Главные вкладки

    Формирование и развитие УУД на уроках биологии
    презентация к уроку на тему

    Быкова Екатерина Павловна

     В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon forirovanie_i_razvitie_uud.ppt851 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование и развитие УУД на уроках биологии Составитель: Быкова Е.П

    Слайд 2

    Универсальные учебные действия. Что это такое? это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

    Слайд 3

    Виды Универсальных Учебных Действий

    Слайд 4

    Личностные: Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я» В биологии : смыслообразование

    Слайд 5

    Регулятивные : Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) В биологии : целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий

    Слайд 6

    Познавательные : Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации В биологии: , логические рассуждения, доказательства, практические действия

    Слайд 7

    Коммуникативные: Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. В биологии: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа

    Слайд 8

    Народная мудрость Все познается в сравнении. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением. Тема «Деление клетки». Фаза Митоза и Мейоза.

    Слайд 10

    Приемы формирования сравнения 1 ) подражание – это такой вид деятельности, при котором учащиеся повторяют, подражают действиям учителя. 2) работа по образцу – такой вид деятельности, который располагает самостоятельным проведением сравнения, используя анализ записи образца. 3) пооперационные указания – перечень указаний по выполнению операций, входящих в тот или иной вид сравнения, для осуществления заданного сравнения. 4) метод алгоритмических предписаний – перечень тех действий, которые ученик должен выполнить, желая сравнить данные предметы или явления. Все приемы взаимосвязаны между собой.

    Слайд 11

    ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области

    Слайд 12

    Памятка для учителя Помните - каждый ребенок индивидуален. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте возможности и способности учеников Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике Научите ребенка высказывать свои мысли Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.

    Слайд 13

    Приемы формирования смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.

    Слайд 14

    «Чтение – вот лучшее учение, Следовать за мыслями великого человека – Есть наука самая занимательная». А.С Пушкин

    Слайд 15

    Школьники: Испытывают трудности. Умеют быстро и четко перевести письменные знаки, но вот понять смысл текста, извлечь необходимую информацию, далеко не всегда!!!

    Слайд 16

    Цель смыслового чтения: Максимально точно и полно понять содержание текста, условить детали и практически осмыслять извлеченную информацию.

    Слайд 17

    Задача учителя: Формирование вдумчивого читателя!

    Слайд 18

    Одно из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с тестом

    Слайд 19

    Поиск информации и понимание прочитанного. Преобразование и интеграция информации. Анализ и оценка информации.

    Слайд 20

    Приемы формирования смыслового чтения:

    Слайд 21

    «Задай вопрос» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тесте, овладение приемом постановки вопросов к тексту. Пример: составить вопросы, которые бы начинались со слов: «Что?», «Какой?», «Где?», «Почему?».

    Слайд 22

    «Составь задание» Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования Пример: 1.учебная задача 2. ребус, мин6и-сочинение. 3.Кроссворд 4. Головоломка 5. Составь домашнее задание для соседа по парте( наблюдение за домашним животным). 6. Составь памятку «Первая помощь при отравлении грибами»

    Слайд 23

    Прием «Толстых» и «Тонких» вопросов. Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приемом постановки вопросов к тексту и составление плана.

    Слайд 24

    «Тонкие» вопросы -это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Что? Кто? Когда? Как звать…? Были ли…?

    Слайд 25

    «Толстые» вопросы. -это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему мы вы считаете…? В чем различие…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

    Слайд 26

    «Верные и неверные утверждения» Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащийся в тексте информации. ЗАДАНИЕ№1.

    Слайд 27

    «Лови ошибку» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющийся информации. ЗАДАНИЕ №2. «Правила поведения при сильном ветре, грозе, граде».

    Слайд 28

    «Восстанови текст». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключенную в тексте информацию. ЗАДАНИЕ №3.

    Слайд 29

    «Сопоставление/нахождение сходств и различий» - это прием работы, который основан на сравнении двух или более объектов. Пример: Грибы сочетают в себе признаки растений и животных. Найти сходства и различия признаков растений и животных.

    Слайд 30

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ноосферного мышления школьников на уроках биологии

    Целью ноосферного образования является формирование, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать...

    статья Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

    На уроке  в новой образовательной ситуации возможна подготовка  субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активн...

    Статья "Формирование здорового образа жизни на уроках биологии".

    Изучение  теоретической литературы по теме работы привело к выводу о существующем противоречии между необходимостью  организации в учебном  процессе пропаганды здорового обр...

    Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.

    Формирование  навыков самостоятельной работы  на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся....

    Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

    Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

    МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

    Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...