Внеклассное мероприятие по краеведческому воспитанию "Война ломилась в отчий край"
методическая разработка (7 класс) на тему

Болгова Татьяна Николаевна

Внеклассное мероприятие по краеведению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное (областное) образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида №6 с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области.

Воспитательное мероприятие

по краеведению на тему:

«Война ломилась в отчий край»

Подготовила и провела

воспитатель Болгова Т. Н.

2010 год.

Внеклассное  занятие  по краеведению на тему:

«Война ломилась в отчий край».

Цель: воспитывать чувство гордости за свою малую родину, за свой родной край, показать значимость героического подвига жителей Тербунского района в годы Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм;

развивать высшие психические функции, развивать речь воспитанников.

Оборудование: мультимедиа – проектор, сигнальные карточки в виде желтого и красного огня, рисунки, листовки, мозаика.

Оформление: «Хочешь мира – помни о войне!»

Ход занятия.

I. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня тема нашего занятия: «Война ломилась в отчий край».   (Слайд 1). Сегодня мы узнаем с вами, какие военные события происходили на нашей земле, о подвиге наших земляков в годы Великой Отечественной войны.

Что означают слова «отчий край?»

Конечно, это место, где мы родились, где проходят наше детство и юность. Это наша малая Родина, наш родной край.

Война! Жесточе нету слова!

Война! Суровей нету слова!

Война! Страшнее нету слова

В крови и пепле этих лет!

И на устах у нас иного

Уже не может быть и нет!

22 июня 1941 года – это страшная дата. В этот день войска фашистской Германии перешли границу нашей страны и без объявления войны напали на нашу страну и стали бомбить наши города и села. Начался отсчет кровавых 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.(Слайд 2).

Епифановский   К.
Пламя ударило в небо! Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: Вставайте на помощь, ты помнишь, Родина?

Силы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: Я или Родина.

II. Основная часть.

Вступительное слово воспитателя.

 Фашисты хотели захватить нашу страну, разрушить крупные города, сравнять с лицом земли Москву и Ленинград, а жителей превратить в рабов, поставить на колени. Поэтому все население поднялось на защиту своей Родины, своего Отечества, своей земли.

Давайте мысленно перенесемся в наше довоенное село Вторые Тербуны и посмотрим, как все начиналось. (Слайд 3).

Сценка.

Сидят две девушки и поют песню:

Ой, цветет калина

В поле у ручья,

Парня молодого

 Полюбила я.

1 – я: Ну, что, Кристина, пойдешь вечером на танцы?

2 – я: Если мама отпустит, то пойду. Только мне нужно воды принести и огород прополоть.

1 – я: Смотри–ка, наш председатель из района возвращается. Вот он нам новости и расскажет.

Выходит председатель.

Здравствуйте, девчата!

Девушки: Здравствуйте! Александр Сергеевич, ну что в районе нового?

Председатель: Война, девчата. Война с немцами. Но мы обязательно

победим. Победа будет за нами!

За каждый колос, упавший

С твоих, Россия, полей,

За каждый волос, упавший

С головок наших детей.

За стон от боли жестокой,

Слетающий с братских губ

Отплатим мы око за око,

Отплатим мы зуб за зуб.

Из всех сел, деревень, городов уходили солдаты на фронт. Не остались в стороне и жители села Вторые Тербуны и села Бурдино.

Кичапин Н. Из села Вторые Тербуны и села Бурдино на фронт ушли более 600 человек. Они  громили врага под Москвой, под Орлом и Курском, под Сталинградом, под Ржевом, на Неве, на Волге, на Днепре. Но линия фронта приближалась к нашему Тербунскому району.(Слайд 4).

Федоров С.  2 раза входили немецкие войска на землю нашего района.  1 – й раз-  co 2по 7 декабря 1941 года. (Слайд 5).  Но были отброшены войсками генерала Костенко. А в июне 1942 года вновь перешли границу района и началась тяжелая пора для нашего народа.

Данилов В.

Колонна за колонной

Ползли в наш край

Фашистские войска

Чтоб до зимы

Пробить дорогу к Дону,

Передохнуть, а там

«Держись, Москва!!

Зачиняева К.

Но план фашистов разлетелся в прах

Застряли немцы в наших деревнях.

Воспитатель:

Трудно представить себе, каким зверствам подвергались местные жители в период немецкой оккупации. Придя в село, немцы первым делом стремились морально унизить людей, поставить на колени, сломить волю к сопротивлению. (Слайд 6).  Они выгоняли людей из домов, отбирали последнее имущество и потом делили между собой награбленное добро. (Слайд 7).   Главным развлечением гитлеровцев было хвастаться друг перед другом, кто больше награбил продуктов, вещей и имущества у местного населения. (Слайд 8). Холодной зимой женщины, старики и дети вынуждены были ютиться в погребах и подвалах. Есть было нечего, люди ели свеклу, желуди, собирали на полях старый промерзших картофель.

