимся тексты, то стоит помнить о том, чтобы их объем был ограничен – с учетом времени для чтения и последующей работы. Сами тексты могут быть даны в конце разработки в виде приложений, а в данной части следует указать номер приложения. Например, «учащиеся знакомятся с отрывком из литературного произведения, данном в Приложении…». Могут использоваться разные формы и методы. Информация должна быть связана с темой занятия, давать возможность не только требовать ее запоминания, но и некоторой переработки, понимания, осмысления. На данном этапе работы может быть проведена проверка домашнего задания.

Деятельность учителя: рассказывает, объясняет, раздает материалы, дает задание прочитать, показывает схему, перечисляет события (теории, факты, примеры) и т.п.

Деятельность учащихся: слушают, записывают основное, читают, цитируют, конспектируют, записывают под диктовку и т.п.

2. Аналитический блок.

а) Дискуссия на тему «…» (выполнение упражнений – индивидуально или в группах, анализ текста по определенной схеме, постановка вопросов, ролевая игра, дебаты, обмен аргументами, конкурс и т.п.)

Могут использоваться различные формы, методы и способы работы. Они выбираются учителем самостоятельно в зависимости от поставленных задач и ожидаемых результатов. В разработке занятия может даваться краткое методическое описание. Следует акцентировать внимание на результаты данного этапа работы – что будет продуктом деятельности учащихся: заполненная таблица, решенный пример, сделанная схема, выстроенный график, придуманный тест, выстроенное выступление, эссе, короткое сочинение и т.п. Здесь также может проводиться оценивание работы отдельных учащихся или групп.

б) Представление работы групп (индивидуальной работы), общее обсуждение

Деятельность учителя: задает вопросы, определяет время выступления (ответа) или выполнения задания, комментирует, поясняет (инструктирует), оценивает (отметки, поощрение, критические замечания), дает задания, проверяет, консультирует и т.п.

Деятельность учащихся: обсуждают, выделяют, формулируют, заполняют таблицы, решают задачи, приводят примеры, высказывают мнение, занимают позицию, делают анализ, выполняют роли и т.п.

IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов (обобщение)

Выделяется главное, обращается внимание на основное. Смогут быть выделены ошибки. Проводится оценивание, а также могут выставляться отметки по итогам работы на занятии. Итоговое обсуждение, в отличие от рефлексии, ориентируется на содержательную часть занятия. Следует помнить, что при работе в группах должно быть общее задание для всех групп, объединяющее работу и позволяющее подвести общие итоги. Подумайте, что явилось продуктом деятельности учащихся в группах.

2. Оценивание

Оценивание проводится на протяжении всего занятия, но может выделяться в качестве особого этапа занятия. Предлагаются различные формы оценивания в ходе занятия и по результам групповой или индивидуальной работы учащихся.

3. Домашнее задание

Может быть дано и в ходе подведения итогов. Не на каждом уроке дается домашнее задание.

4. Рефлексия

Данный этап может быть связан с возвращением к ожидаемым результатам, обсуждением форм работы и возникших трудностей.

Деятельность учителя: подводит итоги, оценивает, высказывает свое мнение, ставит новую проблему, дает задание, обобщает, проверяет понимание и т.п.

Деятельность учащихся: высказываются, обобщают, выделяют главное и т.п.

____________________________________________

Описание занятия в виде таблицы (примерный вариант):

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ и УЧАЩИХСЯ

ОЖИДАЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ

1. Мотивация

Учитель:

Учащиеся:

2. Получение информации

Учитель:

Учащиеся:

3. Переработка информации и/или обсуждение

Учитель:

Учащиеся:

4. Подведение

итогов

Учитель:

Учащиеся:

5. Рефлексия

Учитель:

Учащиеся:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"

В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....

Этапы проектирования урока

Данный материал предназначен для организации второго занятия Школы молодого специалиста и раскрывает последовательной действий учителя в ходе проектирования урока....

Этапы проектирования урока. Презентация

Презентация сопровождает текстовый материал "Этапы проектирования урока". Разработана для очередного занятия Школы молодого специалиста....

Проектирование урока с использованием ИКТ

Новое входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных ...

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

Технологическая карта урока как основа проектирования урока

Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием,то должны прежде всего сознать эту цель.К.Д.Ушинский...