Дистанционные эвристические олимпиады как средство развития творческих способностей школьников.
статья на тему

Шевелева Екатерина Ивановна

Дистанционные эвристические олимпиады  как средство развития творческих способностей школьников. По материалам работы центра  дистанционного образования "Эйдос" (www.eidos.ru) под руководством докт. пед. наук А.В.Хуторского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционные эвристические олимпиады

как средство развития творческих способностей школьников.

Слоган эвристических олимпиад

Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! 
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! 
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!

Типы Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад

1. Предметные эвристические олимпиады — предлагаются задания по фундаментальным темам традиционных учебных предметов.
2. Метапредметные эвристические олимпиады — олимпиады, ориентированные на изучение глубинных основ мироздания.
3. Профильные олимпиады, включающие в себя задания определённого типа: исследования, задачи, сочинения, стихи, путешествия, игры и т.д. 
4. Общечеловеческие олимпиады "Знание", "Счастье", "Здоровье", "Свобода", "Юмор" и др.

Перечень проводимых Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад:

– Алгебра
– Английский язык (перевод, исследование, страноведение, сочинения, стихи)
– Биология (исследования)
– Веб-дизайн
– Военное дело
– География (путешествия)
– Геометрия
– Дружба
– Естествознание (опыты)
– Журналистика
– Здоровье
– Знание 
– Изобретательство
– Информатика (игры, hard&soft, офисные технологии, исследования) 
– История (исследования)
– Кино
– Компьютер и программирование
– Компьютерная графика и анимация
– Космонавтика 
– Краеведение
– Кулинария 
– Литература (сочинения, критика и публицистика, стихи, фэнтези, слэнг) 
– Любовь
– Математика (задачи, примеры, игры, исследования чертежи)
– Медицина
– Межпредметная олимпиада
– Музыка 
– МХК
– Немецкий язык (перевод, страноведение)
– ОБЖ
– Обществоведение
– Педагогика
– Политология
– Правоведение
– Предпринимательство 
– Психология
– Психология общения 
– Русский язык (исследования, лексикология и фразеология) 
– Свобода
– Семья 
– Счастье
– Телекоммуникации
– Технология
– Туризм
– Физика (задачи, исследования) 
– Физкультура
– Философия
– Французский язык (перевод)
– Химия (опыты)
– Цифровое фото 
– Черчение и рисование
– Экология 
– Экономика и бизнес 
– Этика 
– Юмор
– Языкознание 

Примечания
1. В скобках указаны профильные олимпиады, которые проводятся отдельно от основной.
2. Полный каталог дистанционных эвристических олимпиад - 
http://eidos.ru/olymp/olymp-list.htm

Принципы составления заданий

Исходные ориентиры для составления метапредметных эвристических заданий составлены в 1996 году.

Олимпиадные задания составляются таким образом, что в них отражаются следующие особенности:

1. Наличие в содержании задания метапредметного 
первосмысла, то есть ключевого понятия, явления, объекта, концентрирующего в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Первосмысл позволяет каждому ученику по-разному осуществить его познание. Примеры первосмыслов - понятия числа, времени года, буквы, имени, растения и др.

2. Выполнение задания предусматривает применение учеником некоего 
метаспособа, то есть универсального эвристического метода познания объекта или решения проблемы, например: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма.

3. Задание предполагает один из ведущих видов деятельности ученика: логический, образный, конструкторский и т.д. Для обеспечения возможности максимального проявления индивидуальных способностей учащихся, желательно, чтобы вся совокупность олимпиадных заданий охватывала основной набор видов деятельности, который установлен в учебных программах по изучаемому предмету.

4. На основе установленных для олимпиады первосмыслов и метаспособов формулируются главные задания-номинации олимпиады, такие как: "Идея", "Образ", "Задача", "Закономерность", "Закон", "Знак", "Символ", "Опыт", "Конструкция", "Поделка", "Сочинение", "Алгоритм", "Программа". 

5. Обеспечивается предметное и тематическое разнообразие в содержании олимпиадных заданий. Например, в задании по номинации "Образ" может быть вопрос как из математики (нарисуйте образ числа "5"), так и из естествознания (изобразите образ весны). Целесообразно, чтобы совокупность заданий по всем номинациям охватывала тематику всех традиционных учебных дисциплин.

