Подготовка к ОГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме

Подготовка к ОГЭ по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

2

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

1

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

0

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

2

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

1

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста ;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

0

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

1

б) допущено более 2-х речевых ошибок

0

Максимальный балл

5

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

7. Учитывать  при ответе позицию автора (при анализе стихотворений – авторский замысел).

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть  теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения?
  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Выделите в формулировке главные слова.
  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  4. Найдите в текстах основания для сравнения.
  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?

ПОЭТ

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком

На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом

В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает...

        -------------------

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов  Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

 И, отзвук мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны...

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

(М.Ю. Лермонтов, 1839)

ПОЭЗИЯ

 

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с Небес слетает к нам —

Небесная к Земным Сынам,

С лазурной ясностью во взоре —

И на бунтующее Море

Льет примирительный елей.

 (Ф.И. Тютчев, 1850)

1-3.Выделим в формулировке задания слова «различаются», «представления авторов». Вспомним литературоведческие понятия.

«Представления авторов» –  авторская позиция: каково назначение поэта и поэзии.

Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.

Чтобы понять идею стихотворения, необходимо проанализировать его образную структуру, композицию, выразительные средства и др.

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса.

4. Основания для сравнения названы в формулировке задания: о назначении поэта и поэзии.

Выделим ключевые строки, слова:

Лермонтов

Тютчев

Поэт сравнивается с кинжалом

не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье

Назначенье поэта:

…мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы;

…отзвук мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных;

…власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье.

Небесное противопоставлено Земному.

На земле -  грома, клокочущие страсти, пламенный раздор, бунтующее Море.

Она с Небес слетает к нам —

Небесная;

С лазурной ясностью во взоре;

Льет примирительный елей.

  1. Составим связный ответ.

1-й абзац – заявляет общую тему.

2-й абзац – представление Лермонтова.

3-й абзац – представление Тютчева.

4-й абзац – вывод.

Оцените сочинение. 

Представления Лермонтова и Тютчева о предназначении поэта и поэзии совершенно различны.

Стихотворение Лермонтова «Поэт» построено на сравнении поэзии с кинжалом: подобно боевому оружию,  превратившемуся  в «бесславную и безвредную игрушку», поэзия утратила свое общественное предназначение. Поэт – «осмеянный пророк», променявший власть над толпой на злато. Обличая поэта «изнеженного века», Лермонтов призывает поэта стать, как раньше, выразителем народных дум, когда его «могучие слова», «простой и гордый язык» «воспламеняли бойца на битву» и были подобны колоколу «на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Тютчев имеет совершенно другое представление о роли поэзии  и месте поэта в обществе. Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» построено на контрасте земного и небесного. Земную картину создают образы грозы («клокочущих страстей», «пламенного раздора») и «бунтующего моря», символизирующие жизнь человечества. Поэзия, по мысли Тютчева,  имеет божественное происхождение: «с небес слетает к нам — Небесная», она приносит в человеческий мир страстей «лазурную ясность», «льет примирительный елей».

Таким образом, Лермонтов утверждает высокий идеал гражданской поэзии, а Тютчев считает, что роль поэзии – дарить человечеству гармонию и мир.

К 1 –

К 2 –

К 3 –

Примеры сопоставительного анализа.

Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова с приведённым стихотворением А. К. Толстого. Какие мотивы сближают эти стихотворения? 

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

М. Ю. Лермонтов.1841г.

С ружьем за плечами, один, при луне,

Я по полю еду на добром коне.

Я бросил поводья, я мыслю о ней,

Ступай же, мой конь, по траве веселей!

Я мыслю так тихо, так сладко, но вот

Неведомый спутник ко мне пристает,

Одет он, как я, на таком же коне,

Ружье за плечами блестит при луне.

"Ты, спутник, скажи мне, скажи мне, кто ты?

Твои мне как будто знакомы черты.