За малейшее неподчинение новым порядкам местных жителей избивали на глазах у всей деревни. Детей разлучали с родителями, закрывали в горящих избах и сжигали живыми.

Мирных жителей собирали на краю села и угоняли в Германию на каторжные работы. Там их держали в концлагерях, заставляли работать, подвергали мучительным пыткам. (Слайд 9). 

Фашисты не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей. Они расстреливали их и не разрешали даже похоронить несчастных замученных людей. (Слайд 10). Но по ночам люди все равно предавали бедных погибших односельчан земле. (Слайд 11). 

Есть в нашем районе такие села, как Никольское, Березовка, Казинка, Михайловка. Немцы захватили эти села, выгнали из домов и старых и малых и погнали в свой тыл, чтобы отправить в Германию. Особенно тяжело пришлось 40 – летней женщине Марии Петровне Ефремовой. У нее было пятеро маленьких детей. И теперь фашисты хотели разлучить ее с родными детьми. «Нет, никуда не уйду я из родного села, -решила Мария Петровна. И когда немцы расположили жителей на ночлег в поле под присмотром автоматчиков, она выбрала удобный момент и ушла обратно в свое село, прихватив с собой детишек. За неподчинение немецким властям оккупанты жестоко расправились с семьей Ефремовой. Тела казненных фашисты бросили в овраг.

В село Бурдино и Вторые Тербуны немцы, к счастью не вошли. Но со стороны Казинки прилетали самолеты и начинали обстрел. И кода снаряд попадал в соломенную крышу, дом сгорал. В селе Бурдино и Вторые Тербуны располагались военные госпитали. Сюда привозили тяжелораненых, и местные жители помогали, кто чем мог, отдавали бойцам последнее.

В селе Бурдино сохранился колодец, из которого солдаты брали воду.

Кичапин Н.: На территории села Бурдино и Вислая Поляна находились войска 113 Башкирской конно – кавалерийской девизии. Они были призваны защищать от врагов с. Вторые Тербуны и другие близлежащие села.

(Слайд 12).

 Воспитатель: 27 января 1943 года наши войска 13 армии Брянского и 38 армии Воронежского фронта освободили наш район от врага. Это произошло 67 лет назад. Этот день вошел в историю как День Освобождения Тербунского района от немецко- фашистских захватчиков. (Слайд 13).

Вот мы немного познакомились с событиями военных лет в нашем районе, в близлежащих селах. А сейчас, ребята, мы посмотрим, что вы знаете о событиях военных летнее только в нашем районе, но и во всей стране.

Война, ребята, это страшное время голода разрухи, огромного горя, пожаров. У вас на партах лежит красный и желтый огонь. Посмотрите на него. Этот огонь как бы вернулся из тех страшных лет, чтобы посмотреть, как дети помнят страшные события войны. Я читаю утверждение. Если вы с ним согласны, если оно, на ваш взгляд, верное, то вы поднимаете красный огонь, если не согласны – то желтый огонь.(Слайды 14-23)

1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили.

2. ВОВ длилась 1418 дней и ночей.

Проверяем.

3. ВОВ принесла нашему народу огромное горе и страдания.

Посмотрим, правы ли вы.

4. Гитлеровская Германия хотела превратить наш народ в рабов.

Посмотрим, правы ли вы.

5. Победа в ВОВ оказалась на стороне Германии.

Так ли это?

6.Война с немцами носила завоевательный характер.

Правильно ли вы показали огонек?

7. Фашистские войска входили на территорию района 2 раза.

Правильно ли это?.

8.  27 января стал Днем Освобождения Тербунского района от немецко – фашистских захватчиков.

Проверяем.

9. Победа пришла к нам 9 мая 1945 года.

Верно ли?

10. Наш народ приближал победу как мог: сражался на фронте, в партизанских отрядах,  трудился на полях, выращивая для бойцов хлеб, работал на оружейных заводах, изготавливая оружие и боеприпасы.

Проверяем.

Вы хорошо справились с заданием. Я вижу, что вы  достаточно хорошо знаете историю военных лет.

А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Девочки.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Кто же ваши жены?

Мальчики.

Наши жены, ружья заряжены,

 Вот кто наши жены.

Девочки.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Кто же ваши детки?

Мальчики.

Наши детки-штыки, пули метки,

 Вот кто наши детки.

Девочки.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Кто же ваши деды?

Мальчики.

Наши деды – славные победы,

 Вот кто наши деды.

Мы хорошо отдохнули и показали всем, какие бравые у нас растут солдаты.

А теперь продолжим работу. Посмотрите, пожалуйста, на наш последний слайд. (Слайд 23)

В нем встретилось нам слово «Партизаны». Ответьте на вопрос: Кто такие партизаны?

