Доклад по МО «Грамматика – как средство формирования правильного речевого общения».
методическая разработка на тему

Жернокова Юлия Алексеевна

Доклад по самообразованию на МО ИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

          

«Грамматика – как средство формирования       правильного речевого общения».

   Без владения грамматикой не может быть речевого общения. Цели и задачи обучения грамматике вытекают из общих целей обучения иностранному языку в средней школе – привить учащимся практические умения во всех основных видах речевой деятельности. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что нужно сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Обучать грамматике иностранного языка - это значит, формировать специфичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. Для реализации этой грамматической цели необходимо рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей то или иное предметное содержание.

    Анализ трудностей, возникающих у учащихся при формировании грамматических умений и навыков способствовал выбору данной темы самообразования.

Изучение грамматики иностранного языка в школе имеет огромное практическое и образовательно-воспитательное значение. Практическая задача обучения грамматике состоит в том, чтобы обеспечить ученикам овладение грамматическим строем языка, то есть грамматическим материалом, необходимым для выражения мыслей в устной и письменной форме и понимании их при чтении и аудировании.

В изучении каждого языка, и родного, и особенно иностранного, грамматика играет очень важную роль как средство, с помощью которого язык приобретает четкий, осмысленный характер. Поэтому грамматика иностранного языка составляет одну из основных частей курса обучения этому языку во всех классах средней школы.

Практическое значение грамматики особенно отчетливо выступает уже в средних классах, где учащимся приходится чаще самостоятельно сталкиваться с новыми для них немецкими текстами. В этих случаях грамматические явления служат основными опорными пунктами, позволяющими учащимся начать расшифровку текста и, установив связи между отдельными членами предложения, добиться понимания общего содержания текста, даже если не все слова ему знакомы.

    Знакомство с грамматическим строем немецкого языка открывает для учащихся новую картину. Для них будут новыми такие синтаксические явления, как строгий порядок слов в предложении и возможность изменения смысла предложения в зависимости от расположения слов в предложении. Общеобразовательное значение изучения грамматики немецкого языка состоит в том, что она расширяет лингвистический кругозор учащихся. Выявление всех особенностей, отличающих грамматику одного языка от грамматики другого, дает возможность учащемуся сопоставлять факты родного языка с фактами иностранного языка, выделить сходные и различные черты обоих языков. Грамматика иностранного языка, таким образом, позволяет учащемуся значительно глубже вникать в грамматику своего родного языка, тем самым, способствуя лучшему его осознанию. Работа над грамматикой развивает логическое мышление школьников, их наблюдательность, способность анализа и синтеза, увеличивает объем памяти.

Предъявление грамматического материала включает следующие этапы:

  1. ознакомительно-подготовительный - он связан с ознакомлением учащихся с новым грамматическим материалом;
  2. этап автоматизации – выработка грамматического навыка;
  3. овладение речевыми грамматическими умениями, а при выполнении завершающих упражнений можно говорить о том, что языковые и речевые грамматические навыки и умения начинают функционировать в составе сложных систем речевых умений.

Обучение грамматике немецкого языка имеет свои трудности и проблемы. С одной стороны родственность грамматического строя немецкого и русского языков обнаруживается в наличии ряда сходных грамматических категорий,  как падеж, число, лицо, время. С другой стороны, в немецком языке существуют явления, которых нет в русском языке. Так, например, на род существительных в немецком языке указывает употребляемый перед ними определенный артикль. В словари записываются слова с определенным артиклем и дети знают, что артикль der показывает на мужской род, артикль das показывает на средний род, а артикль die показывает на женский род.  Также род существительного можно определить по суффиксу. Если существительные имеют суффиксы schaft, heit, keit, ung, ik и другие, то они относятся к женскому роду, а суффиксы er, ist, at, ent ler являются показателями мужского рода. Для среднего рода характерны суффиксы  chen, lein, tel, um, ment.. Что касается временных форм глагола, то здесь тоже есть трудности. Если в русском языке прошедшее или будущее время можно выразить одним глаголом, то в немецком языке нужно употребить два глагола, которые еще и занимают определенные места в предложении. Так, будущее время в немецком языке образуется с помощью вспомогательного глагола werden и неопределенной формы глагола –Infinitiv. 

Презентация нового материала предполагает его устное предъявление со зрительной опорой. Опора на слуховой и зрительный анализаторы необходима для прочного усвоения материала.