Скажи, что тебя в этот час привело?

Чему ты смеешься так горько и зло?"

– "Смеюсь я, товарищ, мечтаньям твоим,

Смеюсь, что ты будущность губишь;

Ты мыслишь, что вправду ты ею любим?

Что вправду ты сам ее любишь?

Смешно мне, смешно, что, так пылко любя,

Ее ты не любишь, а любишь себя.

Опомнись! Порывы твои уж не те,

Она для тебя уж не тайна,

Случайно сошлись вы в мирской суете,

Вы с ней разойдетесь случайно.

Смеюся я горько, смеюся я зло

Тому, что вздыхаешь ты так тяжело".

Все тихо, объято молчаньем и сном,

Исчез мой товарищ в тумане ночном,

В тяжелом раздумье, один, при луне,

Я по полю еду на добром коне...

А. К. Толстой. 1851г.

Оцените сочинение. 

Стихотворения М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого схожи по мотивам и образам. Так, например, в обоих стихотворениях присутствует мотив утраченной     любви. У Лермонтова он выражен в словах: «Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье. Люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою…». У Толстого это звучит следующим образом: «Её ты не любишь, а любишь себя". А также в обоих стихотворениях присутствует        мотив внутренней раздвоенности. Лирические герои сближены в этих двух      мотивах. Это разочарованные эгоисты, не сумевшие удержать светлое чувство.

К 1 –  

К 2 –      

К 3 -

МОТИВ  — устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных и литературно-художественных произведениях.

Нередко мотив содержит в себе отчетливые элементы символизации (дорога у Н.В. Гоголя, сад у А.П. Чехова, метель у А.С. Пушкина и русских символистов, карточная игра в отечественной литературе XIX века). Термин «мотив» используется и в ином значении: мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя (например, нравственное возрождение человека; алогизм существования людей).

Сопоставьте стихотворение С. Есенина с приведённым стихотворением А. С. Пушкина. Что сближает оба стихотворения?

Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль. 

С. Есенин.

Зимняя дорога.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

А. С. Пушкин.

Оцените сочинение. 

Стихотворения Есенина и Пушкина схожи по тематике, образам, размеру и различаются по мотивам. В обоих стихотворениях через восприятие лирического героя передаётся зимний пейзаж. Но если у Есенина пейзаж окрашен в светлые тона: «Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль…», то в стихотворении Пушкина звучат печальные, грустные мотивы: «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она…».

В обоих стихотворениях присутствует образ дороги. Этот образ и в том, и в другом стихотворении является сквозным, с него начинается стихотворение, им же заканчивается, что делает композицию стихотворений кольцевой. Также оба стихотворения написаны одним стихотворным размером – двустопным хореем.

К 1 –        К 2 –       К 3 -

 КЛИШЕ

1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)... 

2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.

3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность.

4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство...

5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений. 

6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность)

7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет...

8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста

автор положил противоположность чувств (Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.

9. Стихотворения ... , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них  позиция лирического героя и совершенно разные  настроения.

10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков)   можно сделать следующий вывод.

План сопоставительного анализа.

Один текст является опорным.

1.     Определите предмет, направление сопоставления (характеры героев, поступки, мотивы, образы и т. д.)

2.     Найдите в обоих текстах элементы, отвечающие заданию.

3.     Соотнесите их между собой.

4.     Найдите принцип, по которому они объединены.

5.     Обозначьте по пунктам общие позиции.

6.     Покажите различия по пунктам.



Предварительный просмотр:

Учимся краткому ответу на вопрос по литературе

Фрагмент повести А.С.Пушкина «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» 

Береги честь смолоду.

Пословица.

ГЛАВА II 

ВОЖАТЫЙ 

…Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! -- сказал он,-- за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. "Хорошо,-- сказал я хладнокровно;-- если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп".

