Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.
статья на тему

Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подходы к организации работы с педагогическими         затруднениями

Задачи:

1) Выявить наиболее характерные для данного коллектива педагогические затруднения.

2) Определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.

Анализ  диагностической карты
по изучению трудностей в работе учителей

  • Большой разрыв в подготовке и способностях учащихся в классах (так называемые         «mixed abilities classes»)
  • Использование разнообразных форм работы на уроке;         
  • Обеспечение самостоятельной и активной работы уч-ся в течение всего урока;
  • Замедленный темп урока в отдельных группах (группы слабых учащихся или «группы медленного шага»);
  • большое количество учащихся с логопедическими проблемами
  • Типичныt диагнозы
  •         ОНР – общее недоразвитие речи;
  • ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие
  • Дислалия – нарушения звукопроизношения
  • Дислексия – нарушения чтения
  • Дисграфия – нарушения письма 

  • Осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения;
  • Слабое развитие навыков устной речи, неразвитая память, с трудом учат наизусть ( в том числе и ученики 9 кл.)
  • Выявление типичных причин неуспеваемости, невыполнения домашних заданий;
  • Работа с родителями;
  • Развитие интереса к учению и потребностей в знаниях;
  • Обеспечение сознательной дисциплины учащихся;  
  • Организация внеклассной работы по предмету (трудно выбрать время для подготовки к внеурочным мероприятиям из-за большой загруженности        учеников).

Пути решения проблем

  1. В школе обучаются ученики с разным уровнем подготовки, способностей и развития, дети из детских домов и многодетных семей.  Наше м/о  имеет опыт деления на подгруппы в соответствии с уровнем развития детей, в частности, такое разделение было сделано в 4 и 6 классах.  Хотя все мы, в принципе, сторонники равномерного деления на языковые подгруппы, но в данном случае единственным выходом было деление на «сильную» и «слабую группу» (точнее, группу медленного шага, так как мы работаем по той же программе, но идём более медленным темпом.)

Преимущества такого деления мы видим в том, что это позволяет использовать индивидуальный подход в обучении, дифференцированные задания, не ущемляя интересы учеников. Более сильные ученики больше успевают сделать на уроке, могут работать в хорошем темпе и требуют большей нагрузки на уроке и дома.

Однако в более слабых группах такой высокий темп и интенсивность работы невозможны, эти дети просто не смогут воспринимать материал и скатятся на «2».

Для примера приведу задания, которые вызывают трудности у учащихся из слабой подгруппы:

  1. Чтение текста по ролям (так как они не воспринимают текст как целое, не видят, где конец предложения, не понимают, где кончается реплика одного героя и начинается реплика другого).
  2. Работа с текстом (ответ на вопросы, особенно на вопрос «почему?»)
  3. Задания типа «Согласись или не согласись» (не могут построить отрицательное предложение, не понимают структуру предложения, главные члены, путают части речи.) Эти же проблемы, вероятно, имеют место и на уроках русского языка.
  4. С трудом учат наизусть, плохо развита память, речь, логика, не могут целиком воспроизвести предложение.

В то же время, учащиеся из более сильной группы с легкостью справляются с подобными заданиями, хотя, естественно, могут допускать ошибки.

Опыт работы в таких подгруппах показывает, что и среди более слабых детей выявляются свои лидеры, и те ученики, которые хорошо работают во время урока и выполняют домашние задании добросовестно, могут успевать удовлетворительно, а кто-то и хорошо.

Выводы:

  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности слабых учащихся и планировать урок с учётом трудностей, которые могут у них возникнуть при усвоении данной темы,
  • Новый материал следует давать дозированно, чтобы он хорошо был усвоен, учитывать принцип доступности и посильности, больше закреплять,  но и требовать максимальной отдачи (то есть  мы всё разбираем на уроке и на дом даём материал на закрепление, повторение и это уже работа ученика).
  • Не забывать о смене деятельности на уроке (фонетическая зарядка, хоровое и индивидуальное проговаривание, устная работа, чтение, письмо).
  • На уроке учеников следует максимально загружать, приучать их слушать учителя и друг друга, объяснять им, что чем больше они сделают на уроке, тем легче им будет дома. 
  • В смешанных группах (mixed-abilities class) нужно использовать  индивидуальный и дифференцированный подход, делать сильных учеников помощниками учителя  (во время опроса ученики могут внимательно следить за ответами своих товарищей, отмечать ошибки  и оценивать их ответы или выполнять индивидуальные задания ), но выслушивать надо всех.
  1. Недобросовестное, некачественное выполнение заданий:. Повторюсь, что материал практически полностью разбирается на уроке (читаем и переводим текст, отвечаем на вопросы, составляем план пересказа, устно проговариваем, разбираем те грамматические задания, которые дома надо выполнить письменно и следовательно, ученикам требуется дома закрепить материал урока, выучить наизусть устное задание, сделать письменное задание в домашней или рабочей тетради. И на следующий день становится ясно, как ученик поработал дома. Крайне неприятное впечатление производит плохо выученный урок, грязная тетрадь с отвратительным почерком. В данном случае, мы должны проявлять принципиальность и настойчивость, требуя от ученика качественного выполнения домашнего задания, объясняя ученикам и их родителям, что если они будут довольствоваться только сделанным на уроке, то больше «удовлетворительной» оценки они не получат, что язык требует повседневной работы, как и музыка. Требования в школе должны быть едиными.
  2.         Работа с родителями часто представляет сложность, так как не все родители понимают, для чего они отдают детей в школу и пытаются переложить на школу все свои обязанности, не считают нужным готовить детей к учёбе в школе, не развивают их, а также путают светское образование и духовность, не понимают, что в православной школе их дети должны получить хорошее образование. Странно также, что некоторые родители не проявляют никакого интереса к успехам или неуспехам  своих детей и не приходят в школу даже по вызову преподавателя. Часто  эффективной бывает индивидуальная работа с родителями, так как на общем собрании невозможно говорить о проблемах конкретного ребёнка,  можно говорить об общих требованиях к выполнению заданий и т.д. Надо сделать родителей своих учеников союзниками.
  3. Выше говорилось о большом количестве детей с логопедическими проблемам и здесь напрашивается такой вывод: при приёме в первый класс или при приёме новых учеников в школу следует серьёзно предупреждать родителей, что их детям предстоит углублённо изучать английский язык, а это означает большую дополнительную нагрузку и ответственность. Если они хотят учиться в этой школе, то должны выполнять требования.

Советы  учителям для развития коммуникативных способностей

  1. Учитель не  должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
  2. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
  3. Педагогически целесообразные отношения строятся на  взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
  4. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
  5. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.  
  6. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

 

Три основные фактора, способствующие развитию “педагогического криза“.

 

  • Во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствие отдачи от учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического.
  • Во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять — неизвестно.
  • В-третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

 Перечень синдрома эмоционального сгорания

 

  • усталость, утомленность, истощение;
  • психосоматическое недомогание;
  • негативное отношение к ученику и самой работе;
  • скудность репертуара рабочих действий;
  • злоупотребление табаком, кофе, алкоголем и т.п.;
  • отсутствие аппетита или наоборот переедание, негативная       "Я-концепция";
  • агрессивные чувства (раздражительность, напряженность,тревожность, беспокойство, взволнованность );
  • упадническое настроение и связанные с этим эмоции: пессимизм, цинизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности.

  • Подходы в разрешении трудностей педагогической деятельности.
  • повышение квалификации
  • саморегуляция эмоционального состояния

             

                                                      Доклад подготовила Астахова О.Б.( учитель английского                  

           языка, председатель М/О учителей англ. яз.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные подходы к организации и проведению педагогического совета.

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности , базирующейся на практическом опыте и полученных знаниях, является залогом формирования ключевых компетенций школьников. ...

дипломная работа "Проблемно-коммуникативный подход в организации изучения анг. языка в школе".

Целью данной дипломной работы является  определение педагогических условий, обеспечивающих активизацию познавательной активности школьников.  В первых двух главах описываются теоретические о...

Современные подходы к организации методического сопровождения педагогической деятельности

В презентации представлен опыт применения ИКТ технологий на уроке геометрии...

Организация учебного процесса с помощью технологических карт при изучении курса алгебры в 8 классе по технологии В.М. Монахова

Данная технология позволяет:реально выполнять принцип гарантированности обязательной подготовки учащихся;осуществлять равноправное положение учителя и ученика;учащимся знать конкретные требования к их...

Устное (итоговое) собеседование в системе оценивания метапредметных речевых достижений обучающихся. Анализ затруднений и пути решения проблем.

 Устное собеседование наряду со Всероссийскими проверочными работами и Государственной итоговой аттестацией является одним из видов оценки качества подготовки обучающихся. КИМ собеседовани...