Поэтому при объяснении нового грамматического правила я всегда пишу на доске примеры. Предъявляемое предложение всегда содержит один незнакомый элемент, который подлежит объяснению. На доске написаны предложения в будущем времени:

  1. Die Kinder werden ein Diktat schreiben.
  2. Wir werden ein interessantes Buch lesen.
  3. Ich werde meiner Freundin helfen.

Детям задается вопрос: «Какую новую форму они заметили в предложении?»  Они делают вывод, что во всех предложениях употребляется один и тот же глагол wеrden, а глагол, занимающий последнее место имеет окончание en. 

Учащиеся обращают внимание на то, что вспомогательный глагол изменяется по лицам. После этого формулируется правило и записывается в грамматическую тетрадь.

На следующем этапе идут тренировочные упражнения:

  1. Вставить глагол werden в нужной форме в предложении.
  2. Поставьте неопределенную форму глагола и вспомогательный глагол на свои места в предложении.
  3. Ответьте на вопросы, используя будущее время.
  4. Предложение дано в настоящем времени – преобразуйте его в будущее время.
  5. Переведите предложения на русский язык в будущем времени.
  6. Переведите предложения на немецкий язык в будущем времени.

Работа над темой идет в течение нескольких уроков и заканчивается проверочной самостоятельной работой.  При анализе работ видно, что наибольшую трудность дети испытывают при переводе предложений на немецкий язык.

 При введении модальных глаголов закрепляются формы глаголов во всех лицах, детям предлагается раскрыть скобки и от начальной формы глагола образовать нужную, соответствующую лицу и числу подлежащего. Поскольку модальные глаголы занимают всегда второе место в предложении, а неопределенная форма глагола - последнее, то на закрепление данного правила предлагаются такие задания:

- найти в предложении модальный глагол;

-найти в предложении неопределенную форму глагола;

- назвать признак неопределенной формы глагола;

-расставить правильно глаголы в предложении.

Выполняя любое действие, дети всегда отвечают на вопрос: «Почему ты выбрал именно эту форму, почему ты выстроил такой порядок слов?», т.е. дети всегда приучаются делать самостоятельно выводы и осознанно использовать грамматическую структуру.

Грамматические навыки входят в состав не только диалогической и монологической устной речи, но и в состав всех других видов речевой деятельности. Имеются грамматические навыки в аудировании и чтении. Это рецептивные грамматические навыки. В них отправной точкой является воспринятый речевой материал - в нем требуется вычленить грамматическую форму по ее признакам, узнать ее значение и смысл всего контекста. Так, например, нужно перевести предложение в прошедшем времени: «Er hat ein interessantes Buch gelesen.» (Он прочитал интересную книгу.) В первую очередь в предложении дети находят подлежащее и сказуемое. Учащиеся знают, что эти члены предложения занимают определенное место: подлежащее занимает первое место  перед сказуемым или после него, а сказуемое занимает только второе место. По этим признакам называются главные члены предложения. Последнее место в данном предложении занимает причастие. Его учащиеся определяют по следующим признакам: приставка ge и суффикс en. Таким образом,  наличие в предложении глагола haben и причастия указывает на употребление в предложении прошедшего времени. Опыт работы над грамматикой показывает, что дети при работе с отдельными предложениями, в которых закрепляется введенный материал, мало допускают ошибок. Но когда они начинают работать с текстами, где может встретиться этот материал, они теряются и испытывают трудности. Поэтому при работе с текстом приходится снова анализировать данное грамматическое правило.

Основные грамматические явления вводятся на младшей и средней ступенях обучения. При закреплении грамматики в младших классах используются игры. Так, детям нравится игра «Под одной крышей», которая используется при закреплении спряжения глаголов. Несколько учеников выходят к доске и под ладонь учителя ставят свои пальчики. Всей группой вместе мы проговариваем спряжение глагола. Потом я накрываю ладонью пальчики детей и чей пальчик остался у меня в ладошке, тот проговаривает еще раз спряжение этого глагола. Даются также задания написать поздравления с праздником, приглашение на день рождения и красиво оформить его, на средней ступени дети составляют кроссворды,  расписание уроков, мини-сочинения.

На старшем этапе обучения учащиеся уже имеют определенные теоретические знания и практические навыки по грамматике немецкого языка, поэтому на данном этапе обучения важно не только расширить и углубить эти знания, а привести их в систему, свести в единое целое. Поэтому на данном этапе обучения грамматике все грамматические явления рассматриваются как функционально связанные между собой.