-- Помилуй, батюшка Петр Андреич! -- сказал Савельич.-- Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

-- Это, старинушка, уж не твоя печаль,-- сказал мой бродяга,-- пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

-- Бога ты не боишься, разбойник!-- отвечал ему Савельич сердитым голосом.-- Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

-- Прошу не умничать,-- сказал я своему дядьке;-- сейчас неси сюда тулуп.

-- Господи владыко! -- простонал мой Савельич.-- Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".-- Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе…

С1. В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется вам наиболее значимой и почему? (дать краткий ответ 5-10 предложений)

Краткий ответ на вопрос – один из речевых жанров. Это набор суждений (мыслей) по каждому из ключевых слов формулировке задания. Каждая мысль при этом обосновывается. Нет вступления. Нет никаких отступлений от задания.

Как выполнять?

  1. Внимательно читай задание
  2. выделяй в формулировке ключевые слова
  3. находи все подсказки
  4. проверяй себя текстом фрагмента
  5. помни определение литературоведческого понятия

Образец выполнения.

  1. Какое слово выделили в задании?

(Тема – изображение автором разных аспектов действительности: событий, взаимоотношений, идей и ценностей)

  1. О чем эпизод? Выдели среди ответов самые важные.
  • О спокойном утре
  • О желании отблагодарить вожатого
  • О чести
  • О споре с Савельичем
  • О заячьем тулупе
  • Об упрямстве Савельича
  • О чувстве долга

(Гринев воспитан по законам чести и долга, и поэтому не может не отблагодарить вожатого за доброе дело.)

  1. Найди в тексте самое важное высказывание Гринева.

  (Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения.)  

  1. Вспомни важные темы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

(Эпиграф к роману – «Береги честь смолоду».)    

  1.  Как ведет себя Гринев в сложных и опасных для него ситуациях?

(штурм Белогорской крепости, присяга новому «государю» Пугачеву – во всех случаях он верен дворянскому долгу.)

  1. Помимо темы чести и долга есть тема милосердия. Она выражена в короткой фразе «вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко».
  2. Развивается ли она в дальнейшем?

 (помилование Гринева; разговор императрицы с Машей Мироновой) Тема милосердия важна в романе, потому что выражает авторскую позицию – гуманное отношение к человеку вне зависимости от его сословной принадлежности.

В этом эпизоде получают свое развитие тема долга и чести, тема милосердия.

Тезис 1

Наиболее значима тема долга и чести.

Тезис 2

Во всех жизненных ситуациях Гринев остается верен дворянскому долгу и честен в поступках:

Аргумент

он отказывается присягнуть «государю» Пугачеву, осуждает предательство Швабрина, верен царю и отечеству.

Примеры

Пугачев также верен своему слову:

Аргумент

он помнит подарок Гринева –

Пример

знак добрых человеческих отношений

Вывод

Оцени сочинение-ответ

Мне кажется, что самая важная тема этой главы – начало хороших отношений между Пугачевым и Гриневым.

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Гринева, не подари он заячий тулуп. Также этот эпизод показывает то, что Пугачев держит свое  обещание : «Век не забуду ваших милостей». Когда Пугачев вошел в Белогорскую крепость, он хорошо отплатил: он даровал Гриневу жизнь, а позже становится его покровителем. Затем он по просьбе Гринева освобождает Машу из-под власти Швабрина и потом предлагает: «Пожалуй, я буду посажёным отцом. Дай вам Бог любовь да совет!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе

On-line игры помогут отработать основные термины и понятия, необходимые для успешного написания части В ЕГЭ по литературе.Роды и жанры литературы:http://quizlet.com/_5o7ktСюжет и элементы сюжета, конф...

Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)

Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....

Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с поняти...

On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе (жизнь и творчество Ф.М.Достоевского)

On-line игры по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского помогут при подготовке к ЕГЭ по литературе и при изучении романа1. Достоевский Ф.М.: жизнь и творчествоhttp://quizlet.com/_6pi052. Достоевский ...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...