Партизаны – это такие бойцы, которые жили чаще всего в лесах, в землянках. Они производили разведку, узнавали, сколько  у врага оружия, боеприпасов, танков, гранатометов, самолетов, передавали сведения о продвижении вражеских войск по территории нашей страны. Партизаны уничтожали оружие, взрывали мосты и железные дороги, по которым шли поезда гитлеровцев. Партизаны помогали жителям, призывали их к борьбе с ненавистным врагом.

На территории нашего района действовал партизанский отряд «Ворон».

Партизаны разбрасывали листовки, призывая население к борьбе.

Вот одна такая листовка, т. е. ее реконструкция. (Слайд 24). И на парте у вас лежит листовка, похожая на те, которые передавали партизаны жителям нашего района в годы оккупации.

Давайте прочитаем ее и ответим на вопрос:

 К чему же призывали партизаны?

«Жители села Вторые Тербуны!

Не место злодеям – фашистам на нашей земле.

Не бойтесь немцев, не пускайте их в свои дома.

Не давайте фашистам свой хлеб, прячьте и зарывайте зерно в землю до прихода наших войск.

Мы разобьем фашистов. Победа будет за нами.»

Итак, давайте ответим на вопрос: К чему призывали партизаны местных жителей?

(Не бояться фашистов, не отдавать им свой хлеб).

А кто же выращивал хлеб для фронта? (Слайд 25) Было ли это легко?

Кто изготавливал для фронта боеприпасы и оружие?(Слайд 26)

Почему считалось, что каждый удар молота на оружейном заводе или в кузнице – это удар по врагу?

И все люди приближали как могли нашу победу. Весь народ был един в стремлении разгромить ненавистного врага, прогнать его прочь с нашей земли. Победа пришла к нам 9 мая 1941 года. По всем селам и городам нашей страны стоят памятники героям, погибшим в годы ВОВ. Памятники каких сел вы видите на этих слайдах?

1 – с. Вторые Тербуны.(Слайд 27)

2 –с.  Вторые Тербуны (в школьном парке).(Слайд 28)

3 – с. Бурдино(Слайд 29)

4 – с. Тербуны.(Слайд 30)

Для чего возводят памятники? О чем нам они напоминают?

(Они напоминают нам о тех бойцах, мирных жителях, которые погибли, защищая нашу землю, наше мирное время. Мы должны всегда помнить о том, какой ценой досталась нам победа).

А хотим ли мы войны? Как мы ответим на этот вопрос?

Данилов В:

Хотят  ли русские войны

Спросите вы у тишины.

Над ширью пашен и полей,

И у берез и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

Что под березами лежат

И вам ответят их сыны,

Хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

За землю русскую свою

Спросите вы у тех полей,

Спроси у матери моей.

И вы тогда понять должны

Хотят ли русские войны.

Конечно, ребята, русские люди не хотят войны. Войны не хотят и в других странах. Ведь в мирное время перед нами открыты все пути. А какие дороги открыты перед нами, мы сейчас и посмотрим.

Перед вами лежат на столе мозаики. Сложите их и ответьте на вопрос:

Что несет нам мир и что дает война?

1. Кичапин Никита: Можно ходить в туристские походы.(Слайд 31).

2. Билявская Олеся: Можно заниматься спортом.

3. Лебедева К.  Можно кататься на лыжах, радоваться зиме.

4. Данилов В. Можно летать на космических кораблях

5.Зачиняева К. Можно посещать музеи и картинные галереи.

6. Федоров С.Война приносит людям горе и страдания.

7. Епифановский К. Война приносит слезы и смерть.

Теперь мы видим, как много радости приносит мир, и как много горя несет война. Но мы не должны забывать, какой ценой нам достался мир.

Давайте прочтем  слова, которые станут эпиграфом нашего занятия.

«Хочешь мира – помни о войне».

III. Подведение итогов занятия.

Что же мы узнали на занятии?

Не забывайте, ребята, эти слова: «Хочешь мира – помни о войне!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»

Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....

Внеклассное мероприятие "Всему начало - отчий дом".

Сценарий внеклассного мероприятия по нравственному воспитанию. В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В связи с особой...

«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.

Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы,  используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель  в изучении истории Росс...

Внеклассное мероприятие посещение краеведческого "Музея реки Обь"

Внеклассное мероприятие посещение краеведческого "Музея реки Обь"...

Внеклассное мероприятие по математике Заочное путешествие "Цвети мой край,Мордовия моя"

Материал может быть использован для организации и проведения внеклассной работы по математике для учащихся 6-8 классов. Задачи:1 образовательная:углубление и систематизация теоретических знаний, ...

Внеклассное мероприятие для 6 класса «Любите Россию – березовый край»

В настоящее время проблема экологии стоит очень не только в нашей стране, но и во всем мире. Ее пытаются решить на государственном уровне, но чтобы решение было наиболее эффективным, необходимо, чтобы...