Преемственность в развитии учебной деятельности между начальной и средней школой.
материал на тему

Формы и методы при переходе от начального звена к среднему звену

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_razvitii_uchebnoy_deyatelnosti.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в развитии учебной деятельности

 между начальной и средней школой.

Формы и методы при переходе от начального звена к среднему звену

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднее звено для многих детей, родителей, учителей является радостным и волнующим событием.

 Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребенка, охрана и укрепление его психологического, физического и нравственного здоровья.

 Преемственность м/у начальным школьным звеном и старшим следует рассматривать как построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, а так же сохраняющее связь и согласованность всех компонентов методической работы.

 Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом « переходного» возраста у детей. Они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко изменяется условия привычной жизни четвёроклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Эти аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.  Потому что эти объективные сложные этапы взросления, несомненно, требуют очень бережного внимательного отношения со стороны взрослых.  

Работая в школе много лет, замечаю, что вопрос преемственности в нашей школе остро не стоит. Этому есть объяснения.  Во – первых,  школа у нас малокомплектная,  по 3-5 учеников  в классах. Во – вторых, большинство обучающихся живут в одном социуме, общаются во внеучебное время. В третьих, учебный процесс происходит в одну смену, учащиеся начального звена не отделены от учащихся среднего звена. На переменах  все учащиеся общаются, на различных школьных мероприятиях они участвуют все вместе. И еще немало важно, учащиеся начальных классов очень хорошо знают всех учителей – предметников по имени и отчеству, а также и классных руководителей. Некоторые учителя старшего звена работают в начальных классах (немецкий язык, физическая культура, ОБЖ). Еще случается, что учителя-предметники замещают уроки в начальных классах при отсутствии учителей.  И учителя – предметники, в свою очередь, тоже хорошо знают этих учеников.  Как бы вот эта атмосфера общения заочно уже стирает границу между начальным и средним звеном. Уже это говорит о многом, что придя в 5 класс, ученик  легко адаптируется  в нем.

Но, при переходе в среднее звено некоторые затруднения встречаются, поэтому имеет смысл рассмотреть некоторые формы и методы работы по преемственности.

Внимание педагогического коллектива  школы должно быть  ориентировано на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению здоровья учащихся и учителей, к проблемам адаптации школьников при переходе в среднее звено.

Можно привести несколько форм работы по преемственности.

1.Выявление негативных факторов возникновения стрессовых ситуаций учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.

2. Разработка единых методических приёмов, подходов при изучении отдельных тем учителей начальных классов и учителей математики, русского языка;

3.Разработка общих приёмов, методов повышения вычислительных навыков и решения задач по математике учителями начальных классов и учителями математики;

4. Проведение открытых уроков учителями начальных классов с приглашением учителей-предметников;

5. Проведение открытых уроков учителями-предметниками с приглашением учителей начальных классов;

6. Разработка общих методических приёмов по формированию общеучебных умений учителей истории,  биологии и учителей начальных классов;

7. Разработка контрольно-измерительных материалов для выявления достижений учащихся уровня обучаемости;

8. Систематизация и оформление результатов исследований в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц, диагностических карт;

Реализация плана должно предусмотреть решение следующих проблем:

 1.Адаптация учащихся в условиях предметной системы обучения.

 2.Изучение программ и взаимопосещения уроков учителей начальной и средней школы.

 3.Преемственность основных форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения учебного материала, а также требования к качеству его оформления.

 4.Соблюдение единых требований к ученику на всех ступенях образования.

Переход учащихся из начальной школы в основную, предусматривает три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный

 Подготовительный этап включает в себя следующие мероприятия:

 1). Изучение личных дел учащихся, данных социометрии;

 2)Мониторинг развития личности учащихся, качества их обучения и воспитания, а также диагностика готовности к переходу в среднее звено.

 Для этого проводится традиционная проверка состояния учебно-воспитательного процесса в 4-ом классе. (классно-обобщающий контроль)

 Она включает в себя:

 Посещение уроков учителями-предметниками. (у нас уроки посещаются только администрацией школы)

 Подготовку и проведение контрольных работ по основным предметам, и их анализ совместно с учителями-предметниками (конец апреля).  Контрольная проверка техники чтения с последующим анализом не только администрацией школы, но и учителями – словесниками.

 Организация и проведение расширенных родительских собраний с целью представления будущего педагогического коллектива, знакомство родителей с учебным планом, нагрузкой, требованиями педагогов.  Уменя 6 класс объем большой…….У языковедов не учат правила, не могут читать, красиво писать……

 Определение готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

 Организационные мероприятия этого этапа включают в себя следующее:

 1 знакомство директора и завуча основной школы с достижениями будущих пятиклассников;

2 подбор учителей-предметников и классных руководителей с учетом особенностей класса и рекомендаций учителя начального звена;

 3. знакомство учителей-предметников с будущими пятиклассниками;

 4. итоги проведения данной работы и ее анализ проводятся на расширенном совещании при заместителе директора по УВР в мае месяце.

