"Преодоление неуспеваемости в условиях гимназии"
статья по теме

Долад на тему: "Преодоление неуспеваемости в условиях гимназии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_preodoldenii_neuspevaemosti.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад  на  тему: «Преодоление неуспеваемости в условиях гимназии.                    

       Учитель  французского языка:  Белова Т.С.

                                                                                       

Введение.

Социальная и образовательная деятельность в настоящее время направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания психолого–социально–педагогической помощи детям требует поиска новых подходов к работе с детьми, относящимся к так называемой группе «неуспешных в учебной деятельности».

Множественные трудности, переживаемые неуспешными в учебной деятельности обучающимися в процессе реализации их ведущей деятельности, позволяют говорить о психологическом феномене учебной неуспешности. Под учебными трудностями имеется в виду весь комплекс проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом обучения в ОУ.

Анализируя образовательную ситуацию в гимназии, были выделены следующие причины неуспеваемости.

  • Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие года, неправильный перевод в следующий класс.
  • Социально–бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима.
  • Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
  • Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Таким образом, неуспеваемость существенно затрудняет овладение ребенком обязательной учебной программой. Задача педагогов в коррекционной работе с учащимися, испытывающими стойкие трудности в обучении, прежде всего, состоит в создании условий для формирования новых возможностей, искомых психологических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку.

Коррекционная работа должна носить целостный характер и ориентироваться на развитие личности и психического мира ребенка в целом.

      Опыт показывает, что учитель, знающий возрастные и индивидуальные особенности учеников и владеющий приемами работы с детьми, добивается прекрасных результатов.

Структура взаимодействия различных факторов риска в процессе формирования учебной дезадаптации

       Множественные трудности, переживаемые неуспешными в учебной деятельности обучающимися в процессе реализации их ведущей деятельности, позволяют говорить о психологическом феномене учебной неуспешности. Анализ психолого–педагогических работ, изучающих школьников с трудностями в обучении, показал, что природа учебной неуспешности представлена не только биологическими, но и целым комплексом факторов социального ряда. В связи с этим углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется в рамках ряда смежных дисциплин: педагогики, педагогической, социальной и специальной психологии, психиатрии и психофизиологии. Обобщение результатов этих исследований позволяет перечислить основные факторы, обуславливающие неуспешность в учебной деятельности:

  • недостатки в подготовке ребенка к обучению, социально–педагогическая запущенность;
  • длительная и массивная психическая депривация (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно–важных потребностей);
  • соматическая  ослабленность ребенка (ослаблен общий фон физического состояния организма);
  • недостатки в формировании отдельных психологических функций вследствие нарушений со стороны центральной нервной системы (леворукость, астенический синдром, синдром психического инфантилизма, синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
  • нарушения эмоционально–волевой сферы функционального характера;
  • недостатки в формировании учебных навыков (дислексия – нарушение навыков чтения, дисграфия – нарушение навыков письма, дискалькулия – нарушение навыков счета);
  • нарушения моторной сферы (ослаблена мускулатура либо пальцев рук, либо всего организма ребенка).

Перечисленные факторы способны при определенных условиях стать причинами учебной неуспешности.

Можно составить ориентировочный психологический портрет обучающегося, испытывающего трудности в обучении.

Недостаточность высших психических функций.

Временная задержка созревания и функционирования структур головного мозга, сказывающаяся на умственном развитии, обучении и поведении обучающихся.

Данная недостаточность может быть выявлена уже на начальных стадиях обучения через диагностику уровня сформированности познавательных процессов.

Несформированность произвольной регуляции деятельности.

Характерна эмоционально–волевая незрелость, которая сочетается с несформированностью непроизвольного и произвольного внимания, неспособность к волевому напряжению.

Следовательно, данные нарушения могут быть определены путем изучения уровня развития таких свойств внимания, как произвольность и непроизвольность.

Снижение учебной мотивации.

Внутренний уход от учебной мотивации, носящий защитный характер, уменьшает болезненность постоянных неуспехов, отражение значимости школьной жизни вообще.

Состояние учебной мотивации можно проводить на начальных и последующих этапах обучения гимназиста с помощью специальных лицензированных и апробированных методик (например, методики Н.Г. Лускановой).

Особенности эмоционально–личностной сферы.

Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка приводят к снижению умственной деятельности, обучающиеся перестают полноценно использовать в учебе свои потенциальные возможности. Особенности эмоционально–волевой сферы выявляются через ряд методик, ориентированных на определение уровня сформированности эмоционально–личностной сферы и самооценки детей.

В построении индивидуальной стратегии коррекционного процесса целесообразно опираться на такие принципы:

  • нормативности образования и открытости образовательных перспектив, что предполагает обязательность обеспечения позиции «на равных» со сверстниками;
  • партнерства с семьей, активного включения родителей в реабилитационную работу;
  • личностно–ориентированного подхода в воспитании, признания неповторимости и самоценности каждого ребенка, необходимости обеспечения индивидуальной траектории развития каждого ребенка;
  • педагогического оптимизма, создания психолого–педагогических условий для гармонизации развития;
  • интегративного характера образовательного процесса, утверждающего необходимость органического соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно–оздоровительными, коррекционно–развивающими и социальными.

Неуспешные в учебной деятельности обучающиеся характеризуются наличием, так называемой, дезадаптивной триады:

• сниженной эффективностью учебной деятельности;

• негативизмом по отношению к гимназическим правилам;

• сниженными навыками эффективной коммуникации, сочетающимися с низким уровнем эмоционального благополучия и самосознания.

Непосредственное реабилитационное воздействие предполагает три этапа.

1-ый этап – поиск предпочитаемых детьми каналов взаимодействия с окружающим миром.

Задания предлагаются в более облегчённой форме, моделируется простая учебная ситуация, в которой обучающиеся не делают выраженных негативных прогнозов в отношении себя. Для занятий подбираются ситуации, которые позволяют ученикам почувствовать себя значимыми для других участников группы, что дает возможность пассивным ранее детям включиться в деятельность. Допускается невербальная оценка результатов деятельности детей.

2–ой этап – восстановление доверия к миру через принятие себя.

  • Задания по–прежнему предлагаются только в облегчённой форме. Постепенно вводится вербальная оценка результатов деятельности: сначала оценивается только явно положительный результат, затем любой с указанием на достоинства, а потом анализируются недостатки и способ получения наилучшего результата.
  • Задания предлагаются в более сложной учебной ситуации. Оценка результатов производится по вышеизложенному плану.

Таким образом, система оценки результатов деятельности обучающихся включает в себя несколько шагов и проходит 1 шаг – оценивается только положительный результат; 2 шаг – оценивается любой результат, указывая на достоинства; 3 шаг – оценивается любой результат, указывая на достоинства, а затем, анализируя недостатки, и пытаясь найти способ получения лучшего результата.

  • Моделируются ситуации, в которых детям самостоятельно предлагается оценивать результаты своей деятельности: свою работу, свой результат, свое сотрудничество и свое отношение к работе и к другим участникам группы. Ученику предлагается самостоятельно оценить свою работу, свой результат, свое сотрудничество и свое отношение к другим участникам микрогруппы/пары.

3–ий этап – развитие познания и эмоционально–волевой реабилитации деятельности с постепенным переходом от внешней мотивации принуждения к внутренней мотивации деятельности.

  • Усложнение предъявляемого материала предполагает моделирование более сложной учебной ситуации. В более сложной ситуации ученикам предлагается выполнить задание, ориентированное на зону ближайшего развития.

4–ый этап – оказание помощи самими детьми обучающимся, находящимся на предыдущих этапах реабилитационного процесса.

  • В учебной ситуации организуется работа по типу обучающего эксперимента, что позволяет выступать ученикам, испытывающим трудности в обучении, в роли консультантов, организаторов и т.п.

Чтобы помочь родителям обучающихся с синдромом учебной неуспешности, осознать изменения, происходящие с их детьми, предполагается их активное включение в реабилитационную работу. Это называется «родительское партнерство». Для этого проводятся совместные занятия для детей и родителей с использованием следующих приемов моделирования:

  • выполнение заданий обучающимися осуществляется успешнее, чем взрослыми, позволяя детям предстать в успешной учебной роли;
  • дети и взрослые работают в режиме сотрудничества, выполняя поочередно роль контролеров, консультантов и т.п.

Результаты проведенной работы анализируются вместе с родителями с целью уяснения ими причин, лежащих в основе трудностей обучения учеников и раскрытия потенциальных возможностей обучающихся для изменения сложившегося у них стереотипного отношения к детям. Тем самым формируется позитивное отношение родителей и значимых взрослых к ученикам как к успешным в учебной роли.

Непосредственное реабилитационное воздействие также предусматривает обучающие семинары и тренинги для родителей и значимых взрослых.

Список используемой литературы

  1. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Трениг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. –200 с.
  2. Мониторинг качества образования. – Мн.: Изд. ООО «Красико–Принт», 2005 – 128 с.
  3. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис–пресс, 2003. – 256 с.
  4. Староверов М.С. Неуспешность детей в школе: как с этим бороться. – М.: Сентябрь, 2006. – 176 с.
  5. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Народное образование, 1999. – 432 с.
  6. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис–Пресс, 2004. – 176 с.
  7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»

Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся?  В чем в...

Педсовет "Работа по преодолению неуспеваемости обучающихся"

Презентация к педсовету на тему "Работа по преодолению неуспеваемости обучающихся" (роль классного руководителя, качество уроков, применение передовых технологий, подготовка к ЕГЭ)В презентации и...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Эффективное обучение иностранным языкам, а значит и преодоление неуспеваемости в этой области, приобрело на сегодняшний день особую актуальность. Неуспевающий по предмету "иностранный язык" ученик не ...

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся...

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся...

Мастер-класс по теме: «Пути преодоления неуспеваемости при изучении нового материала»

Фрагмент урока для 7 класса по теме: "Земноводные" для учителей на педсовете по теме"Диагноз неуспеваемость. Пути преоделения неуспеваемости при изучении нового материала". Как итог мастер-класса подв...