Проектная деятельность на уроках русского языка как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся
учебно-методический материал

Гончар Татьяна Анатольевна

Проектная деятельность  на уроках русского языка как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся (учебно-педагогический материал

учителя русского языка и литературы ) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-pedagogich._material.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

Проектная деятельность  на уроках русского языка как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся

 (учебно-педагогический материал

учителя русского языка и литературы  Гончар Т.А.)

г.Ухта

2024г.

Сформировать базу абстрактного словесно-логического мышления учащихся, обеспечить возможность развития и совершенствования их письменной и устной речи, создать условия для развития языковой личности можно используя в урочной и во внеурочной работе технологию проектной деятельности. Она рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность группы учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Кроме того, проектная деятельность предусматривает использование информационно-коммуникационных технологий: Интернета, мультимедийных изданий, компьютерных форм презентации (презентация, буклет, веб-сайтов, альбом, газета и др.).

Учебный проект – это интегративные дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблем в рамках проекта);
  • презентации (самопредъявление, формирование имиджа) деятельности и ее результатов;
  • подготовки  материала для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • логика необходимой информации, ее систематизация и структуризация («вычленения» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологий адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение);
  • владение устным и письменным общением;

По характеру доминирующей в проекте деятельности имеют место следующие учебные проекты:

  • исследовательский проект - он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, определение полученных результатов;
  • информационный проект – направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
  • творческий проект – предполагает нетрадиционных подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного искусства, видеофильмы;
  •  ролевой проект – проектанты берут на себя роль литературных персонажей. Результат проекта остается открытым до самого начала;
  • практико-ориентировочный проект – направлен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.

Технология проектов охватывает 4 этапа:

  1. этап определения проблемы задания, т.е. ориентация учащихся в учебной теме и проблема (актуализация опорных знаний и опыта, мотивация учебной деятельности, объявление темы урока-проекта), определение цели, проектирование (определение ключевого и тематического вопросов, а также материального выражения проекта);
  2. этап самостоятельной исследовательской работы учащихся предполагает организацию выполнения плана деятельности (подготовительная работа проходит на уроке коллективно);
  3. этап оценивания поэтапных результатов – это контроль, оценивание результатов подготовительной работы над проектом после обсуждения;
  4. этап защиты проекта – это самостоятельное выполнение каждым учащимся проекта, презентация, анализ, оценка результатов.

Общий алгоритм поэтапной деятельности реализация проектов дан в таблице:

Этап метода проектов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I определение проблемы задания  

  • Подводит учащихся к понимаю проблемы, цели деятельности
  • Подбирает ориентированное название проекта
  • Дает задние, касающееся формы выполнения проекта
  • Предлагает рабочие планы с разработками тематических вопросов
  • Вживаются в ситуацию
  • Понимают проблему
  • Определяют цель деятельности на уроке
  • Формируют варианты названия проекта
  • Знакомятся с планами

II самостоятельная исследовательская деятельность

  • Организует групповую исследовательскую работу учащихся
  • Следит за индивидуальной работой учащихся
  • Обсуждают в группах аспекты тематических вопросов

III  оценка поэтапных результатов

  • Организует обсуждение тематических вопросов
  • Следит за логикой высказывания учащихся
  • Корректирует умственную деятельность учащихся, тактично исправляет ошибки, высказывает пожелания, подводит к определенным выводам
  • Формирует домашнее задание, определяет срок выполнения    
  • Высказывают мысли по поводу аспектов тематических вопросов
  • Обсуждают разные взгляды на проблему
  • Принимают определенную позицию, исходя из собственного жизненного опыта, личностными ориентациями
  • Образуют микропроект
  • Оценивают работу друг друга

IV  защита проекта

  • Организует защиту учащимися проектов на уроке или на внеклассном мероприятии
  • Организует оценивание, ставит итоговую оценку, подводит итоги обучения
  • Демонстрируют собственные проекты, соответственно оформляют их
  • Осуществляют рефлексию деятельности и результатов, взаимооценку деятельности и ее результатов

Технологию проектной деятельности использую на уроках развития речи. Независимо от специфики отдельных проектов реализую их в такой последовательности:

