Использование приемов активизации деятельности учащихся на уроках литературы как необходимое условие формирования литературных компетенций
статья по литературе на тему

Как повысить интерес к литературе, чтению? Какие методы и приемы выбрать на уроках, чтобы у ребят возникло желание внимательно прочитать произведение, понять его проблематику? Это вопросы, которые волнуют сегодняшнего учителя-словесника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов активизации деятельности учащихся на уроках литературы как необходимое условие формирования литературных компетенций

                                                                                     Э.Р. Гиззатуллина г.Сургут, МБОУ СОШ №1

                                       Литература в школе делает то самое дело, что в жизни, - формирует   человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости,        наибольшей впечатлительности и даже просто памятливости, чего в иную пору у человека часто не бывает уже в силу просто биологических причин. Ясно, какая огромная ответственность возлагается здесь на педагога, когда он с наиболее благоприятным результатом должен применить свой опыт: свои знания, свой талант ...

                                                                                                                                                                   А. Твардовский

Урок литературы - предмет особенный. Это предмет, который является видом искусства, частью культуры. Наша задача, как учителя литературы, заключается в том, чтобы ввести учащихся в мир культуры, помочь ему освоиться в нем, сделать их квалифицированными читателями, сформировать основные литературные компетенции.

Как это сделать в современных условиях, при таких могучих конкурентах, как телевидение, компьютер и другие информационные технологии? Как повысить интерес к литературе, чтению? Какие методы и приемы выбрать на уроках, чтобы у ребят возникло желание внимательно прочитать произведение, понять его проблематику? Это вопросы, которые волнуют сегодняшнего учителя-словесника.

Урок литературы – это творчество, поэтому педагогической концепцией как учителя литературы является педагогика сотворчества, позволяющая расширить диалог учителя до диалога с произведением, с его автором, которая, как мне кажется, является необходимым условием при формировании литературных компетенций учащихся.

Наша школа является школой с углубленным изучением отдельных предметов. К таким предметам относится и литература. При планировании уроков в гуманитарных классах мы стараемся уделить навыку литературного анализа более пристальное внимание. Поэтому мы условно решили все литературные компетенции разделить на три группы:

  1. Восприятие предметного содержания произведения.
  2. Осмысление авторской позиции.
  3. Освоение содержания произведения.

В процессе работы мы определили и конкретизировали объем каждой из названных групп в соответствии с задачами литературного образования учащихся. При этом мы учитывали не только общие структурные компоненты отдельного произведения, но и годы, общественную ситуацию, когда оно создавалось, читательское восприятие, без которого вообще не может быть речи об осмыслении произведения и его анализе на разных этапах школьного обучения. Эти задачи также можно разделить на три группы:

1. Умения правильно воссоздавать в воображении художественные образы и картины, изображенные писателем (умение постигать ход событий, их последовательность, выделить «ключевые» эпизоды и показать их сцепление; умение понимать мотивы поступков).

  1. Умения, способствующие правильному пониманию авторского замысла и идейно - художественного своеобразия произведения (умение характеризовать систему образов; сопоставлять героев и обобщать результаты этих аналогий; определять идейно-художественную роль композиции, сюжета, изобразительно-выразительных средств).
  2. Умения, связанные с установлением объективной значимости произведения для своего времени и наших дней (умение соотнести художественное произведение с реальной действительностью; дать собственную идейно-эстетическую оценку произведению). Данные сформулированные задачи помогают на уроках литературы научить ребят полноценно читать и анализировать художественный текст, выработать у них умение проникать в авторский замысел произведения. Учитель также должен психологически помочь им переключиться на литературу иной эстетической системы, дать основы литературоведческих знаний, т.к. формирование литературных компетенций начинается с представлением учащихся о художественном тексте как о знаковой системе и общих подходов к его анализу. Целью системы уроков уже в 5 классе является решение задач первой группы литературного образования, а для этого сначала нужно разобраться в образной природе искусства, понимать термин «образ», рассмотреть способы его создания. Если в 5 классе ребята начинают с представления литературного образа в виде рисунков, мини - сочинений, мини-исследований, то к 9-му классу это могут быть сочинения рассуждения, сочинения - эссе. Например: «Написала бы я письмо Онегину или нет, окажись  на месте Татьяны?», «Кто вы, господин Печорин»?» и т. д. - это проблемы, скрывающие саму суть образа, позволяющие увидеть внутренним зрением, соотнести «я» ученика с «я» героя.

