«Самостоятельная деятельность на уроках русского языка как условие формирования самообразовательных компетенций». ( Из опыта работы)
статья по русскому языку на тему

Современный мир, который стремительно развивается, насыщен информацией, новыми технологиями, требует от человека много знаний и умений. Это и владение навыками проектирования, менеджмента, постоянного самообразования. Именно самообразование является важным звеном современного успешного человека, которое закладывается еще в школе.  Составляющими  самообразовательной деятельности являются: самооценка, самоучет, самоопределение,  самоорганизация, самокритичность, самоконтроль, а результатом самообразования – самовоспитание и саморазвитие. Все эти компетентности можно достичь только в результате правильной организации самостоятельной деятельности учащегося как на уроке, так вне его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Самостоятельная деятельность на уроках русского языка как условие формирования самообразовательных компетенций». ( Из опыта работы)

                                                                                                                       Гиззатуллина Э.Р.

Современный мир, который стремительно развивается, насыщен информацией, новыми технологиями, требует от человека много знаний и умений. Это и владение навыками проектирования, менеджмента, постоянного самообразования. Именно самообразование является важным звеном современного успешного человека, которое закладывается еще в школе.  Составляющими  самообразовательной деятельности являются: самооценка, самоучет, самоопределение,  самоорганизация, самокритичность, самоконтроль, а результатом самообразования – самовоспитание и саморазвитие. Все эти компетентности можно достичь только в результате правильной организации самостоятельной деятельности учащегося как на уроке, так вне его. Поэтому передо мной как учителя русского языка и литературы возник вопрос: как разработать урок по – новому, учитывая требования ФГОС предоставляя больше самостоятельности учащимся?  

Известно, что умения и навыки любого рода деятельности формируются в процессе самой деятельности. Умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретенные новые знания и навыки, искать для решения учебной проблемы нужную информацию, оценивать свою работу - все формируется в процессе самостоятельной работы. Не случайно говорят: «Если хочешь понять материал, объясни его другому». Практика показывает, если ученик поставлен в позицию организатора обучения (в том числе и собственного), то обучение дает положительный результат.

Что же понимается под самостоятельной работой школьников в процессе обучения? Конечно, это работа без непосредственного участия учителя, когда он авторитарно направлял, корректировал, оценивал деятельность учащегося. В новых условиях учитель должен учесть индивидуальные способности класса, четко спланировать свою деятельность и деятельность  ученика, организовать проблемные ситуации и нацелить  учащихся на поисковую или исследовательскую работу. При этом можно организовать как индивидуальную работу, так и групповую. «Главными» словами, которые будут звучать на уроке, будут: сформулируйте, сравните, создайте и т. д. Нужно ли говорить, каким весомым словом становится слово «сам»! Сам определяю цель учебной деятельности; сам решу, в какой последовательности буду выполнять действия, какими правилами буду руководствоваться; сам буду контролировать себя, сопоставляя результаты с образцом; сам буду находить и исправлять ошибки. То есть существенная особенность самостоятельной работы, позволяющая достигнуть определенных результатов – активная мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определенными мотивами. Самостоятельная работа может иметь разный характер, но лишь те умения являются самообразовательными, где учащийся не просто воспроизводит имеющиеся знания, а по своей инициативе их расширяет, овладевает новыми. Например: учащийся составляет план ответа по образцу, данному учителем, является умением самостоятельной работы. Конструирование же своего собственного плана ответа, сочинения реферата – умения самообразовательного характера. Данная компетенция  может формироваться в рамках разных структурных компонентов уроков русского языка и на основе учебного сотрудничества. При этом учитывается, что процесс сотрудничества на уроке – это кропотливый, трудный и продолжительный процесс мышления, который можно условно  соотнести со схемой «познал путем поиска вместе с учителями, товарищами – осмыслил – запомнил -  умею оформить свою мысль словами». Поэтому теперь придется перестраивать работу учителю от монолога к диалогу.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала предполагает предъявление им целей и задач урока учителем, но действовать должны учащиеся, поэтому возникают трудности в  принятии поставленных целей и задач. В данной ситуации хорошо, если учитель выстраивает свою работу так, чтобы учащийся сам сформулировал цели урока в соответствии с заданной темой. Наиболее эффективно на данном этапе урока «работают»  созданные учителем проблемные ситуации. Для создания таких ситуаций можно использовать  следующие лингвистические задачи и вопросы.

