Использование развивающих приемов обучения на уроках русского языка.
учебно-методический материал на тему

Использование развивающих приёмов обучения может не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и сделать урок более живым, интересным, позволит сэкономить значительное количество времени на различных этапах урока, повысить мотивацию, найти форму подачи материала, доступную даже самым слабым учащимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающих приёмов обучения

Использование развивающих приёмов обучения может не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и сделать урок более живым, интересным, позволит сэкономить значительное количество времени на различных этапах урока, повысить мотивацию, найти форму подачи материала, доступную даже самым слабым учащимся.

Каждый урок необходимо начинать с организационного момента, так как дети с трудом включаются в работу в начале урока. Если учитель потратит 3-4 минуты драгоценного времени на организацию детей и мотивацию их деятельности, в дальнейшем внимании школьников будет более устойчивым.

Можно использовать некоторые формулы, заимствование из практики аутотренинга, помогающие овладеть приемами самоконтроля, создающие положительный настрой на уроке, позволяющие снизить возбудимость и нервозность одних детей и активизировать других, заторможенных.

Приведу некоторые формулировки (произносится медленно, четко, с улыбкой).
Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело на уроке. Все получают хорошие отметки…
Мы начинаем изучать новую тему. Она очень простая (не очень простая, но вы все поймете)…
Следует иметь в виду, что учитель
не должен употреблять слова трудно, сложно,- это на уровне познания ставит барьер между учителем и учеником. Отрицательную частицу НЕ наше подсознание отбрасывает, не воспринимает.


1. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант.
Позволяет ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро припомнить для усвоения новой темы, а учителю – быстро диагностировать и в случае необходимости провести коррекцию плохо усвоенного.
Данный вид работы развивает быстроту реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.
Детям дается установка: вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Итоговый ответ выглядит, например, так: 001010.
2.Заполнение  «слепых» таблиц.

Ученик должен сделать вывод, объясняющий сведения, записанные в графическом виде, что служит развитию монологической речи, умение систематизировать, обобщать материал.
3. Нахождение соответствий между правой и левой частями таблицы. Соединить соответствующие части стрелками.

4. Различие предложений на слух.
Учитель читает предложение, ученики ставят его номер в соответствующую колонку:
             Определенно-личные                  неопределенно-личные               безличные

5. Шифровки.
Развивают концентрацию внимания и моторную память.

Сравните 2 таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. Какое предложение получилось? Составьте его схему.

5

30

25

28

1

24

6

29

26

27

15

16

2

17

18

14

13

12

7

19

13

2

11

20

8

4

22

10

21

9

н

.

т

н

в

о

а

о

е

м

в

о

к

м

ё

я

а

д

т

л

л

о

у

,

е

м

ы

к

б

,

Тренировка наблюдательности.

Я

о

о

ю

с

р

т

л

л

е

с

б

и

д

е

ю

д

г

м

л

6. Игра «О, счастливчик!»

7. Конструирование предложений.


8.Схематический диктант «Кто быстрее?» - Тренирует умение на слух определять структуру предложения.
Ученики записывают только схемы предложений.

9. Попытайтесь восстановить текст:
Смотри, как облаком ………………

Фонтан  ………..  клубится,

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце …………. дым.

А. Фет.

10. Слуховые диктанты способствуют формированию устойчивого внимания, увеличивают объем слухового восприятия.
Необходимо подготовить наборы из 6 предложений. Каждый последующий набор на 1-2 знака больше предыдущего.
Каждое предложение читается 1 раз.
Учащиеся обязательно нумеруют предложения и записывают каждое с новой строки. Затем подсчитывается количество знаков в предложениях и записывается на полях. После этого идет проверка правильного воспроизведения предложений. Возможен комментарий по отдельным орфограммам.
Например:

1) 1. Один день год кормит. 17
2. Сосны машут ветвями. 17
3. Все расцвело кругом. 17
4. Голова хвоста не ждет. 18
5. За всеми не угонишься. 18
6. Правда светлее солнца. 19.

11.Словарная работа.

1.Развиваем концентрацию внимания и быстроту реакции.
Задание. Пользуясь словарем, данным в конце учебника, найдите и выпишите в таблицу слова с двойными согласными.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с


2. Тренируем комбинаторное мышление.
Задание. Найди спрятанные слова (первые буквы выделены).

Д

и

о

г

И

д

е

г

а

л

Л

е

л

а

о

М

о

П

г

д

а

л

о

н

е

е

н

П

Т

т

р

й

з

а

р

е

а

л

о

г

ж

о

Э

п

и

г

о

л

3.  Диктант: угадать слова по лексическому значению.

4. Развиваем зрительную память.
Записываем 8 слов, нумеруя. Ученики смотрят 1-2 минуты, потом слова закрываются. Слова воспроизводятся в записанном порядке или в порядке, предложенном учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности...

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....

Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения

В методическом пособии подробно описываются методжы и приемы, которые учитель  может использовать при подготовке к уроку в системе ФГОС, а также подробно рассматриваются характерные особенности у...