Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.
статья по теме

Савельева Елена Федоровна

Формирование  навыков самостоятельной работы  на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_samostoyatelnoy_raboty.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  навыков самостоятельной работы  на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.

                           Скажи мне, и я забуду,
                                           Покажи мне, и я запомню

    Дай мне действовать самому, и я научусь...
                                 Китайская мудрость

Современное образование ориентировано на отражение цивилизации, в центре которой стоит личность.
Модернизация образования направлена на то, чтобы личность обладала уникальными способностями:      

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных  условиях;
  • самостоятельно приобретать знания;
  • критически мыслить
  • генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельной и коммуникативной

В настоящее время произошла смена парадигмы образования. Новый подход  требует  смены акцентов: от «школы-кузницы знаний»  к «школе -  развития личности», т.к.именно в ней закладываются основы, которые важны  каждому человеку, кем бы он ни стал в будущем: физиком, врачом, учителем, слесарем.

Самостоятельная работа — это такой способ учебной деятельности, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;

работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством

выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Преимущества самостоятельной работы:

  • Охватывает всех учащихся
  • позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле;
  • активизирует даже слабых и пассивных детей;
  • требует личной ответственности каждого участника образовательного процесса;
  • способствует развитию творческого мышления, формированию общеучебных умений и навыков;
  • предполагает индивидуальный подход к каждому ученику.

Условия для достижения хорошего результата:

  • создать инструкции или рекомендации по выполнению заданий ;
  • чередовать индивидуальную, парную и групповую работы ;
  • диагностировать успешность учащихся;
  • обеспечить материально- техническую базу учебного процесса;
  • соблюдать благоприятный психологический микроклимат.

Алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой:

  • Выбрать и сформулировать тему.
  • Установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.)
  • Продумать последовательность действий, операций.
  • Подготовить дидактический материал (гербарии, тубусы, модели, рисунки, таблицы).
  • Проинструктировать учеников перед началом работы.  
  • Продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременную помощь тем, кто нуждается в этом.
  • Провести инструктаж по технике безопасности ( если на уроке лабораторная работа)

Таким образом, перед началом урока дети получают необходимое объяснение хода урока, сами могут  поставить цели и задачи, сформулировать вопросы, на которык они должны получить ответ. Главное, учащиеся  должны точно знать, что от них требуют, что с них спросят при контроле знаний. 

Уроки биологии имеют свою специфику.

В процессе обучения  раскрывается благодатная почва для организации самостоятельной работы учащихся. Дети с интересом погружаются в любые учебные работы исследовательского и познавательного характера. Ребята встают на путь самостоятельного исследования и пусть маленьких, простых, детских проблем, безусловно, не обогащающих теоретическую науку, но их ум направлен на поиск решения, открытия. Это приучает детей к самостоятельной деятельности.

Методы, используемые на уроке:

  • Логический метод – решение творческих задач путем поиска аналогий (природная аналогия –как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы;
  •  Символистическая аналогия – изображение поисковой задачи в виде символа или схемы; и т.д.); как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы;
  • Метод причинно-следственного анализа  – метод позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения (Например: «В чем секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?»
  • Метод эвристических вопросов(в рамках эвристического метода) – еще                                                                                                                                                                                                                                                                                      Цицерон предлагал все излагать через словесную формулу «кто?- что?- где?- чем?- зачем?- как?-когда?».

Например, тема «Фотосинтез».

Приемы, используемые на уроке:

  • Мозговой штурм;
  • Ответить на вопросы в тексте;
  • Объяснить, доказать, найти причинно-следственные связи;
  • Моделирование или другие задания творческого характера;
  • А вы знаете, что…
  • Составь кроссворд, опорная схема, работа исследовательского характера, например, постановка опыта, лабораторная работа;
  • Дополнить предложения;
  • Построить  логическую цепочку или реши задачу на логику, генетическую, экологическую и т.д.
  • Выбрать правильные ответы
  • Найти лишнее понятие и объясни свой выбор
  • Заполни пробелы в схеме;
  • Можно использовать игровые моменты. Например: мысленно перенестись в условия крайнего севера, почувствовать холод, а затем сравнить себя с животными и объяснить их приспособления к данным условиям жизни.

Примерная структура урока биологии:

  • Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
  • Второй этап -совместное «открытие» знаний.
  • Третий этап - практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.  
  • Последний этап -подведение итогов работы.

Приложение.

Очень важно научить ученика учиться!

Как лучше запомнить изучаемый материал. 

  • Текст читай очень внимательно.
  • Особое внимание уделяется структуре излагаемого материала.
  • Мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста.
  • Особые фрагменты текста мысленно пересказываются.
  • Формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания.
  • Если в формулировки есть сноска, откуда произошла она, то запомните, иногда это помогает вспомнить определение.

Как надо читать текст. 

  • Очень большое значение имеет то, какой текст вы читаете, если он трудный, то читают мало и основательно.
  • При встрече с незнакомыми терминами, словами их нужно выписать, а затем найти значение. Никогда не оставляйте непонятно необъяснимым.
  • Выписывайте всё в тетрадь, что нужно запомнить (термины, годы событий, названия статей, имена учёных…).
  • Учтите, что чтение бывает:
  • первоначальным, когда идёт знакомство с текстом, где важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные мысли, отметить неясные места;
  • повторным - это и есть собственно чтение-усвоение.

Как проводить анализ.

Анализ - процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.

  • Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
  • Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
  • Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Как проводить обобщение.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

  • Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых предметах, явлениях.
  • Определи их сходство.
  • Установи связь между ними.
  • Сформулируй общий вывод.

Как делать выписки.

Выписать - найдти в источнике нужную мысль, списать её, записать.

  • Вчитайся в название статьи, осмысли его.
  • Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли.
  • Стремись к краткости записи.
  • Отделяй одну мысль от другой.
  • Закончив работу, выпиши все данные источника.

Как работать над понятием.

Понятие - логически оформленная мысль.

  • Назови рассматриваемое понятие. Дай его определение.
  • Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
  • Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
  • Употребляя данное понятие, составь рассказ.

Как работать над сравнением.

Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

  • Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
  • Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
  • Выдели существенные признаки каждого предмета.
  • Выясни все признаки сходства и различия объектов.
  • Найди и объясни причины сходства и различия.

Как разъяснять теорию.

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих научный опыт и отражающих закономерностей природы, общества, мышления.

  • Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
  • Назови основные положения, понятия теории.
  • Определи круг явлений, объяснимых данной теории.
  • Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
  • Назови области применения данной теории.

       К сожалению, такой урок требует хорошей материальной базы (многое можно изготовить и самим учащимся и ученикам), больших временных затрат, т.к. мало разработано пособий в данном направлении.

      Должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке. Порой самые неожиданные препятствия срывают занятия. Например: при лабораторной работе не смогли приготовить препарат, а значит, не увидели, не могут сделать вывод и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -- М., 1979.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.
  4.  Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении биологии.// Биология в школе. -- М, 1989.-№4.
  5. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. -- М., 1990.
  6. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001.
  7. Латюшин В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология.
  8. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993.
  9. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.:Просвещение, 1998.
  10. http://www.uroki.net/docxim/docxim32.htm
  11. http://festival.1september.ru/articles/419051/
  12. Бабанский Ю.К.  Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985.
  13. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика.- 1965. – № 3.
  14. Махмутов М.И. Современный урок.- М., 1985.
  15. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- М., 1999.
  16. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, 2001.