Нетрадиционные уроки как средство повышения познавательной активности русскоязычных учащихся на уроках мокшанского языка.
статья на тему

Житаева Лариса Леонидовна

Доклад. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление Житаевой Л.Л.54 КБ

Предварительный просмотр:

                             Л.Л.Житаева

Нетрадиционные уроки как средство повышения познавательной              активности русскоязычных учащихся на уроках мокшанского           языка.

Перед нами, учителями мордовских языков, стоит серьезная проблема: научить  русскоязычного учащегося говорить по- мокшански или по эрзянски, правильно выразить свою мысль.

 Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен!

 Именно сейчас, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, нужен человек смелый, творческий и инициативный. Наша цель – воспитать учеников достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, а стало быть, не разорвать тончайших  нитей, связывающих нас с прошлым. Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры мордовского народа, с уважением относиться к прошлому – этому стараюсь научить своих воспитанников. Я часто говорю ученикам о том, что каждый из них может стать представителем своего народа за пределами  республики, России, поэтому надо быть достойным сыном своей родины , знать обычаи, традиции мордвы.

  У  детей появляется  интерес изучать  культуру , искусство мордовских художников.  А любая культура начинается с изучения языка, литературы, истории родного края. К этому их готовлю  с первых уроков.

    Я работаю в образовательном учреждении 38-ой год.

Состав учащихся по национальному составу в нашей школе, примерно, 30% мордвы, 70% русских. Из этих 30% всего процентов 15 говорит по-мокшански , остальные или понимают, или родители мокшане, поэтому и дети пишутся мокшанами. Но если уж мы возвращаемся к истокам мордовской нации, к мордовской национальной культуре и традициям, то нужно заинтересовать учащихся и данный интерес следует поддерживать нетрадиционными приемами и формами работы. Т.е. детей, в первую очередь, к изучению мордовского языка следует заинтересовать. А если интересно будет на уроках, значит, они с удовольствием будут заниматься  внеклассной работой.

 Сделать многие понятия "живыми" для учащихся можно  созданием живой ситуации на уроке.

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению мокшанского  языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к мокшанскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Пробудить у детей интерес к изучению  языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный вызывать интерес, привлечь внимание детей, заставить мысль каждого ребенка работать. Для этого нужно как можно больше проводить нетрадиционные уроки.

Нетрадиционные уроки как средство повышения            познавательной              активности.

Первый год обучения проходит в основном в игровой форме

     Работая с детьми, не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребенком, не нужно выплескивать на него тысячи слов порицания, не нужно давить на его волю, закомплексовывать. Для этого необходима похвала: “Молодец, ты хорошо произносишь слова, говоришь без акцента,  умница . Пишешь лучше, чем на прошлом уроке, или чем неделю назад” или “Как ты повзрослел, став школьником”. Это прибавит ребенку уверенности в себе.

Мокшанский  язык  русскоязычные дети начинают изучать со второго класса, а до этого, как и у всех детей, их жизнь была связана с играми. Поэтому я на каждом уроке ввожу игровые моменты, а иногда чуть ли не весь урок проходит в игровой форме. Такие уроки не утомляют детей, проходят легко, интересно и дают крепкие знания. Н-р, проходим тему: «Фрукты, овощи»- играем в продавцов и покупателей, т.е. в «Магазин»; тему «Продукты питания» - играем «В столовой», тему «Одежда»  - наряжаем девочек «на свадьбу» или на праздник.  Праздничный костюм отличается от повседневного и вышивкой и множеством других элементов. На таких уроках дети знакомятся и с традициями мордовского народа, и с правилами поведения в столовой, в магазине.

Развитие интереса к изучению мокшанского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий в совершенствовании форм, методов и средств обучения. Проблемы построения интересных занятий играют существенную роль. Под интересом понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

                                   Урок взаимообучения

Уроки взаимообучения я начинаю более активно проводить со второго полугодия 3-го класса.  В каждом классе у меня по 25-29 человек. Спросить всех за урок не всегда получается, а дети все хотят получить оценки, а уроки взаимообучения им очень нравятся.

Дети проверяют друг у друга слова, при этом каждый из них представляет себя учителем. Далее ученики попарно задают вопросы по изученной теме и выслушивают ответы. Затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и за вопросы, и за ответы.

Ученики совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют себе оценки за активность и участие.