6. На эвристической олимпиаде приоритет отдаётся таким заданиям, которые предполагают создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или отыскание известного решения. В этом смысле на олимпиаде оценивается не правильность выполнения заданий, а качество созданного участниками образовательного продукта.

7. Оценивание результатов участников происходит по сумме набранных ими баллов в каждой из возрастных категорий. Возможно отдельное подведение итогов по каждой из номинаций независимо от возраста участников. В последнем случае возможное максимальное количество баллов по каждой из номинаций должно быть равно для всех возрастных категорий участников.

8. Эвристическая олимпиада - кроме всего прочего - средство контроля индивидуального творческого развития учеников. Балльная система оценивания, применяемая по одним и тем же номинациям в течение учебного года позволяет количественно отслеживать динамику качественных изменений каждого ученика, даёт ему возможность максимального творческого самовыражения.

Составленные в 1996 году ориентиры претерпели модернизацию, но основные их принципы продолжают сохраняться.

Критерии оценки олимпиадных работ

Общие критерии:

  • оригинальность предлагаемого ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения,
  • мировоззренческая глубина и обоснованность ответа,
  • нестандартность использованных способов решения,
  • степень творческой самореализации.

Кроме общих критериев применяются предметные критерии оценки работ, а также критерии, относящиеся к конкретному типу задания.

Каждое выполненное задание оценивается по 10-бальной шкале. 10 баллов — получают самые лучшие ответы, обычно таких не более 2-3 %. 8-9 баллов — выставляются за очень хорошие ответы. 7 баллов — ставится за работы, которые могут претендовать на звание лауреата олимпиады. 6 баллов и ниже — за остальные ответы.

По сумме набранных баллов составляется рейтинг всех участников олимпиады по каждой возрастной группе отдельно.

Примеры олимпиадных заданий

• Эвристическая олимпиада по математике. Задание «ЗАКОНОМЕРНОСТЬ»: «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные вами в основу таблицы признаки периодичности».

Эвристическая олимпиада как форма обучения возникла в системе эвристического типа образования, разрабатываемого и реализуемого под руководством Андрея Викторовича Хуторского.

Понятие "эвристическая олимпиада" введено А.В.Хуторским в дидактику и практику обучения в 1996 году. О новой разработанной технологии и опыте проведения эвристических олимпиад 3 сентября 1996 года написала "Учительская газета".

С 1997 года Центр дистанционного образования «Эйдос» проводит Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады. Научное сопровождение исследований проводится под эгидой Российской академии образования. Автором технологии и председателем оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад является чл.-корр. РАО, д.п.н. А.В.Хуторской.

Дистанционная эвристическая олимпиада - одно из наиболее эффективных и массовых педагогических новшеств, разработанных в Научной школе А.В.Хуторского. В этих олимпиадах участвуют школьники 1-11 классов, студенты, взрослые. Участники и организаторы олимпиад удалены друг от друга, находятся в разных городах и странах. Участие в олимпиадах происходит с помощью электронной почты, форумов, а также других ресурсов и технологий сети Интернет.

Общее число участников дистанционных эвристических олимпиад на сегодня превышает 200 тыс. человек.

История

Впервые эвристическая олимпиада проведена в марте 1996 года в Школе свободного развития. Это была очная внутришкольная олимпиада. В ней участвовало 19 учащихся 1-6 классов. Олимпиада была метапредметная и состояла из 8 заданий-номинаций "Образ", "Идея", "Закономерность", "Задача", "Знак", "Опыт", "Сочинение", "Конструкция".

28 мая 1996 года проведена Межшкольная эвристическая олимпиада, в которой участвовали ученики двух частных школ - Школы свободного развития (г.Ногинск) и Школы индивидуального развития “Мыслитель” (г.Москва). Это также была очная олимпиада, ученики Школы свободного развития приехали в школу "Мыслитель", где была проведена олимпиада. Имеются архивные видеоматериалы этой олимпиады.

