Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии
статья по теме

Костенко Галина Петровна

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_tehnologiya_15.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

Ростовской области

Общеобразовательная школа-интернат среднегог (полного)

Общего образования №33 г. Новошахтинска

Отчет по теме самообразования

«Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии»

Учитель технологии:

Костенко Г. П.

г. Новошахтинск

2015 г.

    Переходя из начальных классов в среднюю школу важно, чтобы не погас детский взгляд, чтобы глаза светились интересом. Как это сделать? Ведь так важно, чтобы ребёнок имел необходимые умения и навыки. Важно научить всех в соответствии с реальными возможностями и способностями. Важно расширить кругозор детей, развить речь. Но ещё важнее, чтобы вся его школьная жизнь осталась для него радостным мгновением детства. А успех зависит от умения организовать свою деятельность, от умения учиться. Чем совершеннее у ребёнка навык организовать себя как личность, тем совершеннее он может работать с учебным материалом, и знает способы работы, успешнее он будет в учёбе, а позднее и в жизни. Жизнь требует новой работы с содержанием образования .  Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД). Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей. Предмет «Технология» имеет практико- ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

        Учебный предмет «Технология» вносит весомый вклад в формирование УУД:

Личностные:

Проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека.

Регулятивные:

Выстраивать последовательность необходимых операций.

Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.

Познавательные:

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.

Анализировать дополнительную информацию.

Коммуникативные:

Характеризовать качество и признаки объекта.

Приводить убедительные доказательства.

Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Школьники учатся:

Находить необходимую для выполнения работы информацию.

Анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, рисунки, модели).

Сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей.

Выполнять учебно-познавательные действия в умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму. Выполнять моделирование, работать с моделями.

        На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т.д.) предстают перед ребёнком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными. На каждом уроке происходит развитие творческих способностей. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Для того чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без неё. Чтобы ребёнок мог создать что-то новое, он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящийся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Пробуждения интереса к действию следует начинать с демонстрации изделия.

        На уроках технологии применяются активные методы обучения: введение в содержание материала приёмов проблемного обучения.

Использование ИКТ. На современном этапе невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными средствами обучения. Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, даёт возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребёнка – естественную потребность в общении и игре стремлении к порядку (в каждой презентации говорится о соблюдении ТБ и о порядке на рабочем месте); способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия.

Развитие УУД  хочу показать на примере одной из изучаемых тем «Пищевые вещества» из раздела «Кулинария" в 5 классе. Для проведения урока по данной теме создаю определенный набор учебных заданий для развития УУД.

Например:

1) На первом уроке в начале учебного года знакомлю ребят с тем, что им предстоит пополнить свои знания о традиционных технологиях и познакомиться с новыми, современными их видами. В конце урока подвожу ребят к тому, что на следующей неделе мы с ними начнем изучать большой раздел нашего предмета - «Кулинария» и начнем мы его с изучения темы «Пищевые вещества». На доску вывешиваю таблицу «Пищевые вещества» и даю краткое описание темы. Они узнают от меня, что все продукты состоят из тысячи различных пищевых веществ. Для удобства их изучения их разделили на шесть больших групп: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Роль каждого из них в жизнедеятельности человека очень велика. После такого краткого введения в тему распределяю домашние задания между девочками. Они должны будут подобрать материал о каждой из перечисленных групп, выяснить значимость их в питании человека, а также рассказать всем о том, в каких продуктах их находится больше всего. Следующий урок уже строится на материале, подобранном ученицами дома из различных источников. Все внимательно слушают, добавляют свои умозаключения, задают вопросы, делают выводы. Учитель при этом направляет обсуждение в нужное русло, заостряет внимание девочек на главном в изучении данной темы. В конце обсуждения темы мы общими усилиями делаем вывод, что белки, жиры и углеводы нужны человеку ежедневно в сравнительно больших количествах. Воду человек употребляет тоже помногу: от 1,5 до 3 литров в день. Есть вещества пищи, которые также необходимы человеку, но в значительно меньших количествах- это микроэлементы и витамины .Особо интересный материал был подобран ученицей о роли витаминов в жизни человека. Она зачитала присутствующим отрывок из книги автора А.Якубенко «Солнце на обед». «…В 1913 году, русский корабль «Святой Фока», идущий к Северному полюсу, был вынужден остановиться на зимовку в бухте Тихой Земли Франца-Иосифа. На корабле давно закончились свежие овощи и мясо. Не было даже квашеной капусты. На обед участникам экспедиции давали изо дня в день суп из сушеной трески или мясных консервов. На второе полярники получали макароны или кашу. Однообразная пища давно вызывала у всех отвращение. Ели просто через силу. 13 ноября пожаловался штурман: десны распухли, а зубы шатаются, жевать он может только мягкое. С подобными жалобами обратился к судовому фельдшеру и повар. Спустя несколько дней на прием к фельдшеру пришел корабельный механик. Полураскрытые губы его обнажали полопавшиеся кровавые десна. Опухшее лицо, багрово – синие мешки под глазами говорили о серьезном заболевании. Болезнь поражала одного человека за другим. И у всех она протекала почти одинаково. Вначале появлялись слабость и одышка. Быстро падали силы. Выносливые, крепкие моряки становились вялыми, малоподвижными. Вскоре возникли боли в мышцах и суставах. Распухали и начали кровоточить десна, расшатывались и выпадали зубы. Под кожей появились кровоподтеки. Спустя два месяца на корабле оставались здоровыми всего семь человек.…Так на русскую экспедицию обрушился страшный бич – цинга. Опыт показал людям, что цингу можно излечить. Как только путешественникам удавалось раздобыть свежие овощи, фрукты, свежее мясо, так явления цинги у них стихали. Затем наступало полное выздоровление.»- Вот к таким тяжелым последствиям приводит нехватка в организме витамин. Общий вывод: если в организм не поступают в необходимом количестве хотя бы один из компонентов пищевых веществ, то процессы обмена веществ в человеческом организме замедляются и текут неправильно. Возникают тяжелые болезни. После заслушивания и обсуждения мы переходим к следующему из набора учебных заданий для развития УУД на уроке по изучаемой теме.

