Главные вкладки

    Игра как активный метод обучения дошкольников
    учебно-методический материал на тему

    Терешкевич Оксана Валерьевна

    Педагогичесская целесообразность использования игры в обучении дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игра как активный метод обучения дошкольников.

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается наполнить образовательный процесс другим содержанием , внедрить другие подходы и методы, сформировать иную мотивацию для обучения. В связи с этим актуальными становятся внедрение и  использование на занятиях активных форм обучения. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности  этих методов обучения  различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Активные методы обучения направлены на развитие у обучаемого самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать профессиональные, нестандартные задачи. Цель обучения не просто знания, умения, и навыки, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительного действия, а культуре мыслительно-творческой деятельности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай! » Активные методы обучения создают предпосылки для раскрытия и развития потенциала ребенка, создают благоприятные условия для реализации его природных способностей.  

                                       Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. А. Данилова, В. П. Есипова, М. В. Кларина, М. Крулехта, С. Л. Рубенштейна, А. М. Смолкина, и др. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения, так и воздействия на него. Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста. В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Дети живут и самовыражаются в играх, осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре. Д.Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия. Игра поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей, поэтому важной профессиональной задачей является освоение педагогами игровых технологий обучения детей. Игра выступает как активный метод обучения дошкольников.

                          В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги. Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия. Игровые персонажи (Незнайка, Карлсон и др.) включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.

    Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

    • игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;
    • пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

    При использовании игрового метода обучения дошкольников могут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.

    В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения). В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации. Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями: режиссерская игра — путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами — возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр. Каждая имеет своё назначение и помогает достичь заданной цели.

    Таким образом, использование игры как активного метода обучения дошкольников способствует эффективности образовательного процесса. созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности у детей; накоплению собственного опыта работы, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

    Список литературы

    1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.

    2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966.-№6. – С. 13-15.

    3. Леонтьев А. Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990

    4. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

    5. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. -1983. - № 10. - С. 38-46.

    6  Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч. -метод. пособие. - М. : Высш. шк., 1991.-176 с.

    7 Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества образования.-М., 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку

    Игра как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку.         Игра   ведущий   вид деятельности дошкольника, что именно игр...

    Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

    В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

    Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку

    В статье  рассматривается важность применения на уроках иностранного языка такой современной педагогической технологии как игровой метод в учреждения профессионального образования....

    «Учебная игра как один из активных методов обучения на уроках литературы».

    Игра - один из активных методов обучения. О типах и видах учебных игр на уроках литературы рассказывает данная статья....

    Деловая игра-активный метод обучения

    В статье рассказывается о деловой игре- методе обучения,который очень эффективен  для развития самостоятельности, познавательной активности, критического мышления,творческих способностей....

    Игра как активный метод обучения на уроках информатики

    В статье описываются игровые технологии, используемы при изучении темы "Алгоритмизация и программирование". В частности, темы "Символьные величины"....

    Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

    Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...