Доклад "Дифференциация на уроке как средство повышения творческой активности учащихся"
статья на тему

Карманова Нина Петровна

Доклад "Дифференциация на уроке как средство повышения творческой активности учащихся". Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад учителя истории и обществознания МБОУ ЛСОШ №2 им. Н.Ф.Струченкова

Кармановой Н.П.

на тему:

«Дифференциация на уроке как средство повышения творческой активности учащихся»

          Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня.

        Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

      То, что обучение, так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

     Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

    Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения.

          Как строить процесс дифференцированного обучения?

      Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

      Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

   Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

          Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.

 2 .Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

 3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

 4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий

            С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

        Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

       Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

     Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

   

  Уровневая дифференциация в обучении истории.

    Особенность использования данной формы дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащимся предлагают три варианта заданий различной степени сложности:

  • 1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
  • 2-я группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися.
  • 3- я группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.

         1 группа

        2 группа

          3 группа

Составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона.

При помощи картинки в учебнике описать усадьбу вельможи и составить небольшой письменный рассказ.

С помощью опорных слов:

 вельможи - знатные люди,

дом фараона, фонтан в саду,

каменный дом, вельможа целует сандалии фараона.

Составить небольшой устный

  рассказ о фараоне.    

Записать в тетради новые слова и понятия, раскрыть их значение, изученные на данном уроке.

Какие поручения давал фараон своим вельможам? Пользуясь книгой записать все поручения фараона в тетрадь.

С помощью картинки в

книге и текста записать

некоторые поручения фараона

вельможам в тетрадь.

По каким основаниям можно дифференцировать процесс обучения истории?

Дифференциация процесса школьного образования базируется на совокупности психолого-педагогических оснований. При этом важно учитывать особенности возрастного развития учащихся и психологических процессов в их сознании:

  • мышления (репродуктивного, творческого);
  • памяти (произвольной, непроизвольной), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения;
  • внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения);
  • воображения (воссоздающего, творческого);
  •  воли (способности достигать поставленные цели);
  • эмоций и др.

Дифференцированное обучение я применяю на разных типах уроков истории:  

  •  урок изучение нового материала;
  •  урок тестирование;
  •  урок практики;
  •  контрольный урок;
  • повторительно-обобщающий урок;
  • задание на дом получают по уровням сложности.

Например, урок тестирование.

     Тестирование поможет выделить 3 - 4 группы, для каждой составляются задания разной степени сложности:      

  • репродуктивные,
  • поисковые,    
  • логически-поисковые,
  • творческие.

Группы для дифференцированной работы были разделены по следующим критериям:

Работа с учебником

1 группа – самостоятельно находят соответствующий материал в учебнике. Отвечают на вопросы.

2 группа – учитель указывает страницу в учебнике, помогает найти нужный абзац.

3 группа – работают с помощью учителя, одноклассников, опорных слов, схем.

Работа с картой

1 группа – самостоятельно находят соответствующий объект на карте;

2 группа – находят объекты с помощью предложенных ориентиров;

3 группа – работают с помощью учителя.

Ответы на вопросы

1 группа – дают развёрнутый ответ.

2 группа – отвечают с помощью плана или наводящих вопросов.

3 группа – работают с помощью учителя, опираются на предложения с незаконченными предложениями или опорными словами.

В процессе обучения следует использовать все виды и формы организации учебной деятельности.

          Одной из распространенных форм внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания.

        При разработке и подборе упражнений использованы следующие способы дифференциации:

 – Дифференциация материала по объему учебного материала.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Сильные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое  не является обязательным для всех учеников. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.

– Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, пересказ текста параграфа, ответы на вопросы учителя, объяснение значений исторических понятий, знание дат исторических событий и. т.д. К продуктивным   относятся  задания, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности:

•          классификация исторических  терминов и понятий ;

•          составление кроссвордов  по предложенной тематике;

•          задания с недостающими или лишними данными;

•          выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

•          самостоятельное составление тестовых заданий, презентаций;

– Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

 При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации представляет дифференцированная самостоятельная работа. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.

– Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся.

Вашему вниманию представляем разноуровневые упражнения на этапе закрепления нового материала.

Вывод:

   Таким образом, для повышения качества образования сегодня необходимо сотрудничество учителя и учащихся, диалогичность и деятельностно-творческий характер процесса учения и выбора его содержания и способов, поддержка индивидуального развития ребёнка, воспитание в нём потребности для принятия решений. Для организации процесса дифференциации обучения необходим выбор и оптимальное сочетание дидактических методов с учётом уровней учебно-познавательной деятельности учащихся, их личностных качеств и способностей. При этом эффективная организация индивидуальной и групповой работы на уроке связана с учебными возможностями учеников, умственное развитие которых зависит от поэтапного повышения сложности учебного материала, что влечёт за собой рост их интеллектуальных способностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"

С этой статьей я выступала  на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся

Выступление на городском объединении учителей иностранного языка (2012-2013 учебный год)...