20-21 февраля  1997 года впервые проведена Международная дистанционная эвристическая олимпиада. В ней приняло участие 167 школьников из России, Украины, США, Великобритании, Норвегии. 31 участник представили свои работы на английском языке, остальные были выполнены на русском. Россию представляли школьники из Москвы, Омска, Барнаула, Пскова, Тольятти, Владивостока, Обнинска, Нальчика, Ногинска, Уфы, Черноголовки. Олимпиада проводилась по двум возрастным группам: 6-9 лет и 10-13 лет. Задания носили метапредметный характер.

9-12 марта 1998 года проведена 2-я Международная дистанционная эвристическая олимпиада, в которой участвовали школьников из России, Украины и США (города Бийск, Владивосток, Дубна, Калуга, Миасс, Москва, п.Научный Крым, Новосибирск, Обнинск, Пятигорск, п.Понтонный, п.Металлострой, Колпино С-Петербурга, Тольятти, п.Тюменский Краснодарского края, п. Черноголовка Московской обл.; Minneapolis, MN, USA; Cincinnati, Ohio, USA). Эта олимпиада проводилась уже по трём возрастным группам: младшей (6-9 лет), средней (10-14 лет) и старшей (14-16 лет). Задания олимпиады были метапредметными.

17-19 ноября 1998 года проведён Интеллектуально-эвристический марафон среди негосударственных школ Северо-Западный округа г.Москвы. Марафон проводился в очно-дистантной форме по технологии эвристических олимпиад.

Начиная с 1999 года стали проводиться Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по отдельным предметам: физике, математике, английскому языку. Затем количество предметов, по которым проводились дистанционные эвристические олимпиады, стало возрастать.

В каждой олимпиаде принимает участие от 100 до 4000 человек и более.

С 2006 года введены новые формы дистанционных эвристических олимпиад: олимпиады-исследования, SMS-олимпиады, профильные олимпиады.

С 2008 года проводятся общечеловеческие олимпиады "Счастье", "Любовь", "Здоровье" и т.п. Метапредметная олимпиада продолжает проводиться ежегодно.

В настоящее время ежегодно проводится около 90 Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад разных типов по разным предметам.

Концепция эвристических олимпиад

Цель дистанционных эвристических олимпиад — выявление и развитие творческих способностей участников. В эвристических олимпиадах могут участвовать школьники с любым уровнем подготовки. От них требуется создание собственного результата — образовательного продукта.

В основе эвристических олимпиад лежит дидактическая эвристика — теория и технология креативного обучения, которую разработал А.В.Хуторской.

Задания в эвристических олимпиадах открытые, без заранее известных ответов. Для выполнения заданий требуется проявить индивидуальность, уникальность, самобытность.

Жюри оценивает оригинальность, аргументированность, мировоззренческую глубину предлагаемых гипотез, проектов, моделей, сочинений. Существуют и предметные критерии оценки.

Задания ориентируют участников на выявление смысла окружающих явлений и самопознание. Задания распределяются по отдельным номинациям, таким, как: «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция» и др. Вся олимпиада состоит из 4-5 заданий для каждой возрастной группы. Возрастные группы: 1-2, 3-5, 6-7, 8-9, 10-11 классы; студенты; взрослые.

В системе школьного образования существуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Среди них распространены творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады и др. Традиционные олимпиады позволяют раскрыть творческий потенциал учащихся, однако наибольшее внимание в олимпиадных заданиях уделяется нахождению правильного, заранее известного ответа на поставленную задачу или проблему. Принятая технология организации и проведения таких олимпиад дает возможность проявить творческие способности и умения лишь малой части школьников. Таким образом, олимпиады как средство раскрытия творческих способностей школьников, являясь одной из самой популярной и эффективной формой творческой деятельности школьников, не позволяют проявить себя в творческом плане массовому школьнику. Кроме того, заметим, что в системе традиционного образования пока еще недостаточно эффективно используется внедрение компьютерных технологий для раскрытия творческих способностей учащихся.

В Центре дистанционного образования "Эйдос" (www.eidos.ru) под руководством докт. пед. наук А.В.Хуторского на протяжении нескольких лет реализуется направление творческого обучения массового школьника в системе дистанционных эвристических олимпиад. За последние годы проведено пятьдесят пять таких олимпиад, в них приняло участие почти тридцать тысяч школьников.