Для раскрытия этих проблем еще необходима постановка этической проблемы, которая помогла бы высветить грани, особенно близкие сердцу ребенка, а это значит заинтересовать, удивить, приучить к сопереживанию. Например, при изучении романа Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание» на одном из первых уроков даем задание: «Представьте, что вы адвокаты и хотите смягчить наказание Раскольникову. Какие обстоятельства могут быть для этого использованы?». Такого рода вопросы позволят учителю решить сразу несколько задач: этическую - характеристика героя с положительной стороны (спас детей на пожаре); активизирует работу учащихся, приходится еще раз перечитать страницы романа, и в итоге спрашиваю тех, в ком сомневаюсь, что прочитали. Результат положительный. Создается ситуация успеха для каждого ученика. Некоторые ребята, увлекаясь, создают целую теорию защиты.

 Чтобы донести интерес к литературе до старших классов, не растерять то лучшее, что они получили на начальном этапе обучения, мы стали думать над приемами активизации деятельности учащихся на уроках литературы, чтобы они были эффективными для решения поставленных задач.

           В 5 классе, где уровень познавательной деятельности учащихся достаточно высок, важно не утратить интерес к внимательному прочтению произведения. Возраст учащихся таков, что начинается формирование и становление читательских представлений о художественном тексте как о знаковой системе и общих подходов к его анализу. Начинаем мы данную работу сразу с раздела «Устное народное творчество», т. к. именно на сказках им легче выстроить систему образов, чтобы понять авторскую идею. Для этого мною используется прием анимации, который заключается в следующем. Учащимся после прочтения предлагается проиллюстрировать произведение. Листы с рисунками должны быть одинакового формата, которые складываются в «гармошку». Затем на картонном экране, приготовленном заранее, все это демонстрируется. Ребята озвучивают, подбирают музыку. Соединение прочитанного с воображением учащихся дает неожиданный эффект. Во-первых, при подготовке к защите анимационных проектов ребята учатся быть художниками, редакторами, артистами, т.к. важна не только подготовительная работа, но и форма ее подачи (учат наизусть иллюстрируемое, выбирают музыкальное оформление, цветовое и световое решение). Во- вторых, есть возможность наблюдать за открывающимся внутренним миром «молчунов». Психологи, рассматривая рисунки, говорят, что это великолепная основа для психодиагностики.  Наконец, рисунок - это тоже текст, где сокрыта некая информация, которую другим образом не вытащить. Классы многонациональные, поэтому трудностей с поиском материала нет. В эту работу часто включается вся семья. Для учащихся, по их признанию, становится важным не сам результат, а процесс работы.

Таким образом, это лишь немногие приемы, которые позволяют у учащихся 5-х классов сформировать следующие литературные компетенции:

- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

- владеть различными формами пересказа, использовать правильно диалог как при чтении, так и в процессе обсуждения прочитанного или увиденного;

- работать с доступной справочной литературой;

-видеть связи между различными видами искусства.

           В 6 и 7 классах продолжается знакомство с особенностями эпических произведений, углубление представления учеников-читателей о путях анализа произведений малой эпической формы. Например, в 6 классе мы используем понятие «художественной детали», ее значение в понимании художественного образа. От детали и через деталь вместе с учителем ребята идут к пониманию целого, к углубленному изучению авторского замысла. Вместе с тем художественная деталь играет роль стимулятора к активной деятельности учащихся, пробуждает интерес к анализу текста, к чтению и перечитыванию произведения, привносит элемент игры. Например, при изучении повести В.Распутина «Уроки французского» упоминается игра «Замеряшки». Спрашиваю ребят, что они знают об этой игре, и какую роль она сыграла в судьбе Лидии Михайловны? Получаю попутный вопрос: «А почему в судьбе учительницы, ведь сначала в нее начал играть главный герой?». Для того, чтобы ответить на эти вопросы нужно обратиться к тексту и выстроить цепочку деталей, которые приведут к правильному ответу. Здесь ребята назовут их множество, именно деталей, и ничего больше (побои на лице мальчика, его обувка, к которой присматривается учительница, хитрости учительницы: разговор на равных, жульничество при игре, чтобы он больше выиграл и т. д.). В итоге у ребят складывается образ литературного героя, который они составили с использованием художественных деталей, позволяет понять авторский замысел - замечательный урок доброты, полученный мальчиком, о котором он помнил всю свою жизнь.