Так,  в  5 классе при повторении изученного в начальной школе по теме «Состав слова» делаем на доске запись: п…хучий, п…ход. Задаю вопрос: «Для того, чтобы определить правильное правописание  слова, какой раздел курса «Русского языка» нам нужно знать?» Отвечая на заданный вопрос, учащиеся обратят внимание на  части слова и сделают вывод о тесной связи умения определять состав слова и умения правильно его писать.

Изучая в тему «Глагол» при опросе  у учащихся возникает вопрос  : « Почему глагол написать в одном случае пишется, напишите, а в другом напишете. Ребята высказывают свои предположения:

- написать – 1 спряжение;

- напишете – будущее время;

- напишите – просьба, приказ;

- определяют морфемный состав слов, где в одном случае окончание ЕТЕ, а в другом И – суффикс, а ТЕ - окончание. Обсуждая варианты, осознают зависимость правописания окончания и суффикса от спряжения, формы наклонения глагола.

При изучении темы «Имя существительное» создаю следующую проблемную ситуацию: « Учитель отметил в тетради ученика следующую ошибку: небыл. Ученик не согласился и объяснил, что он заменил данное слово синонимом  отсутствовал. Кто же прав?»

Учащиеся ищут ответ и приходят к выводу, что глаголы пишутся с НЕ раздельно. Решая такие задачи учащиеся и сами охотно их составляют.

На определенном этапе самообразовательной деятельности встает вопрос о разграничении учебной задачи и учебного задания. Так, например, задание одного из упражнений в 5 классе по теме «Нераспространенные и распространенные предложения» звучит так: «Распространите предложения второстепенными членами». Спрашиваю учащихся:

- Чему мы должны научиться, выполняя данное упражнение?

- Различать нераспространенные и распространенные предложения, - отвечают учащиеся. Это учебное задание, а учебная задача  заключается в умении построить учеником алгоритм действий для определения правильного ответа на поставленный вопрос. Для того , чтобы работа была эффективной, ребята должны сами научиться правильной постановке  учебной  задачи. Поэтому на уроках нужно как можно чаще задавать вопросы: «Для чего мы выполняем то или иное задание? Чему мы должны научиться, выполняя данное задание?» Тогда будет осмысленное обращение с материалом для самостоятельной работы со стороны учеников.

Одним из важных аспектов развития  самообразовательных компетенций  учащихся является выполнение домашних заданий. Нельзя обойтись без проверки данной работы учителем. Конечно, нельзя забывать о том, что есть те, кто пользуется готовыми домашними заданиями.  Поэтому эта работа важна вдвойне, потому что нужно, чтобы учащийся смог объяснить то или иное грамматическое явление. Если этого не происходит, определить для него круг вопросов для самостоятельного повторения.

Немаловажным фактором при организации контроля самостоятельной деятельности учащихся  является психологический климат на уроке, доверие между учителем и учащимся, когда для учащегося важно не скрыть незнание, а сказать о нем самому. Поэтому лучше всего обратиться не  с вопросом «Кто правильно выполнил задание», а «Кто нашел ошибку?». Поиск ответа на данный вопрос также является одним из элементов формирования самообразовательных компетенций.

Обучая приемам самостоятельной творческой деятельности, надо помнить, что одним из важнейших проявлений самостоятельного мышления является «видение» проблемы. Умение видеть и ставить проблему свидетельствует о высокой степени готовности к самообразовательному творческому познанию. Например, в 5 классе после прохождения тем в разделе «Фонетика» «Гласные звуки», «Согласные звуки» освоен материал о способах  образования звуков. Предлагаю выступить кому – нибудь в роли учителя. Ответ на этот вопрос можно строить по – разному: сначала рассказать о способах образования гласных звуков, а потом о согласных. А  можно рассказать об этом же, сравнивая  способы образования звуков. Для этого нужно найти и  поставить вопрос, ориентированный на прием сравнения, который потребует от учащихся опыта логического мышления. И вот вопрос найден:

- Чем отличается способ образования гласных от образования согласных?

Учитель – ученик внимательно слушает ответ и корректирует. Порой возникают учебные дискуссии. Этот момент на уроке можно использовать для организации правильных взаимоотношений во время такой работы. Следует учить школьников возражать друг другу, доказывать свою точку зрения, использовать диалогическую форму общения. Например :  вместо обычного «он не сказал…»,  или «он забыл, что…» надо предлагать учащимся использовать следующие выражения: «Вера, ты не права, потому что..» и т.д.