У проводимых олимпиад две особенности - они эвристические и дистанционные. Эвристичность означает то, что от участников требуется не просто правильное решение сложных задач, а создание собственного результата - образовательного продукта. Именно уникальность и качество созданного участником продукта оценивается жюри по специальной системе. Дистанционный характер олимпиад заключается в удалённости участников и организаторов олимпиады друг от друга. Учащиеся школ, лицеев, гимназий одновременно соревнуются в творчестве с помощью сети Интернет, находясь при этом в разных городах и странах.

Система дистанционных предметных олимпиад с научно-обоснованной и организационно-деятельностной структурой открытых заданий дает практически любому школьнику, в каком бы городе или поселке он не находился, возможность раскрыть свои творческие способности, отслеживать развитие приобретаемых умений как относительно самого себя и своих творческих достижений, так и по отношению к работам учащихся разных регионов.

Дистанционные эвристические олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощущать себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства.

Участвуя в дистанционных творческих олимпиадах, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как, выполняя открытые эвристические задания, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе. Открытые задания эвристического типа содержат в себе фундаментальные объекты: идеи, проблемы, гипотезы, исследование которых с различных точек зрения позволяет учащимся приобретать либо развивать универсальные, креативные, предметные умения и навыки. Отсутствие правильного решения, заранее известного, готового ответа стимулирует школьников к самопознанию, реализации своего творческого потенциала.

Для многих педагогов и родителей их дети открываются с новых сторон, особенно те из них, кого не отбирают в школе на участие в элитных районных и городских конкурсах. Именно этим учащимся участие в дистанционных эвристических олимпиадах помогает обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой креативный потенциал.

Таким образом, дистанционные эвристические олимпиады формируют у учащихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению у школьников мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения; развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создавать творческую продукцию, анализировать свою учебную деятельность, развивают технические навыки использования компьютерных программ.

Количественный рост учащихся и педагогов, принявших участие в дистанционных эвристических олимпиадах, а также качественное улучшение создаваемой ими творческой продукции, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы креативной деятельности школьников и о необходимости введения такой дистанционного формы творческого обучения школьников, по крайней мере, в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе.

Литература:

1. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 364-371.

2. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.

3 • Хуторской А. "Кружкой можно любоваться". Эвристическая олимпиада: как её подготовить и провести // Учительская газета. — 1996. - N35 (03.09). — С. 8.

Хуторской А. В. Дистанционные проекты и олимпиады Центра «Эйдос» — Статья в журнале «Компьютер в школе». — 1999. — № 1. - http://old.osp.ru/school/1999/01/07.htm

5. Хуторской А. В. Помни, ты способен на гениальные открытия! — Статья в газете «Первое сентября», 2000. - http://ps.1september.ru/2000/66/3-1.htm

Красников А.А. Дистанционная эвристическая олимпиада по предмету «физическая культура» // Интернет-журнал «Эйдос». - 2001. - 20 мая. - http://eidos.ru/journal/2001/0520.htm

7 Землянская Е. Дистанционные эвристические олимпиады по экономике // Экономика в школе. — 2002. — N3. — С.87-92.

Пахолкова И.Ю., Александрова О.С. «Глагол передвигается на тонких ножках…» — Из опыта участия в дистанционных эвристических олимпиадах, 2004. - http://rus.1september.ru/2004/43/8.htm

Доманский Е.В. Эврика, или как преодолеть отчуждение от собственного образования с помощью дистанционных олимпиад — Статья в Интернет-журнале «Эйдос». — 2004. — 5 сентября. - http://eidos.ru/journal/2004/0905.htm

10 Шерстова Е. В. Эвристические задания и их результат (на примере дистанционной олимпиады по русскому языку 2005 г.) - http://eidos.ru/journal/2006/0822-7.htm

11 Андрианова Г. А., Хуторской А. В., Кулешова Г. М. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — С.250-261. 
12. Сайт Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад - 
http://eidos.ru/olymp/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников" заняла III место во II Всероссийском конкурсе научных работ "Перспектива" в Ишимском Госуда...

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"...

Эвристические методы как средство развития творческих способностей

В статье рассматриваются некоторые эвристические методы как средство развития творческих способностей обучающихся в обучении иностранным языкам...

Театрализация как средство развития творческих способностей школьников. Виды театрализации.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмо...

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...