Особенно хорошо это просматривается при выполнении письменных заданий: написание письма и сочинения. Здесь уже находят место все изученные языковые явления. Поэтому к грамматике должно быть постоянное внимание, а сформированные на « уроке грамматики» умения и навыки должны поддерживаться в ходе самой разнообразной работы на всех занятиях по иностранному языку.

Для того, чтобы постоянно обращаться к грамматическим правилам и примерам, начиная с 4-го класса все учащиеся ведут грамматические тетради. На каждую тему отводится определенное количество страниц, которые заполняются по мере введения грамматического материала. Например: в 7-ом классе дети знакомятся с придаточными предложениями: дополнительными, причины и условными. Для данной темы  отводится специальная страничка. В 8-ом классе дети дописывают сюда придаточные определительные, в 9-ом классе – придаточные цели и т.д. В 11-ом классе составляется сводная таблица, в которой систематизируется весь материал по теме «Виды придаточных предложений». Ведение такой тетради очень удобно. Нет необходимости каждый год записывать уже пройденный грамматический материал. Когда дети работают с текстом, выполняют письменные работы они всегда имеют возможность обратиться к своим записям и найти нужное правило.

При работе над грамматикой я стараюсь научить детей пользоваться справочником, которым в данный момент является грамматическая тетрадь.

Одной из трудных тем в немецкой грамматике является склонение прилагательных. Объяснение строится следующим образом. В грамматической тетради записываются три типа склонения прилагательных. Дети заполняют таблицы с окончаниями, характерными для каждого типа. Также указываются признаки, по которым можно определить тип склонения. Записывается следующий алгоритм действий:

1. посмотреть, какое слово употреблено перед прилагательным;

2. по данному слову определить тип склонения;

3. определить род существительного, перед которым стоит прилагательное;

4. определить падеж существительного.

По словам детей трудность для них составляет определение падежа существительного. Эта трудность связана с определением падежа в русском языке. По мнению учащихся ведение грамматической тетради помогает им при работе над грамматикой.

В учебниках немецкого языка очень мало тренировочных упражнений для закрепления введенного грамматического материала. Поэтому приходится составлять самой различные грамматические задания. За годы работы накоплено большое количество материала, а именно:

1. тестовые задания по всем темам;

2.контрольные грамматические работы для всех классов;

3.итоговые грамматические тесты;

4.различного вида задания.

Весь грамматический материал систематизирован и распределен по папкам. На каждой папке имеется титульный лист с перечнем содержащегося в ней материала. Это очень удобно для работы на уроке. В конце работы над грамматической темой проводятся контрольные работы. В отдельной тетради я веду учет выполнения этих работ, чтобы знать, какую тему ребенок должен доработать.

Анализ выполнения детьми работ показывает, что работа над грамматикой дает положительные результаты:

  1. учащиеся привыкают работать со справочником, в данном случае с грамматической тетрадью;
  2. применяют полученные грамматические навыки при работе с текстами;
  3. при выполнении письменных работ допускает меньшее количество ошибок;
  4. учащиеся старших классов осознанно подходят к выбору грамматических явлений при выполнении таких работ, как написание письма или сочинения.

Работа над данной темой самообразования будет продолжена с той целью,  чтобы научить детей правильно оформлять свою речь как устную, так и письменную, чтобы дети как можно меньше испытывали трудностей при работе над другими видами речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ НА ОСНОВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

Обучение устно-речевому общению на иностранном языке с помощью аудиовизуальных средств заключается в том, что но­вый материал предназначается преимущественно для восприятия на слух, а его значение рас...

Игровые приемы как средство активизации речевого общения на уроках английского языка

         В настоящее время владение иностранным языком становится все более неотъемлемым качеством культурного образованного человека. Объективной причиной повышения ин...

Аннотация к рабочей программе" Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)"

Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи  (ранний возраст)...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ УСТНО-РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.

До недавнего времени обучение иностранным языкам в школе проходило преимущественно с использованием печатных учебных материалов при полном или почти полном игнорировании обучающих аудио- и видеоматери...

Доклад на тему: «Технология встречных усилий как средство активизации речевой и познавательной деятельности учащихся».

ДокладНа тему: «Технология встречных усилий как средство активизации речевой и познавательной деятельности учащихся»....

Средства речевого общения

Презентация материалов занятия с подростками содержит основную информацию и понятия по теме "Средства речевого общения"....