  1. подготовительную работу – проработка тематических вопросов – провожу на одном из этапов урока развития устной речи учащихся;
  2. форму материального выражения ученических проектов определяем, исходя из перечня работ по развитию связной речи (сочинения на морально-этические темы, этюды на основе жизненных впечатлений, выступления на семинарах во время дискуссий, сочинения и статьи в газету на общественно-политические темы);
  3. учащиеся готовят проект самостоятельно в форме домашней работы;
  4. в определенный учителем срок учащиеся в свое свободное время собираются группами (теми, которыми прорабатывали рабочие планы проекта), читают письменные работы, на конкурсной основе выбирают лучший проект, готовятся к его защите;
  5. учащиеся сдают письменные работы;
  6. учитель проверяет работы;
  7. учитель проводит урок анализа письменной работы;
  8. учитель определяет срок защиты проектов;
  9. на одном из уроков выделяется время для защиты ученических проектов;
  10. учащиеся группой защищают проект;
  11. оценка учителей и взаимооценка деятельности учащихся и ее результативности.

Метод проектов непосредственно связан реальностью современности, поэтому вывожу его на жизненные проблемы. Каждый проект выходит за рамки учебного предмета, связан с другими науками (философией, этикой, эстетикой, обществознанием, экономикой, культурологией, социологией), искусством, т.е. является межпредметным.

Так как  в процессе изучения русского языка технология проектов применяется на уроках развития речи, реализацией проекта является работа, определенная коммуникативной содержательной линией программы. Поэтому у учащихся должны быть сформированы навыки лингвистического анализа текста, схема которого имеет такой вид:


        -актуальное членение предложений

        -способ связи между предложениями

        -общий вопрос к тексту

        -функциональное назначение

        -сфера употребления

        -языковые особенности

        -структура предложений

        -риторические фигуры

        -инверсия

         -тропы

        -народнопоэтичность

        -символизм

        

Анализировать текст учащиеся учатся в продолжении всего речевого развития в школе, навыки лингвистического анализа готовых текстов – залог успешного составления собственных текстов. Механизм работы над проектом предвидит придерживание логики, которая находит свое отражение на каждом структурном этапе урока.

На первых этапах урока актуализирую опорные знания учащихся по теме в процессе повторения изучаемого. Методом беседы подвожу учащихся к выводу о том, что знания по теме могут быть использованы в жизни (мотивационный аспект).  Актуализируя чувственный опыт, создаю условия, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали познание проекта, определяли цель деятельности, ее проблему с помощью ключевого вопроса, который является сутью проекта и не имеет четко очерченных способов разрешения. Выполнение проекта предполагает, что учащиеся в процессе исследовательской работы, управляемой учителем, попробуют решить выявляемую проблему. Ключевой вопрос связывает учебный предмет с другими дисциплинами, с реальной действительностью.

Из-за своей глобальности и абстрактности ключевой вопрос может показаться учащимся сложным. Возникает потребность в более конкретных вопросах (тематических), которые направляют школьников на раскрытие ключевого вопроса. Они не имеют однозначно правильных «правильных», очевидно истинных ответов, а нужны для того, чтобы активизировать учащихся, часто бывают трудными для понимания, противоречивыми, поэтому привлекают к размышлениям, исследованиям, поиску дискуссий. Они, отражая, учитывают разные интересы детей, дают им возможность использовать творческий подход. В тоже время тематические вопросы – это путь, перспектива решения ключевого вопроса. Поэтому тщательная формулировка тематических вопросов  - сложный, базовый этап подготовки учителя к уроку.

Следующий этап урока целиком посвящаю исследовательской работе учащихся по тематическим вопросам. Провожу ее в парах или группах, используя активные методы обучения.  Для организации поисковой деятельности заблаговременно разрабатываю и оформляю план деятельности в виде схем, таблиц, карт, где разработаны  тематические вопросы, они содержат дополнительную информацию, имеют место для выводов, обобщений.

Основным средством организации самостоятельной деятельности учащихся являются операционные карты или рабочие планы, которые играют роль алгоритма работы, памятки, основы опорного коллектива.  В них сформулированы вопросы, которые решаются, главные понятия и их толкование, вопросы - задания, подсказки к ним. Все задания карты должны быть связаны с личным опытом учащихся (смотри приложение 15).