                                                         5 класс

 Адаптационный этап начинается с 1-ой четверти 5-го класса. Он не ограничен четкими временными рамками и связан с индивидуальными особенностями ученика.

 В течение сентября- октября месяцев осуществляется посещение уроков учителями начальных классов, проводятся консультации для учителей -предметников; к работе подключаются заместители директора, руководители методических объединений с целью оказания помощи учителю, классному руководителю 5-го класса в уменьшении негативных проявлений адаптационного периода.

Так же в этот период проводится анкетирование самих учащихся на выявление динамики психологического состояния учеников, их тревожности, организация педагогической помощи детям, испытывающим трудности. ( кл. рук. Некоторые проводят …)  В сентябре месяце проводятся родительские собрания и консультации на тему: «Особенности периода адаптации учащихся», «Единство требований к учащимся на уроках».

В январе проходит совещание при заместителе директора по УВР  « Итоги работы по преемственности в 5 классе»

Предложения

1.Составить план работы по преемственности совместно с администрацией школы, учителями начальных классов и учителями – предметниками.

  1. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей  с  требованиями,  которые  он  предъявляет  к  ним  по  своему  предмету.

3. С целью глубокого определения уровня ЗУН по основным предметом начальной школы в соответствии со стандартами начального общего образования проводить диагностику: первый этап в конце 4 класса, второй- вначале 5 класса.

   4.Учителям начальных классов проводить мониторинг  для выявления достижений           учащихся уровня обучаемости;

ПАМЯТКА  ПЕДАГОГАМ,  РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ.

1. Преподавателям  постоянно  анализировать  свою   деятельность, стремиться   обновлять   методы   и   приемы   обучения   с  целью осуществления  личностно-ориентированного   подхода   к   каждому школьнику.

2. Во  втором  полугодии  в  4-х  классах  педагогам  начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов,  которые они  будут изучать в 5-м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной  для  ребят  манере  представить   будущие   предметы,  рассказывать   об   особенностях   обучения  в  средней  школе  в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

3. Учителям начальной школы готовить на каждого  ученика 4-го  класса  развернутую  характеристику,  в  которой  нашли  бы отражение   личностные   и    характерологические    особенности, интеллектуальные  возможности,  в  том  числе  темп деятельности, мотивы  учебной  деятельности,  интересы,   самооценку,   уровень притязаний.  А  также особенности семейной ситуации,  положение в группе сверстников.

4. Преподавателям-предметникам  5-х  классов,  будущим   классным руководителям   знакомиться   с   характеристиками  учащихся  4-х классов,  особенностями классных коллективов,  их  традициями,  а также  стилем  общения  педагога,  который  работал  в  начальной школе.

5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно  оценочную деятельность  строить  в  авансирующем ключе,  подробно объяснять школьникам,  за что они получили ту или  иную  оценку.  Оценочная деятельность   должна   носить   стимулирующий  и  поддерживающий характер.

6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам   самостоятельной,   контрольно-оценочной  деятельности, учить работать в  умственном  плане  действий.  На  первом  этапе обучения    в   5-м   классе   при   организации   взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной  школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

7. Преподавателям   учитывать,   что   в   средней  школе  падают познавательные мотивы  учебной  деятельности,  на  смену  ведущей деятельности   ребенка   -   учебе   -   приходит  новая  ведущая деятельность - общение.  Для поддержания мотивации к учебе больше использовать  возможности  сотрудничества  школьников  на  уроке, поддерживать авторитет в классе,  переходить с репродуктивного на продуктивный   уровень  обучения  (развивать  умения  находить  и сопоставлять   несколько   способов   решения   задачи,    искать нестандартные способы решения).

8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию  совместных  со старшеклассниками     мероприятий,     праздников,     спортивных соревнований.     Использовать     компенсаторные   возможности воспитательной   работы;  ученикам,  имеющим  низкую  самооценку, проблемы в учебе давать поручения,  в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

                                                                          Зам. директора по УВР     Р.Х.Наговицына


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность математического образования начальной и средней школы"

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения....

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой

По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...

Преемственность начальной и средней школы

Сложность адаптации пятиклассников к началу обучения в средней школе....

Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе

Доклад-выступление на педагогическом совете школы "Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе"....

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

«Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»

В данном разделы представлены теоретические материалы по теме «Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»...