             Работу с художественной деталью можно использовать при словесном рисовании. Это может быть любой урок: вводный о творчестве писателя, где учитель зачитывает отрывок из его произведения и учащимся предлагается попытаться составить его словесный портрет, конечно с помощью наводящих вопросов, так как текст будет незнакомым. Например, «Как вы его себе представляете после прочитанного отрывка», «Что можно сказать о его взглядах или убеждениях, о его отношении к окружающему его миру» и т. д. Хорошо применять этот прием на уроке контроля знаний, так как для характеристики персонажа, т.е. для словесного портрета нужно хорошо ориентироваться в тексте.В 8-х, 9-х классах мы начинаем такую работу, как ведение читательских дневников (это можно делать и раньше в зависимости от уровня обученности  класса, желания детей). Записи, которые ведут ребята, самые разнообразные. Одно из главных условий - это не навязывать точку зрения учителя, а заинтересовать. Сначала можно предложить сделать заметки о прочитанном по программе или о том, что их заинтересовало вне ее; это могут быть высказывания об увиденном фильме, спектакле, экскурсии, выставке, поездке куда-либо. Мы с ребятами ездили в Санкт-Петербург, увидели много интересного, но почти все восторженно отозвались о спектакле «Похищение Елены» ,хотя у меня была большая тревога по поводу посещения этого театра, так как это был театр оперетты. Обо всем этом они написали в читательских дневниках, а читали по своему желанию, а мои опасения были напрасны. Ребята написали хорошие отзывы об увиденном. Далее можно усложнить задачи. Предложить, например, поработать с лексикой автора, героя; создать словарь по прочитанному, поразмышлять над понятием «ключевое слово» и выяснением его роли в создании образа, дописывание или завершение сюжета. Иногда ребята, сами того не осознавая, занимаются пусть не очень большой, но исследовательской деятельностью.

    В старших классах мы уже работаем над проектами с целью выхода на ежегодную общешкольную конференцию «Новое поколение - новому веку». Этого требует время - век всеобщей компьютеризации, но без чтения, без обращения  к книге это было бы невозможно. Конечно, многим данные приемы могут быть знакомы и это далеко не все, что применяется на уроках, ведь каждый учитель - это индивидуальность, творческая личность. Готовясь к уроку, он думает о том, чтобы сделать его интересным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно- психологической. Для учителя - это точный отбор материала, строгий расчет, невероятные усилия в достижении глубины понимания текста и авторского замысла, радость от общения с детьми и творчество.

Мне близки слова С.Я. Маршака, которые определяют саму суть уроков литературы, смысл работы словесника, значение глубокого прочтения художественного произведения учащимися под руководством учителя: «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда - к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"

Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...

Активизация деятельности учащихся на уроках литературы.

В работе представлен личный опыт по активизации деятельности учащихся на уроках литературы....

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Использование мультимедийных презентаций как средство активизации деятельности учащихся на уроках математики

Презентация выступления на окружной научно-практической конференции  ЮВАО г. Москвы "Использование мультимедийных презентаций на уроках математики"  28 января 2013 г в ГБОУ СОШ № 1987....

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".

Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...

«Самостоятельная деятельность на уроках русского языка как условие формирования самообразовательных компетенций». ( Из опыта работы)

Современный мир, который стремительно развивается, насыщен информацией, новыми технологиями, требует от человека много знаний и умений. Это и владение навыками проектирования, менеджмента, постоянного...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ldquo;Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”   Китайская мудрость...