 2) Продуктивное чтение. Девочкам выдаются тексты с познавательным содержанием по изучаемой теме. Их задача: внимательно прочитать текст и выполнить задания данные ниже текста.

Текст.

Начнем с нашего обеденного стола. Что мы едим? Главным образом хлеб, суп, кашу, разные овощные и мучные блюда, фрукты – то, что нам дают растения. В них содержится большое количество питательных веществ: крахмал, сахар, белки и жиры. Казалось бы, что еще нужно? Но если в нашей пище нет мяса, яиц, рыбы, молока и других продуктов животного происхождения, нам начинает явно чего-то не хватать. Ведь давно и известно, что ни в мясе, ни в яйцах никаких особых питательных веществ нет: они состоят, в основном, из белков. Может, дело в самих белках, может, они какие-нибудь «не такие»? В этом, оказывается, и заключается причина. В животных белках белки особенные. Они очень необходимы для строительства наших мышц, крови, внутренних органов, кожи. И обходиться без мяса, рыбы, молока, яиц человек долго не может. Когда же все-таки приходится обходиться, организм, хотя ему и дают растительную пищу, начинает голодать. Человек как будто бы и сыт, но он все-таки голодает-вот такое получается странное положение! Замаскированный голод действует коварно, исподтишка, и в этом его особая опасность. Особенно опасно белковое голодание детям: они плохо растут, болеют, а порой и умирают.

Выполни задания: 

Напиши ключевое слово для этого отрывка. ___________________________________________________  

Виды белков, о которых идет речь: ___________________________________________________________Для чего организму нужны животные белки? ______________________________________________

Опасно ли белковое голодание для людей? _____________________________________________

Почему опасно белковое голодание детям? ________________________________________________________ ________________________________________________________

Выпиши из текста сведения о том, что происходит с организмом, когда человек питается только растительной пищей._____________________________________________ ___________________________________________________

Что нового ты узнала на уроке?

_______________________________________________________ _______________________________________________________

3) Физкультминутка для снятия напряжения на глаза.

4) Конкурс на лучший кроссворд на тему «Пищевые вещества». 5)Оценивание учебных успехов по теме провожу в форме игры.

«Найди ошибку в высказываниях !»

Девочкам предлагается прослушать несколько предложений, в некоторые из которых закралась ошибка. Правильные предложения (безсмысловой ошибки) они обозначают знаком «+», а неправильное значком «-».Для проверки работ девочки обмениваются друг с другом тетрадями. Я на доске выписываю варианты правильных ответов, по которым они проверяют работы. При этом предупреждаю, что при одной допущенной ошибке они ставят друг другу оценку 5-, при двух допущенных ошибках оценка будет соответствовать «4», при трех ошибках оценка снижается до «3».Девочкам дается возможность еще и ощутить себя на уроке в роли учителя. После такой проработки темы усвоение материала проходит легко. На уроке прослеживается осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом.

Вот пример тому, как УУД, используемые на уроке, способствуют успешному усвоению знаний.  

        В заключение хочется сказать, что на уроках технологии дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются УУД – планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Предметная область «Технология» полностью даёт возможность для формирования УУД у школьников, помогает адаптироваться в современных жизненных условиях, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Иными словами, нам, учителям, необходимо ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Используемая литература

ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект). Лекции 1-8. В.П.Арсланьян, Г.А. Стюхина. Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2013 г.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»

доклад на методическом объединении учителей технологии...

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии возможно с помощью следующих форм и методов обучения: фронтальный опрос (беседа), работа по группам, письменный опрос, тестирован...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии

Типовые задания, нацеленные на развитие личностных универсальных учебных действий...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»

laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»...

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии

В статье описываются приемы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии для разных возрастных групп обучающихся....