работа над социальным проектом детской организации
методическая разработка на тему

Анохина Светлана Вячеславовна

Материал для старших вожатых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_sotsialnym_proektom_detskoy_organizatsii.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над социальным проектом детской организации

В настоящее время всё большую роль в деятельности детских общественных организаций и объединений играет создание и реализация социальных проектов.

Что же такое социальное проектирование? Каковы основные этапы работы над социальным проектом?

Рассмотрим подробнее данные вопросы.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  -  ЭТО:

* социально-значимая деятельность, задуманная, проанализированная и осуществленная подростком;

*деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с местным сообществом (социумом), с органами власти, местного самоуправления;

*деятельность, результатом которой является создание реального результата, «продукта», имеющего для подростка практическое значение и имеющего качественно новое в его личном опыте;

*деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка (http://www.irgali.ru).

В методике проектного обучения принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

  • организационно-установочный;
  • выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
  • обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
  • структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
  • работа над проектом;
  • подведение итогов, оформление результатов;
  • презентация проекта. Остановимся подробнее на каждом из этапов.

1. Организационно-установочный. Самый сложный момент при введении учебных проектов - организация этой деятельности, а особенно  подготовительный этап. На этом этапе следует учесть сложившуюся типологию проектов по следующим типологическим признакам:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, .
  2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  4. Количество участников проекта.
  5. Продолжительность проекта.

Необходимо выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.

При формировании рабочей группы важно, чтобы ребята дополняли друг друга по своим способностям.

Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы и не подавлялась инициативы любого члена группы.

По мнению ряда исследователей, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:

  • Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. К списку правил работы внутри группы при системном использовании педагогом проектного метода хотелось бы добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио-папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, таки собственной деятельности.

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта. 
Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:

  • Для чего создается данный проект?
  • Чем вызвана необходимость его создания?
  • Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
  • Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
  • Найдет ли он своих потребителей

 Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта. 
Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта.

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся. 
После того как сформулированы идея, цель, задачи проекта следует обсудить следующие вопросы:

  • Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?
  • Как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?

Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся.  Для успешного выполнения проекта очень важно четко определить структуру проекта.

5.Работа над проектом.  На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ. "Лиха беда -начало", -гласит народная мудрость. Действительно, очень трудно порой бывает сделать первый шаг. Вроде бы все оговорено, задача каждого определена и осознана, но зачастую не хватает духу (знаний, навыков, времени, самостоятельности) начать. Несмотря на то, что ваш воспитанник подчас выше вас ростом и выглядит почти как студент, он всего лишь школьник, который привык к опеке учителей, их конечной ответственности за все, что происходит в школе.

6. Подведение итогов, оформление результатов. На данном этапе осуществляется анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, готовится необходимая документация по проекту и его презентация.

7. Презентация проекта - это публичная защита проекта, которая может происходить в форме доклада на конференции или в форме защиты на специальном заседании. Преподаватель должен заранее выяснить регламент выступления по проекту и доступные технические средства сопровождения выступления. В соответствии с этим презентация готовится или в электронном виде, или в виде обычного доклада с плакатами и фотографиями. 
По возможности желательно продемонстрировать апробацию результатов работы. 
В презентации проекта необходимо в той или иной форме задействовать всех исполнителей проекта, особенно их участие в ответах на вопросы и в дискуссии по проекту (
http://m-proektov.narod.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы над социальным проектом в рамках ежегодной акции "Я - гражданин России"

Алгоритм действий учащихся по подготовкеи выполнениею фоциального проекта,  участвующего в ежегодной акции "Я -гражданин России" выполнен на основании 10-летнего опыта работы и участия школьнрой ...

Социальный проект по организации шефской работы с младшими школьниками "За собою поведем-делом нужным увлечем!"

Социальный проект по организации работы с младшими школьниками направлен на организацию досуга младших школьников старшеклассниками....

Социальный проект Детские Православные чтения

Социальный проект "Детские Православные чтения" разработан учителем истории и обществознания МБОУ СОШ № 140 Якимовой Ларисой Юрьевной и реализовывался учащимися  в микрорайоне школы. Целью проект...

Конспект научно-практической конференции исследовательских работ и социальных проектов «Мы этой памяти верны»

Конференцияявляется итгом исследовательской работы учащихся к празднованию дня Победы.Цели:            - расширять знания  учащихся по истор...

Презентация "Методика работы над социальным проектом"

Чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, педагог должен хорошо разбираться в этом сам. Какой бы самостоятельной ни была работа воспитанника над проектом, основная тяжесть все равно лежи...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЕТСКОГО ТЕАТРА НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ «ВИНТАЖ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Данная программа ориентирует педагогический состав смены на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия ...

Работа над социальным проектом

В презентации объясняется как надо работать над социальным проектом...