Во время создания проекта учащиеся работают во внеурочное время. К определенному сроку они заканчивают создание проекта.

Учащиеся, подготовившись к презентации, вместе с учителем проводят заключительный этап проектирования. Это происходит на следующем уроке (целое занятие или его часть) или на итоговой конференции (внеклассное мероприятие по предмету), где учащиеся защищают свои проекты, обсуждают спорные вопросы, общаются.

Ученические проекты  оцениваются комплексно, используется таблица критериев, в которой соединяются внешняя оценка, оформление и выполненная работа, ее защита и презентация.

уровни

Внешняя оценка

Защита, презентация

высокий

  • Проект имеет социальную значимость
  • Выдвинута актуальная проблема
  • Достаточно глубоко раскрыта проблема
  • В процессе работы использованы разнообразные методы исследования и обработки результатов
  • Продемонстрировано нестандартное мышление
  • Принятые решения доказаны, выводы аргументированы
  • Каждый участник проекта работал активно, решения принимали коллективно
  • Участники демонстрировали взаимопомощь, толерантность в общении
  • Доклад хорошо построен, отличается логичностью
  • Продемонстрированы глубокие знания по предмету, эрудированность
  • Докладчик готов к дискуссии, дает полные ответы на вопросы, имеет деловые качества
  • Высокий уровень речевой культуры

оптимальный

  • Проект имеет социальную значимость
  • Выдвинуты актуальные проблемы,  но погружение в них недостаточное
  • В процессе работы использованы разные методы исследования и обработки результатов, но учащиеся мыслили стандартно
  • Выводы и решения недостаточно аргументированы
  • Участники проекта работали активно, коллективно принимали решения, но в их действиях не было сплоченности
  • Доклад убедительный, но не все утверждения достаточно аргументированы
  • Не продемонстрирована глубина знаний по предмету
  • Докладчик имеет деловые качества, готов к дискуссии, но не все ответы в развернутом виде
  • Речевые ошибки в высказываниях

средний

  • Проект не имеет социальной значимости
  • Проблемы не отличаются актуальностью, раскрыты поверхностно
  • Стандартное мышление учащихся
  • Решения и выводы не аргументированы
  • Учащиеся работали инертно, не слажено
  • Доклад недостаточно аргументирован, не убедителен
  • Поверхностные знания предмета
  • Речь не развита

низкий

  • Отсутствует социальная значимость проекта
  • Проблемы не раскрыты
  • Отсутствует система в работе учащихся
  • В проекте нет выводов
  • Не все учащиеся работали
  • Доклад не подготовлен
  • Уровень знаний предмета низкий
  • Речь не развита

Учащимися 9-ых классов были созданы проекты:

  • на лингвистические темы: «Диктанты «На засыпку», «Лексикон учащихся моей школы», «Основные нормы современного литературного произношения», «Язык – зеркало культуры», «Роль языков в жизни человека»;
  • на морально-этнические темы: «Интеллигентность», «Быть ответственным за все», «Равнодушие», «Я и политика», «За здоровый образ жизни» - киносценарий «Ералаш».

Использование технологии проектной деятельности на уроках русского языка дает высокие результаты в обучении и максимально способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся:

  • дети активно и творчески участвуют в овладении филологическими знаниями, формируется целостная языковая (и художественная) картина миру школьников;
  • развивается речевое чутье учащихся, самостоятельное критическое мышление, они учатся преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний;
  • дети умеют редактировать, оценивать свои работы и работы одноклассников
  • развиваются ораторские способности;
  • соблюдаются нормы речевого этикета;
  • осуществляется речевой контроль.

Данная технология помогает сформировать развитую языковую личность, способную эффективно пользоваться языком в устной и письменной форме, официально и неофициальной обстановке и решать при этом разнообразные коммуникативные задачи.

Эта технология дает возможность развивать  у детей коммуникативные навыки в трех видах речевой деятельности – говорении, аудировании, письме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....

Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Изменения в системе образования за последние годы привели к переосмыслению методов и технологий обучения. Сегодня за время обучения школьник должен приобрести навыки учить себя самостоятельно. В решен...