Выступление на районном МО
статья на тему

Малыгина  Марина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на рмо25.4 КБ
Файл выступление на рмо170.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ-СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска

Выступление

на секции учителей технологии

по теме

 «Особенности составления учителем предметных программ (рабочие программы по технологии) в соответствии с требованиями

 ФГОС ООО»

Подготовила

учитель технологии

МБОУ-СОШ №1  

Малыгина М.В.

2014-2015 уч. год

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА из фгос :

«Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА - учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной(типовой) и (или) авторской программы для конкретного класса, ОУ, имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения

тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном ОУ.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа разрабатывается с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

• Закон РФ «Об образовании»;

• ФГОС (базовый/профильный уровни);

• Примерная программа по предмету (базовый/профильный уровни);

• Методические письма о преподавании предмета;

• Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);

• Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебномпроцессе;

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса, дисциплины) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка (1-2 стр.)

3. Требования к уровню подготовки учащихся (0,5-1 стр).

4. Учебно-тематический план с определением основных видов

учебной деятельности (1-2 стр);

5. Содержание программы учебного курса (от 2 стр.)

6. Календарно-тематическое поурочное планирование

7. Средства контроля

8. Перечень учебно-методического обеспечения

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст

На титульном листе указывается:

полное наименование Школы в соответствии с Уставом,

название рабочей программы (предмет, курс, дисциплина),

адресность (класс или ступень обучения, или возраст

обучающихся),

уровень обучения (базовый или профильный) срок реализации,

гриф рассмотрения на заседании МО,

гриф утверждения программы научно-методическим советом,

гриф утверждения программы директором школы,

сведения о составителе или авторе (составителях или авторах) программы с указанием должностей и квалификационных категорий,

сведения о рецензентах (если требуется),

прочие данные (например, результаты экспертизы, гриф согласования с МЦКО).

В ТЕКСТЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ следует указать:

• название, автор и год издания примерной, авторской учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа;

• соответствии рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования;

• внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;

• цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта)

• преемственность и интегрированность содержания курса с другими общешкольными и специальными предметами,

• возможности курса для поддержки процессов саморазвития, самоопределения, самопознания

• личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

• используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой Школы) ;

• количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю, в том числе количество часов для проведения к/р, л/р, п/р,экскурсий;

• формы контроля и возможные варианты его проведения;

• обоснование форм и методов преподавания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В этом разделе следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Может использоваться формулировка требований с учетом

формирования ключевых компетенций. Главное, чтобы требования, прописанные в рабочей программе не были ниже, сформулированных в учебной программе, принятой за основу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН отражает последовательность изучения разделов и тем программы, должен содержать наименование тем разделов, общее количество часов. Отдельно выделяются лабораторные, практические, контрольные работы, экскурсии, контрольные сочинения, контрольные изложения, диктанты, контрольные тестирования, учебные проекты и т.п. в зависимости от специфики курса.

Оформляется в виде таблицы, количество столбцов в которой зависит от особенностей учебного материала:

1. № п/п

2. Темы и разделы

3. Количество часов

а) всего

б)Лабораторные, практические работы

в)Контрольные работы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ выполняется в виде плана-сетки с указанием темы урока, даты проведения, количества часов, содержания по стандарту, требований к уровню подготовки обучающихся, форм контроля и

оборудования. Может быть дополнено домашним заданием, типами и формами уроков, информационным сопровождением, т.е. по сути представляет собой технологическую карту

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

структурный элемент программы, который включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета.

Это могут быть тексты контрольных и самостоятельных работ, тестовые задания, педагогические тесты, проверочные карточки-задания и др. Подобрать их можно из разных источников или разработать самим. Средства контроля должны находиться в

логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета. Устные контролирующие материалы представляют собой перечень вопросов и заданий.

Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Например: если в плане предусмотрены 5 к/р, то к рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ.

В перечне УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ методические и учебные пособия,

сборники упражнений и задач, тестов и т.д., справочные пособия, наглядный материал, оборудование и приборы, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию. Их можно распределить по четырем группам:

1. Литература

2. Дидактические материалы

3. ИК поддержка

4. Оборудование и приборы

Паспорт кабинета

Учебный кабинет– учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится методическая, учебная, факультативная и внеклассная работа с

учащимися школы.

Цель паспортизации учебного кабинета:

проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения

образовательного процесса с целью наиболее полного его использования в учебно-воспитательной работе.

Разделы паспорта:

1. Техника безопасности и охрана труда в кабинете

2. Занятость кабинета на 20__/__ уч. год

2.1. Урочные часы работы кабинета.

2.2. Внеурочные часы работы кабинета на 20__/__ уч. год:

Факультативные занятия.

Дополнительное образование.

3. План работы кабинета на 20__/__ уч.год

4. Опись имущества кабинета.

5. План-схема кабинета

6. Учебно-методическое обеспечение кабинета.

6.1. Дидактические и раздаточные материалы.

6.2. Учебно-методическая и справочная литература.

6.3. Внеклассные разработки по темам.

6.4. Работа с родителями.

6.5. Подготовка к олимпиадам.

6.6. Видео - и аудиоматериалы.

7. План развития кабинета на 20__/__ уч. год.

8. Анализ работы кабинета в 20__/__ уч. году


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации по составлению рабочей программы учебного курса Подготовила учитель первой квалификационной категории МБОУ-СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Брянской области 2014-2015 уч.год

Слайд 2

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский

Слайд 3

Из ФГОС: «Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса»

Слайд 4

Рабочая программа - учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной(типовой) и (или) авторской программы для конкретного класса, ОУ, имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном ОУ.

Слайд 5

Нормативно-правовая база разработки рабочей программы Рабочая программа разрабатывается с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах: • Закон РФ «Об образовании»; • ФГОС (базовый/профильный уровни); • Примерная программа по предмету (базовый/профильный уровни); • Методические письма о преподавании предмета; • Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету); • Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе;

Слайд 6

Структура рабочей программы Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса, дисциплины) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка (1-2 стр.) 3. Требования к уровню подготовки учащихся (0,5-1 стр). 4. Учебно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности (1-2 стр); 5. Содержание программы учебного курса (от 2 стр.) 6. Календарно-тематическое поурочное планирование 7. Средства контроля 8. Перечень учебно-методического обеспечения

Слайд 7

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст

Слайд 8

НА ТИТУЛЬНОМ ЛИСТЕ УКАЗЫВАЕТСЯ: •полное наименование Школы в соответствии с Уставом, •название рабочей программы (предмет, курс, дисциплина ), •адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся ), •уровень обучения (базовый или профильный) •срок реализации, •гриф рассмотрения на заседании МО, •гриф утверждения программы научно-методическим советом , •гриф утверждения программы директором школы, • сведения о составителе или авторе (составителях или авторах ) программы с указанием должностей и квалификационных категорий, •сведения о рецензентах (если требуется ), •прочие данные (например, результаты экспертизы, гриф согласования с МЦКО ).

Слайд 9

В ТЕКСТЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ СЛЕДУЕТ УКАЗАТЬ: • название, автор и год издания примерной, авторской учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа; • соответствии рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования; • внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование; • цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта) • преемственность и интегрированность содержания курса с другими общешкольными и специальными предметами, • возможности курса для поддержки процессов саморазвития, самоопределения, самопознания • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса • используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой Школы) ; • количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю, в том числе количество часов для проведения к/р, л/р, п/р,экскурсий; • формы контроля и возможные варианты его проведения; • обоснование форм и методов преподавания.

Слайд 10

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В этом разделе следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Может использоваться формулировка требований с учетом формирования ключевых компетенций. Главное, чтобы требования , прописанные в рабочей программе не были ниже, сформулированных в учебной программе, принятой за основу.

Слайд 11

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, должен содержать наименование тем разделов, общее количество часов. Отдельно выделяются лабораторные, практические, контрольные работы , экскурсии, контрольные сочинения, контрольные изложения, диктанты , контрольные тестирования, учебные проекты и т.п. в зависимости от специфики курса. Оформляется в виде таблицы, количество столбцов в которой зависит от особенностей учебного материала. А именно: 1. № п/п 2. Темы и разделы 3. Количество часов а) всего б)Лабораторные, практические работы в)Контрольные работы

Слайд 12

Содержание программы учебного курса включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания .

Слайд 13

Календарно-тематическое поурочное планирование выполняется в виде плана-сетки с указанием темы урока, даты проведения , количества часов, содержания по стандарту, требований к уровню подготовки обучающихся, форм контроля и оборудования . Может быть дополнено домашним заданием, типами и формами уроков, информационным сопровождением . То есть по сути представляет собой технологическую карту.

Слайд 14

Контрольно-измерительные материалы структурный элемент программы, который включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Это могут быть тексты контрольных и самостоятельных работ, тестовые задания, педагогические тесты, проверочные карточки-задания и др. Подобрать их можно из разных источников или разработать самим. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета. Устные контролирующие материалы представляют собой перечень вопросов и заданий. Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Например: если в плане предусмотрены 5 к/р, то к рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ.

Слайд 15

В перечне учебно-методического обеспечения методические и учебные пособия, сборники упражнений и задач, тестов и т.д., справочные пособия, наглядный материал, оборудование и приборы, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии стребованиями к библиографическому описанию. Их можно распределить по четырем группам: 1. Литература 2. Дидактические материалы 3. ИК поддержка 4. Оборудование и приборы

Слайд 16

ЛИТЕРАТУРА • Закон РФ «Об образовании»; • ФГОС (базовый/профильный уровни); • Примерная программа по предмету (базовый/профильный уровни); • Методические письма о преподавании предмета; • Требования к оснащению учебного процесса ( по конкретному предмету); • Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Выступление на районном семинаре "Коллективный проект- " Спешите делать добро"

"Спешите делать добро" - результат работы моего класса (5-6 класс)....

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Презентация Виды учреждений ДОД Азовского района (выступление на районной конференции)

МБОУ ПОСЕЛКОВАЯ СОШ   АЗОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ    Завуч по воспитательной работе   Ибрагимова Л.С. Кружок «Хозяюшка» руководитель Коврикова В....