Не менее интересна работа для формирования самообразовательных компетенций по составлению вопросов и заданий к лингвистическому тексту, которую можно использовать на разных этапах урока. Такую работу следует начинать уже с 5 класса. Например, предлагается  небольшой деформированный  текст для лингвистического анализа с перечнем  вопросов речеведческого и грамматического характера:

- определите тему текста и отметьте ключевые слова;

- определите средства связи предложений в тексте (они уже это знают);

- докажите, что перед нами текст;

- найдите и классифицируйте  орфограммы в корнях, приставках и окончаниях;

- выпишите простое осложненное предложение и сделайте синтаксический разбор и т. д.

Вопросы могут быть самыми разнообразными в зависимости от изученных тем и варьироваться в количестве. В следующий раз предлагаю какой - либо группе учащихся подготовить для работы всего класса круг вопросов по тексту, данному учителем. Группы определяются заранее. Важно, чтобы в группе были как сильные учащиеся, так и слабые. Ответственный  оценивает степень участия каждого. В старших классах учащиеся сами выбирают  тексты для лингвистического  анализа .

Процесс закрепления, углубления и обобщения знаний на уроках русского языка так же должен формировать систему лингвистических и самообразовательных умений и навыков. К сожалению, у многих учащихся отсутствует целостное и системное представление о языке, о структуре школьного курса, о связи и взаимосвязи его разделов. Поэтому вопрос «Что надо знать и уметь для выполнения задания» должен звучать постоянно. Например, в 7 классе при изучении темы «Гласные в суффиксах причастий настоящего времени» организуется работа над упражнением учебника, где учащиеся знакомятся с заданием к нему: «Замените действительные причастия страдательными и запишите получившиеся выражения. Обозначьте условия выбора букв Е-И в суффиксах причастий –ем –им». Ставлю перед учащимися вопрос: « Что нужно знать и уметь, чтобы правильно определить суффикс причастия?» Ответы могут быть следующими:

- необходимо знать суффиксы страдательных причастий;

- необходимо знать, от какого глагола образовано причастие, определить спряжение этого глагола. Такая предварительная работа помогает школьникам представить структуру мыслительного действия и дает ориентир при выполнении задания.

Довольно часто на уроках или при выполнении домашних заданий учащиеся работают с таблицами, опорными схемами, кластерами,  синквейнами. Это может быть составление таблицы, дополнение новыми графами, корректировка, классификация по тем или иным признакам, составление кластера или синквейна. Данный вид деятельности дает возможность совершенствовать на только специальные умения и навыки, но и навыки самообразования.

Применяя активные формы работы на уроке, способствующие формированию самообразовательных компетенций, я отметила, что возросла активность учащихся, стало меньше невыполненных домашних заданий, возрос интерес к исследовательским работам.

В заключение хотелось бы сказать, что самостоятельная деятельность учащихся – это важная составляющая любого урока. Работать не по шаблону, предлагаемому учителем, ставить цели, задачи, формулировать проблемы и искать пути решения - всего этого требует новое время. Моя задача как учителя по формированию познавательных, самообразовательных компетенций заключается в том, чтобы учащиеся могли применять полученные знания и навыки не только в учебной деятельности, но и в будущей жизни: помогли бы им ориентироваться в социуме, развиваться, как этого требует время, и достигать поставленных целей.

  План самообразования по теме «Самостоятельная деятельность на уроках русского языка как условие формирования самообразовательных компетенций».

Цели:

Задачи:

Год

Содержание обучения

Сроки

Форма представления результата

2013-2014

1. Постановка проблемы.

2.Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Первый год работы над темой.

Собеседование с руководителем школьного  МО учителей русского языка и литературы, с зам. директора по  УВР.

1.Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой.

Выступления на школьном  МО учителей русского языка и литературы

2014-2015

1.Работа над системой мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Второй  год работы над темой.

Открытые уроки, выступления на МО, выставка практических наработок (дидакт. материала)

2015-2016

1.Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов.

Третий год работы над темой.

Выступления на педагогических советах.

Использование и распространение своего опыта в  дальнейшей работе.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Статьи, участие в сетевых сообществах, создание проекта.

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )...