Роль математики и физики в образовании и воспитании современного человека
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Лёгенькая Ирина Анaтольевна

В данной статье  говорится о роли математики и физики в образовании и воспитании современого человека. При изучении математики осуществляется развитие интеллекта школьника, обогащение его методами отбора и анализа информации. Нет сомнений что математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный марш, как в науке, так и в её применениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_matematiki_i_fiziki_v_obrazovanii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В ОБРАЗОВАНИИ

И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

И. А. Лёгенькая

МОУ СОШ № 4 (Павловский Посад)

Текст статьи.

Роль математики и физики в образовании

 и воспитании современного человека

Воспитывать социально зрелую  интеллектуально развитую личность, способную реализовывать себя в современном мире успешно - одна из  актуальных педагогических задач сегодняшнего дня. Основной фундамент  личностных качеств человека закладывается при его обучении, развитии и воспитании в школе, где центральной фигурой является учитель и преподаваемый им предмет.

 В системе школьного  образования особое место занимают такие учебные  дисциплины как математика и физика.  Обе эти науки тесно взаимосвязаны друг с другом и во все периоды человеческого сознания эти направления научной мысли развивались взаимосвязано, стимулируя обоюдный прогресс.   Результатом тесного сотрудничества этих двух наук стало освоение космоса,  создание электронно-вычислительных машин, нашедших применение в самых различных областях человеческой деятельности. Математика и физика обычно считаются наиболее трудными предметами школьного курса, но именно эти предметы формируют в сознании учащихся  картину мира с её правилами и законами.

При изучении математики осуществляется развитие интеллекта школьника, обогащение его методами отбора и анализа информации. Преподавание любого раздела математики благотворно сказывается на умственном развитии учащихся, поскольку прививает им навыки ясного логического мышления, оперирующего четко определенными понятиями.

На уроках математики воспитываются волевые качества личности, без которых невозможно овладение научной теорией, формируются навыки самостоятельной, исследовательской работы, наконец, воспитывается интеллектуальная честность, которая не позволяет оперировать сомнительными, не доказанными со всей необходимой строгостью фактами. Причем это относится не только к решению математических задач, но и к другим областям человеческой деятельности. Математическое образование из внешнего по отношению к ученику процесса обучения трансформируется в собственно познавательный процесс. Только совместные действия этих полярных начал и борьба за их синтез обеспечивают жизненность, полезность и высокую ценность математической науки.

Нет сомнений, что математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный  марш, как в науке, так и в ее применениях. Учащиеся,  должны в какой-то мере почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей их деятельности, так и для жизни человеческого общества.

Физика как учебный предмет в средней школе открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся. Как наука о наиболее общих законах вносит существенный  вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Физика тесно связана со всеми науками о природе, с философией и служит теоретическим фундаментом современной техники. Её теории и методы широко применяют в химии, астрономии, биологии, геологии и во многих областях техники; это обязывает физику - учебный предмет - способствовать политехническому образованию школьников. Значение физики как учебного предмета заключается, прежде всего, в её развивающем потенциале. Развитие интересов и способностей обучающиxcя на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности, понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Изучение физики способствует формированию универсальных учебных действий, которые позволяют ученику самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая умение учиться, сформировать навыки профессионального выбора.

Немало важны при обучении физике лабораторные и практические работы. Уроки-практикумы в наибольшей степени способствуют развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников, знакомят учащихся с методами научного познания мира, учат постановке целей и самостоятельной деятельности по их разрешению, ориентируют на использование знаний и умений в незнакомой ситуации, обучают умению рассуждать, обосновывать свой ответ, формулировать выводы. При проведении лабораторных работ, ученик на основе метода научного познания самостоятельно исследует физические явления. Физика - наука экспериментальная, поэтому в своей практике стараюсь максимально использовать на уроках опыты, эксперименты, демонстрации, при этом я предлагаю учащимся дома провести экспериментальную работу, которую потом они демонстрируют в классе. Конечно, домашний эксперимент должен быть интересен, прост и безопасен для учеников.

     Для развития интереса к физике и математике я стараюсь как можно больше учащихся  привлекать к внеурочной деятельности. Одни из видов такой деятельности являются олимпиады. Велико их значение и для развития у школьника познавательного интереса к предмету, рационального математического и физического мышления, определяет профессиональную ориентацию учащихся и вовлекает их в науку. Всё это способствует формированию таких личностных качеств, как настойчивость и целеустремленность. В последнее время интерес к олимпиадному движению возрос, в связи с возможностью поступления в ВУЗы по результатам олимпиад, входящих в перечень олимпиад школьников, утвержденных министерством образования РФ.

     Работая в школе, я активно  стараюсь вовлечь детей в проектную  деятельность. Считаю, что благодаря проектной деятельности учащиеся стали свободно ориентироваться в  информационном пространстве, что дает новые возможности саморазвитию учащегося. Проектная деятельность позволяет также ребенку понять, чем он хочет заниматься в дальнейшем. Учащиеся, которые выполняют значимые проекты, проходят путь профессионального и нравственного становления. Работа над проектами дети становятся  активнее, возрастает интерес к ценности обучения. Выступление со своим проектом на  «Дне науки» позволяет ученику показать другим учащимся свои знания и достижения по конкретной теме, заинтересовать их  данным вопросом и привлечь  к работе над проектом или создать свой проект, в других областях науки.

       Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. На сегодняшний день межпредметные связи занимают особое место в процессе обучения.  Если учащиеся в достаточной степени овладели знаниями  по математике и физики и умеют их систематизировать,  то эти знания способствуют формированию у школьников целостной научной картины мира. Позволяют  совершенствовать содержание учебных предметов, устанавливают  связи в изучении основ наук с трудовой, политехнической и профессиональной подготовкой учащихся, и, наконец, формируют как отдельные качества ученика, так и личность в целом.

Литература

  1. Е.А. Беляев, В.Я. Перминов «Философские и методологические проблемы математики», МГУ, 1981.
  2. Б.В. Гнеденко Математика в современном мире. – М.: Просвещение, 1990г.
  3. Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.

 Регистрационная форма:

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Лёгенькая Ирина Анатольевна

Год рождения

17.07.1968

Институт, год окончания

OЗПИ, 1991г.

Факультет, специальность

Физико-математический факультет, специальность учитель математики и физики

Организация (место работы)

г. Павловский Посад, МОУ СОШ №4

Подразделение

нет

Должность

Учитель математики и физики

Ученая степень, ученое звание

нет

Домашний адрес

г.Орехово-Зуево, ул. Мадонская д. 20 кв.28

Контактный телефон

8(4964)12-17-63, 8(905)506-93-47

Е-mail

  irina.legenkaya@yandex.ru

Тема доклада (для включения в программу конференции)

 «Роль математики и физики в образовании и воспитании современного человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....

Нравственное и духовное воспитание современного человека

Материал подготовила для  районного педсовета...

Статья на тему:Образование и воспитание интеллигентного человека в современной России.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы образования и воспитания интеллигентного человека в современном российском обществе. Перечислены причины, ведущие к обозначенным проблемам, а также даны ре...

Выступление на педсовете "Роль дополнительного образования в воспитании современного ребенка"

Воспитание есть процесс социальныйв самом широком смысле.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги.Макарен...