                                    Уроки-спектакли

С учащимися третьего класса я провожу урок-спектакль после изучения тем «Приглашение гостей», «Встреча гостей», «Угощение гостей» и в завершение всего цикла – «Идем на день рождения». На таких уроках дети учатся культуре поведения за столом, как вести себя в обществе, где есть и взрослые, и дети, что можно подарить на день рождения однокласснику и как это сделать. Здесь проявляются и умение, и творческие, и художественные способности.

Интегрированные уроки

Большой интерес вызывают у учащихся интегрированные уроки. Таким урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума.

 Так был проведен урок мокшанского языка и изобразительного искусства по теме «Мордовский женский костюм (Одежда)» . По компьютеру показали историю одежды, элементы вышивки, одели костюм на учителя, опять же немного затронули мифологию мордвы, связанную с элементами вышивки (следы птиц ), и теперь каждый ученик мог выбрать любой узор по образцу и рисовать.

При изучении счета и арифметических действий очень хорошо проводить интегрированные уроки с уроками математики.

Очень интересно прошел урок окружающий мир + мокшанский язык по теме «Вирень имошне» в 3-м классе. Мы знаем, как богаты наши леса. Поговорили о том, чьи родители или родственники любят ходить за ягодой, кто сам собирал какие-либо ягоды, есть ли свои излюбленные места сбора ягод (ягодники). Вспомнили интересные моменты сбора ягоды. Потом по заданию учителя дети посетили библиотеку и подготовили сообщения. Таким образом, мы видим, что дети занимаются своеобразной научно-исследовательской работой. К интегрированному уроку дети приготовили рисунки, поделки из разного материала, подготовили стихи на русском и мокшанском языке, песни; из журнала «Якстерь тяштеня» подобрали пословицы, поговорки, загадки. К таким урокам подготовиться помогают и родители.

Проводятся такие уроки в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках одной темы. Ведут уроки 2 педагога. Используются различные способы воздействия на учащегося: видео – художественный, музыкальный ряд, чтение и показ нужных материалов. Такие уроки можно назвать уроками-праздниками.

Урок – игра или урок-театр.

Игра со всеми ее атрибутами, преодолением препятствий, фантазированием, актерством. Детям нравятся уроки-игры, н-р: «Угадай словечко» по передаче Валдиса Пельша «Угадай мелодию» или игровые моменты, которые провожу почти на каждом уроке.    

Игры на времена года:

- «Осенний букет». Дети очень любят соревнования. К доске выходят два ученика. Учитель по очереди называет слова. Перевёл – выбирай красивый лист (учитель приносит штук 20, раскладывает на столе). Выигрывает тот, кто знает больше слов. Значит, у того и букет больше.

- «Кто быстрее» проводится зимой, когда проходим тему «Части тела – ронгонь пяльксне».  Приношу шаблоны из толстой бумаги «Снеговика». Кто лучше знает слова, тот быстрее соберет снеговика.

Кроссворды - игры-задачи, в которых фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Кроссворд таит в себе  большие возможности для развития творческие способностей ребенка, тренировки памяти и развивает интерес к урокам. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она на закреплении материала.

Урок – викторина

Викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание какого-либо материала или применение правил. Вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне. Так в пятом классе, когда прошли тему «Мокшэрзянь писательхне и поэттне», провели урок-викторину по сказкам В.И.Мишаниной «Сиянь ракакудня», «Куйгорож», «Пингонь ортат», Ф.Атянина «Сельведь-богатырь». Во-первых, дети с большим интересом изучали мордовские сказки, а во-вторых, каждому хотелось показать свои знания.

Использование ИКТ на уроках

Также одним из эффективных методов пробуждения интереса к предмету является использование ИКТ  на уроках.  Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами.. Детей привлекает не только работа с панелью инструментов, но и работа с мультимедийной программой.  Особенно в старших классах детей привлекают уроки -презентации. Дети активно принимают участие в сборе материала  по жизни и творчеству писателей, создают самостоятельно  слайд-шоу. Так учащиеся 6-го класса представили прекрасные презентации «Мой город Ковылкино», «Город, в котором я живу». Семиклассники  - слайд-шоу «Моя Мордовия», «Столица Мордовии – Саранск».

Воспитание любви к мокшанскому языку – одна из важных задач учителя.

Заложить основы для овладения устной и письменной речью невозможно, если не заинтересовать учащихся.

Важным условием формирования осмысленного отношения к изучаемым фактам языка является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность. Такой формой общения является сотрудничество. При этом ребенок ощущает доверие к себе, уважение к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться, считаются, мнение которой ценят. Педагог не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советом. Они вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"

С этой статьей я выступала  на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"

Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновацио...